В понедельник главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко в очередной раз сделал громкое заявление. Он отменил переговоры по возобновлению поставок вина в Россию.
«Из-за невыполнения молдавской стороной договоренностей, достигнутых во время недавней встречи в Москве руководства Роспотребнадзора с первым заместителем председателя правительства Молдавии, нами приостановлены контакты на эту тему», — сообщил он агентству «Интерфакс». В пресс-службе Национального агентства «Молдова-вин», куда мы обратились за комментариями, только вздохнули. Там устали от бесконечных заявлений главного российского борца с молдавским алкоголем.
Чуть больше месяца назад господин Онищенко выразил сомнение по поводу того, что молдавское вино вообще может вернуться в Россию. "Молдавская сторона просто не желает наводить порядок в производстве. Все это утверждает нас в мысли, что молдавскому вину практически закрыта дорога на российский рынок, — сказал он тогда. После чего принял участие в очередном раунде переговоров, состоявшемся неделю назад.
Комментируя для российского сайта РБК его итоги, глава молдавской делегации в переговорах Зинаида Гречаная сообщила, что в ходе встречи с Онищенко были обговорены пути выхода из сложившейся ситуации и достигнута договоренность о начале работы Роспотребнадзора с конкретными молдавскими винодельческими предприятиями, которые смогут уже на этом этапе обеспечить требуемые российской стороной стандарты качества. По словам молдавского вице-премьера, уже на текущей неделе экспертные группы Молдовы и России должны начать согласование условий для возврата молдавских вин на российский рынок. По договоренности, молдавская сторона должна представить план конкретных мероприятий, состоящий, по словам гендиректора Агропромышленного агентства «Молдова-вин» Валерия Миронеску, из двух частей. Первая предусматривает действия, необходимые для реализации тех молдавских вин и коньяков, которые закрыты сегодня на российских складах, а вторая оговаривает условия полномасштабного экспорта в РФ нашей алкогольной продукции. В свою очередь, специалисты Роспотребнадзора должны представить свои стандарты и технические условия, которые будут предъявляться к продуктам наших виноделов. Судя по информации РБК, на прошлой неделе договоренность по конкретным вопросам с господином Онищенко была достигнута.
Но, видать, сбился какой-то винтик в механизме, если главный санитар РФ затянул прежнюю песню, едва молдавская делегация покинула Москву. Быть может, Онищенко обиделся на своего молдавского коллегу, посоветовавшему ему не паниковать, а взять себя в руки? Тогда остается только развести руками: обида удел людей в себе неуверенных, но уж никак не государственных мужей. Нет, тут дело в другом.
К сожалению, никто из официального Кишинева не захотел по горячим следам прокомментировать заявление российского борца за трезвый образ жизни. Как обычно, все чего-то выжидают. И, как обычно, проигрывают. Сразу возникают сомнения: а вдруг, действительно, молдавская сторона что-то там нарушила? И даже когда в прессе появится чье-либо заявление о том, что все в порядке (а оно, как обычно, появится, только поздно), веры ему уже не будет. Оправдывающимся не верят. Вот почему мы всегда проигрываем бои в информационных войнах. И вот почему, несмотря на все заявления о полной прозрачности действий правительства, наш народ не слишком ему доверяет.
Но вернемся к господину Онищенко. Остается только гадать, чью позицию он так старательно озвучивает вот уж полгода как. Точно не кремлевскую. Потому что официальная Россия все время подчеркивает свое стремление сохранить территориальную целостность и неделимость Молдавского государства. А господин Онищенко, напротив, его разделяет. «Вместе с тем, — цитирует агентство „Интерфакс“ его слова, — хочу отметить, что более перспективными представляются ведущиеся сегодня переговоры с Приднестровьем и Абхазией на предмет возможного допуска их винной продукции на российский рынок».
О политкорректности тут говорить не приходится. А Онищенко по-человечески жаль. Ведь даже в самой России — достаточно прогуляться по интернет-сайтам и блогам — его воспринимают лишь как «говорящую голову», Цербера, стоящего на страже чужих, отнюдь не государственных, интересов. Результаты его со товарищи антиалкогольной «политики» налицо: ежедневно пополняется список российских граждан, погибших от употребления суррогатного алкоголя. Возможно, массовые отравления «бормотухой» и не связаны с отсутствием на российских прилавках дешевых молдавских вин, пусть даже не соответствующим органолептическим требованиям, но почему-то когда они продавались, народ такими темпами не вымирал.
По сути, война Онищенко против Молдовы обратилась его войной против России. Вот как бывает, когда ради чьих-то политических (или еще каких-нибудь) амбиций забываешь о собственной стране.
Юлия Семенова (Юдович)