Запланированный на 16–17 октября текущего года в Минске юбилейный,
С чем связана отсрочка саммита, который многие политологи склонны считать решающей встречей президентов СНГ? Сам Лукашенко по этому поводу посетовал, что некоторые страны Содружества «считают себя государствами первого ранга и единолично принимают решение о переносе саммита». «Так поступать нельзя. Как раз это и говорит о недостатках в СНГ, которые будут обсуждаться на предстоящем саммите», — добавил глава Беларуси. Его государство, завершил свое выступление перед журналистами А. Лукашенко, готово принять юбилейный саммит в любое время.
Между тем в рамках саммита должны состояться заседания Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ и Совета министров иностранных дел СНГ. Планировалось, что в последнем из упомянутых заседаний примет участие и министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк.
Любопытно, что, несмотря на постоянную демонстрацию СНГ вопиющей неэффективности собственной деятельности, значительное количество наблюдателей склонны ожидать от юбилейного саммита
В первую очередь, ожидается, что саммит окончательно зафиксирует необратимость объединительного проекта. Сделано это будет посредством принятия конкретных программ в области миграции и транспорта, что, по мнению аналитиков, создаст новые крепкие узы между
С чем связаны столь радужные ожидания? Основная причина кроется в избрании Нурсултана Назарбаева председателем СНГ. Именно этот политик постсоветского пространства за все 15 лет существования государств Союза в изменившихся условиях проявил наибольший потенциал интегратора. Все эти годы именно от Казахстана и его лидера исходили интеграционные инициативы, пусть и разной степени успешности исполнения. Расчет на то, что сейчас, став председателем Содружества Нурсултан Назарбаев получает шанс применить свои интеграционные устремления в новых масштабах, но не с позиции одного, пусть и наиболее развитого государства в СНГ, а с позиции всего Содружества. Усиление авторитета СНГ может серьезно повлиять на расклад сил в Центральной Азии, где сходятся интересы крупнейших мировых держав.
Аналитики считают, что заявленные темы для обсуждения в ходе саммита — транспорт, миграция, коммуникации — лишний раз подтверждают, что новым председателем Содружества ведется подготовка к новому интеграционному рывку. Иначе зачем, спрашивается, утрясать проблемные вопросы как раз в тех сферах, без которых немыслимо сближение государств?
Таким образом, ожидания наблюдателей от саммита не являются беспочвенными. И мы могли бы проверить верность или ложность этих надежд в середине октября, однако саммит перенесен на более поздний срок. Впору присоединиться к сетованиям белорусского президента и пожелать, как и он, чтобы и бюрократические проблемы СНГ нашли свое решение в ходе отложенного саммита.
Максим Иволгин, Алматы