Сегодня вопрос восстановления позиций России в области современных наукоемких и оборонных отраслей промышленности приобрел высочайшую актуальность. И отрадно, что руководство страны стало уделять этой проблеме достаточное внимание. В частности, на заседании Экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно — промышленного комплекса Совета Федерации Федерального Собрания РФ 10.11.06 г., участником которого был автор, рассматривался вопрос «Проблемы правового регулирования подготовки кадров и кадровой политики для предприятий оборонно — промышленного комплекса».
В настоящее время перед нами стоит задача в кратчайшие сроки ликвидировать последствия (сознательной !) политики «либералов»
Проработав многие годы директором РадиоВТУЗа Московского Авиационного института, который был образован Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1962 г. с целью ускоренной подготовки специалистов высшей квалификации для предприятий и организаций ВПК, я считаю, что ряд важных особенностей обучения в РадиоВТУЗе МАИ было бы полезно использовать в других ВУЗ, решающих аналогичные нам учебные задачи.
В РадиоВТУЗе МАИ с целью качественной и ускоренной подготовки специалистов используется нестандартная схема набора и обучения. Набор студентов на первый курс осуществляется исключительно из подшефных московских колледжей (ранее — техникумов), студенты которых проходят предварительный отбор для поступления в РадиоВТУЗ уже на старших курсах техникума. Таким образом, в набор первого курса, как правило, попадают лучшие выпускники колледжей, что позволяет начинать их инженерную подготовку не более ранних стадиях обучения, чем это происходит при наборе выпускников общеобразовательных школ. В результате программа полного обучения по инженерным специальностям выполняется за пять лет, на шесть месяцев раньше, чем по общеобразовательным учебным программам. Это позволяет направлять квалифицированных специалистов в народное хозяйство в более ранние сроки, нежели при традиционном цикле. Указанная схема набора отработана в течение более чем 40 лет и имеет важные для кадровой политики традиции.
Другой особенностью обучения студентов РадиоВТУЗа является непрерывная производственная практика на предприятиях. С этой целью студенты, начиная со второго курса, распределяются на предприятия и работают в подразделениях, выполняя текущую работу. В этих же подразделениях они выполняют дипломный проект и остаются работать после окончания Радиовтуза. Таким образом, отпадает необходимость «привыкания» молодых инженеров к новым условиям работы, которое обычно растягивается на год — полтора. Это повышает эффективность обучения в форме, принятой в Радиовтузе.
Третьей особенностью обучения студентов РадиоВТУЗа является чтение на старших курсах предметов, устанавливаемых советом РадиоВТУЗа и посвященных изучению самых новых достижений современных информационных технологий. Чтение эти курсов на современном уровне обеспечивается привлечение специалистов тех предприятий, куда направляются студенты для производственной практики и где они в дальнейшем будут работать.
Эти особенности позволили за 44 года существования РадиоВТУЗа подготовить около 6 тыс. инженеров по специальностям «Радиотехника», «Вычислительная техника» и «Конструирование и технология производства радиоаппаратуры», которые направлялись на работу в оборонные предприятия России.
В
В последние годы, в связи с общим подъемом экономики страны, восстанавливается и деятельность предприятий. Это позволило в значительной мере укрепить институт практической подготовки студентов на этих предприятиях. Сегодня более 60% студентов проходят непрерывную производственную практику на предприятиях оборонного комплекса. И это позволяет говорить о том, что положительный опыт РадиоВТУЗа МАИ советских времен в ближайшем будущем может быть реально и полностью восстановлен.
Директор РадиоВТУЗа МАИ, заслуженный деятель науки РФ, член — корреспондент РАЕН, д.т.н., проф. С. А. Клейменов