Украинские эксперты опасаются, что в ближайшие годы Киеву не удастся подписать контракты на поставки каспийской нефти, пишет польское издание Rzeczpospolita. Несмотря на это, они все же предлагают начать строительство трубопровода из Бродов (Львовская область) в польский Плоцк, а когда он будет готов — нефть все равно пойдет.
Украинский президент до сих пор не получил не только никаких конкретных предложений, но даже обещаний поставок нефти из Казахстана или Азербайджана. Недавний визит Виктора Ющенко в Баку также не принес ожидаемых результатов, а киевская пресса после этого писала, что президент напрасно «рыщет» по всему миру в поисках нефти.
В столице Азербайджана он говорил, что Украина должна покупать в год 4,5–5 млн. тонн нефти из нашей страны. Эксперты считают, что ее цена будет слишком высока, а президент Алиев признал, что не намеревается делать специальных скидок украинским партнерам. «Официальный Баку ответил, что новые возможности диверсификации поставок нефти на мировые рынки появятся, но не ранее, чем через
Несмотря на это, украинские аналитики считают, что все равно стоит строить нефтепровод из Бродов в Польшу. «Логика казахских или азербайджанских властей такова: сначала постройте трубопровод, а потом поговорим о поставках», — говорит известный аналитик по топливным вопросам Михаил Гончар. Он считает, что ни одна прикаспийская страна не согласится на другую формулу, пока строительство находится в фазе проведения анализа. «Уже теперь появляются конкурирующие нефтепроводы, так что необходимо действовать быстро. Отсутствие политической воли и конкретных шагов в этом вопросе вызывает беспокойство», — добавляет Гончар.
"В подготовке инвестиций принимают участие польская государственная фирма PERN Przyjazn и «Укртранснафта», которые создали совместную компанию «Сарматия». Все же кажется мало вероятным, чтобы польская сторона приняла решение о начале строительства участка трубопровода из Бродов в нашу страну без конкретных договоров, — пишет Rzeczpospolita. — Тем более что в течение многих месяцев стоял незаполненным весь отрезок трубопровода
Без соглашений с производителями сырья из Казахстана или Азербайджана «Сарматии» сложно будет вести переговоры как о получении кредита на строительство, так и об условиях продажи потенциальным покупателям сырья. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 0,5 млрд. долларов, в первой фазе нефтепровод должен транспортировать по 15 млн. тонн сырья в год. Правда, инвестиции, которые поддерживает Европейская комиссия, могут получить дополнительное финансирование от европейских банков, таких, как ЕБРР или Европейского инвестиционного банка, но даже они не предоставят кредита без уверенности в рентабельности предприятия.
Единственным выходом из положения кажутся не политические шаги, а непосредственные переговоры с фирмами, которые разрабатывают месторождения в бассейне Каспийского моря. Многие месяцы люди, связанные с проектом, говорили о возможности участия американских нефтяных концернов. Недавние визиты польских политиков в Вашингтон должны были ускорить весь процесс, но конкретных результатов нет. Возможно, переговоры вести будет легче, когда представители «Сарматии» представят руководству концернов подробный
Для нас в первую очередь интересен вопрос о том, насколько действительно Азербайджан заинтересован экономически в поставках своей нефти на мировые рынки, в том числе через территорию Украины и Польши. Ведь и сейчас наша страна имеет возможность экспортировать ее через имеющиеся трубопроводы
Экс-президент
«Азербайджану трудно определиться с этим вопросом, поскольку он учитывает ревностное отношение России, которую мы тоже считаем стратегическим партнером, — говорит политолог Эльдар Исмаилов. — Но у нас есть много стратегических партнеров. Такие же наши стратегические партнеры Америка, Франция и Польша. Поэтому Азербайджан не торопится с дачей ответа Украине, и это вполне оправданно. В конечном итоге, мое мнение, Азербайджан даст такое согласие, поскольку этот вопрос и экономически очень важен для
Р.Оруджев