Предстоящая встреча президентов России и Беларуси обещает стать одной из самых занятных интриг на постсоветском пространстве

Предстоящая встреча президентов России и Беларуси обещает стать одной из самых занятных интриг на постсоветском пространстве

Предстоящая встреча президентов России и Беларуси обещает стать одной из самых занятных интриг на постсоветском пространстве

Когда из недр ведомства Павла Бородина появилась информация, что Путин намерен 9–10 ноября встретиться с коллегой Лукашенко, то к ней, по началу, многие отнеслись без должного внимания. Госсекретарь виртуального союзного государства России и Беларуси периодически кормит СМИ разного рода байками об успехах союзного строительства, на которые уже мало кто обращает внимание. Однако, наблюдаемый в последнее время перечень ряда событий, касающихся взаимоотношений Минска и Москвы, вынуждает все сильнее проявлять интерес к этому политиков и наблюдателей на постсоветском и иных пространствах мира. В такой интересный перечень вполне вписываются заявления Лукашенко в адрес Кремля во время минской пресс-конференции для журналистов региональных российских СМИ и ответы Путина на белорусские вопросы во время прямого телеобщения со своим электоратом. К ним можно добавить и эскапад заявлений на заданную тему разномастных деятелей со всех сторон. В том числе и о возможности газового партнерства Беларуси и Украины в обход России. Происходящее как эскалацию кризиса уже никто не отрицает.

31 октября, принимая у себя губернатора Ставропольского края Российской Федерации Александра Черногорова, президент Лукашенко заявил, что в двусторонних отношениях идет процесс определения «момента истины». При этом он пояснил: «Сегодня мы переживаем определенный этап в союзном строительстве. Не скажу, что этот этап простой и, наверное, вы заметили, что на самом высоком уровне до сих пор нет четкого понимания, что надо сделать сегодня-завтра и к чему мы должны прийти». Надо полагать, откровением для присутствовавших стали слова Лукашенко о том, что «Мы скатились до того, что речь должна идти об экономической интеграции. Если ставите так вопрос, нам достаточно и Таможенного союза».

Тут же руководитель Беларуси публично сообщил о предстоящей «в ближайшее время» встрече с Путиным, на которой российскому коллеге будет представлен подробный анализ выполнения союзных договоренностей обеими сторонами. По словам Александра Лукашенко, он основательно готовится к предстоящей встрече. Всем структурам и органам власти Беларуси дано поручение проанализировать соглашения и действия белорусской и российской сторон в рамках союзного государства, что было сделано, а что нет. После представления президенту России эта информация будет направлена также всем российским губернаторам, отметил президент Беларуси. По словам Лукашенко, губернаторы должны знать о состоянии дел в двусторонних отношениях «не из СМИ, а фактически». Так сказав о губернаторах, похоже, его расчет был на угрозу, которая должна стать сильнее исполнения. Примечательно, что данные пассажи Лукашенко все российские телеканалы дружно проигнорировали в своих новостных выпусках. Минский бомонд это молчание Москвы воспринял интригующе и с тревогой. Среди белорусских чиновников нарастает ощущение приближения скорого «момента истины».

А насколько сам хозяин Кремля готов к такому «моменту»? Об этом, видимо, можно судить, например, по его недавнему заявлению в ходе прямого общения с российскими гражданами. Отвечая на вопрос о союзе с Беларусью, Путин сказал: «Сначала нам нужно говорить об экономической интеграции. И в этой связи самым главным я считаю переход на единую валюту… Мы сейчас находимся в процессе согласования также и политических вопросов, в том числе и по Конституционному акту. Но… все-таки приоритетом является экономика. Но насколько будут наши белорусские коллеги готовы к самому важному направлению нашего сотрудничества — интеграции, к экономической интеграции, должно показать время, и это в значительной степени зависит от них». Но каких-либо признаков такой готовности белорусских коллег до сих пор не наблюдается. Ведь для Лукашенко «Мы ( читай Путин) скатились до……..экономической интеграции». Видимо поэтому, Путин прямо пояснил тем, кто не понимает, что Россия может сократить экспорт в Беларусь нефтепродуктов. И добавил, что настала пора наводить порядок. Дело в том, что российскую сторону очень не устраивает состояние, когда объем сырой нефти, которую поставляют из России на НПЗ в Беларусь и ее потребности сильно разнятся от того количества нефтепродуктов, которые потом поставляются Беларусью за рубеж.

В соответствии с договором о Таможенном союзе между Россией и Беларусью экспортные пошлины при поставке нефти в Беларусь не платятся, а местная пошлина на экспорт нефтепродуктов составляет, по оценкам экспертов, примерно 75% российской. Это делает переработку нефти в Беларуси и последующий ее экспорт чрезвычайно выгодным для российских нефтяников, но российский бюджет от этого не получает ничего. Попытки России принять участие в доходах белорусского бюджета от скрытого реэкспорта пока результатов не принесли.

«Мы никак не можем добиться общих стандартов в вопросе таможенных пошлин, как по импорту, так и по экспорту. Если нам не удастся достичь договоренностей, то нам придется вводить какие-то ограничения», — заявил по поводу Беларуси Владимир Путин. И как-то сразу появилась информация о том, что «Транснефть» в четвертом квартале сократит трубопроводным транспортом поставки нефти в Беларусь с 4 млн тонн до 3 млн ( на 30%). В компании это объясняют снижением по предписанию Ростехнадзора давления в нефтепроводе «Дружба». А эксперты считают, что Кремль хочет ( даже несмотря на потери доходов российскими нефтекомпаниями) таким образом надавить на Александра Лукашенко в ходе дискуссии вокруг цен на газ. И это было синхронизировано с предложением Минэкономразвития РФ увеличить белорусские экспортные пошлины на нефтепродукты до российского уровня и перечислять 85% их объема в российский бюджет. Вряд ли будет ошибочным отнести к арсеналу нарастающего давления и решение Минпромэнерго РФ отложить согласование объемов поставок газа и нефти в Беларусь в 2007 году на декабрь текущего года. Очевидно, что, откладывая принятие решения об объемах поставок газа и нефти в Беларусь до критического срока, российская сторона пытается повлиять на ход процесса приватизации «Белтрансгаза» и межбюджетного распределения белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты. Казалось бы, поводов для оптимизма в Минске быть не может. Однако, некоторые источники уверяют, что в правительстве Беларуси все же появился определенный оптимизм по поводу ценовых условий поставки газа в следующем году. И поводом для него стало заявление премьер-министра Украины Виктора Януковича о том, что цена газа для Украины в 2007 году не превысит $130 за 1 тыс. куб. м. В Минске считают, что стоимость газа для Беларуси не может быть выше цены его поставок на Украину.

Белорусская сторона рассчитывает импортировать в 2007 году 21,7 млрд. куб. м газа (в 2006 году по балансу 21,5 млрд. куб. м) и 21,5 млн тонн нефти (19,5 млн тонн). Следует напомнить, что «Газпром» летом заявил о намерении увеличить цену поставок газа для Беларуси в 4 раза — до $200 за 1 тыс. куб. м, что привело к активизации переговоров о продаже ему 50% белорусской газотранспортной системы «Белтрансгаз». В настоящее время независимую оценку «Белтрансгаза», что должно стать основой переговоров о цене сделки, ведет инвестиционный банк ABN Amro (Нидерланды).

Определенный резонанс в Минске получило мнение московского политолога Андрея Суздальцева. Его суждения настолько раздражают белорусские власти, что эксперта фактически превратили в персону нон-грата в Беларуси. Как пояснил политолог «Главреду», Лукашенко не собирается даже рассматривать цену производственных активов ОАО «Белтрансгаза», которую по согласованию с Минском и Москвой («Газпром») проводит нидерландский банк ABN Amro. Белорусский президент считает, что приманив «Белтрансгазом» «Газпром» он уже выиграл в главном — во времени. Действительно, в сентябре газовые переговоры так и не возобновились, как впрочем, и в октябре.

В настоящее время Лукашенко применяет жестко скоординированный между ведомствами Беларуси комплекс мер против Москвы: непрерывно «бомбить» «Газпром» бесконечными делегациями газовых попрошаек, постоянно приезжающих из Минска с пустыми руками; шантажируя разрывом союзных соглашений, постепенно наращивать информационную войну против российского руководства. Начало было положено выступлением Лукашенко на пресс-конференции от 29 сентября, где белорусский президент пообещал разрушить союзное государство, если ему повысят цену за российский природный газ; организовывать полномасштабную кампанию шантажа российского руководства посредством дипломатических шоу с Каракасом, Баку, Киевом. Пекином. Мол, могу и сменить российский вектор своей политики на иные.

Многие наблюдатели и эксперты склонны согласиться с мнением Суздальцева, что Минск «переиграл» и не заметил, как перешел «точку возврата». Сейчас он ударно движется к полномасштабной конфронтации с Москвой. Ситуация, судя по обстановке, приобрела необратимый характер. Фактически Беларусь под управлением Лукашенко объявила России пока «холодную», но совершенно реальную войну

Очевидной реакцией Кремля на такие возможные зигзаги бывших сестер и братьев по СССР стало появление в Госдуме, по убедительной просьбе президента, законопроекта о санкциях в отношении недружественных стран, которые будут вводиться по личному распоряжению Владимира Путина. По мнению наблюдателей, новый закон даст России возможность создать свою «ось зла».

Точное название документа — «О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации». Он предполагает, что в случае возникновения международной чрезвычайной ситуации президент РФ принимает решение о применении целого ряда экономических санкций в отношении государства, которое с точки зрения Кремля сделало недружественные шаги. К экономическим мерам относятся запрет внешнеэкономических операций и приостановление действия международных торговых и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей. Провинившейся стране грозит изменение экспортных и импортных таможенных пошлин. Пока трудно сказать, насколько новый закон может коснуться и Беларуси. Одно ясно — он предназначен для «воспитания» партнеров по СНГ. Не представляется реальным, что этот закон может применяться в отношении, например, таких стран, как США, Англия, других стран Запада. Следует отметить, что срок действия специальных экономических мер, согласно данному законопроекту, не должен превышать четырех лет. Он может быть продлен на два года, если, по мнению президента, сохраняется угроза здоровью, правам и законным интересам граждан и безопасности Российского государства.

Роман Яковлевский, Минск

Оценить статью
(0)