Экспертиза как механизм защиты продовольственного рынка России после присоединения к ВТО

Экспертиза как механизм защиты продовольственного рынка России после присоединения к ВТО

Экспертиза как механизм защиты продовольственного рынка России после присоединения к ВТО

Сейчас многие задаются вопросами, нужно ли вступать России в ВТО и что нас ждёт после вступления в эту организацию?
Вы, наверное, слышали, что удвоение ВВП без удвоения производства с/х продукции невозможно. Ежегодно в послании Президента РФ говорится об этом. Никакая другая отрасль не компенсирует развивающийся низкими темпами аграрный сектор.
Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. Даже на Украине, в Беларуси эти показатели значительно выше.
Попробуем разобраться в этом и подумать, как будем защищаться от новых норм и правил ВТО.
ВТО — это организация, которая создавалась экономически мощными государствами, такими как США и Канада. Сейчас она пополнилась новыми членами. На сегодняшний день их можно разделить на две группы: крупные мощные и развивающиеся. Между этими двумя группами существует конфликт интересов.
России нужно использовать этот уникальный момент, чтобы войти в ВТО на более выгодных для страны условиях. Российский рынок имеет особую привлекательность. Члены ВТО учитывают, что около двух миллиардов жителей планеты испытывают дефицит в продовольствии. В этом плане Россия — «Клондайк» для производителей с/х продукции. Они с нетерпением ждут нашего скорейшего вступления в ВТО.
Нас хотят поскорее втянуть в эту организацию, чтобы навязать такие правила игры, которые впоследствии невозможно будет изменить, даже когда у нас сложится более благоприятная экономическая ситуация. Нам хотят связать руки на перспективу. Отсюда главная задача переговорщиков со стороны стран членов ВТО — «влезть» в российский рынок на своих условиях.
Попытаемся разобраться в этих условиях. Хотя дело это одновременно и простое, и сложное.
Простое, если задумаемся о значении продовольствия для поддержания человеческой жизни. Еда нужна каждому; доступ к безопасной и полноценной пище является одним их фундаментальных прав человека. Около 1.3 миллиарда людей активно занимаются производством с/х продукции.
Если доступ к еде так важен, тогда почему 820 млн человек сегодня живут в голоде? Почему жители тех стран, которые продают продукты питания на экспорт, относятся к беднейшим слоям населения планеты?
Ответ в корпоративной глобализации, агрессивно проталкиваемой ВТО, правила этой организации нацелены на ослабление регулирующих функций государства.
16 декабря 2005 года состоялась Министерская конференция стран участниц ВТО в Гонконге, о результатах которой коротко расскажу вам позже.
Четвёртая Министерская конференция в Дохе в 2001 году дала старт новому раунду либерализации торговли, победителями которой стали транснациональные компании (ТНК), которые играют доминирующую роль в мировой экономике.
Это касается и с/х, и пищевой промышленности, где процесс слияний и поглощений сосредоточил контроль над отраслью в руках нескольких глобальных корпораций. Корпорации, поставляющие семена, слились с агрохимическими и биотехнологическими компаниями, видоизменив, по сути, всю мировую продовольственную систему.
Именно благодаря такому контролю над всей продовольственной цепочкой, корпорации, подобные DuPont, могут заявлять, что список дел, которые надо сделать для планеты, включает простую задачу «накормить планету». На деле же это означает, что люди будут всё менее в состоянии прокормить себя без таких корпоративных гигантов как Дюпонт, становясь всё более зависимыми от продукции и методов производства ТНК.
В этом смысле можно сказать, что продовольственная цепочка теперь на замке, а ключ у ТНК. Вот в таком направлении уводит нас корпоративная глобализация и новый раунд.
Буш объявил: «Я хочу, чтобы Америка накормила мир. Мы упускаем возможности не только на нашем полушарии, но и во всём мире».
Для США накормить голодных на планете и расширить экспорт американской с/х продукции — суть одно и то же. Как провозгласил Буш: «Всё начинается с того, что администрация берёт на себя обязательство опрокинуть барьеры, препятствующие торговле, и мы их взяли!»
Что же это за барьеры? Как они опрокидываются, и что происходит потом?
Министр с/х США Энн М.Венеман указала с предельной ясностью, что эти барьеры включают в себя любые попытки правительств защитить здоровье людей, гарантируя потребителю право отказываться от продуктов питания, содержащих генномодифицированную продукцию (ГМО). В частности Венеман подвергла критике решение Евросоюза ввести строгое регулирование в отношении пищевых продуктов, которые содержат ГМО или генетически модифицированы, и их обязательную маркировку.
Одна из главных целей ВТО — ГЛОБАЛЬНОЕ С/Х.
Именно в этом контексте подписано Соглашение по с/х хозяйству и Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных норм (SPS) и о технических барьерах в торговле, где центральную роль играет опрокидывание барьеров и укрепление господствующих позиций глобальных корпораций в мировой продовольственной системе.
По условиям Соглашения по с/х, подписавшие его стороны не имеют право разрабатывать политику, которая отстаивает внутреннюю продовольственную безопасность и средства к существованию для мелких, как у нас, крестьянских хозяйств.
На всех стадиях формирования национальной и международной политики ВТО насаждает модель ориентированного на рынок, промышленного с/х, которое ставит производство продуктов питания с целью получения корпорациями прибыли выше безопасного питания всего населения планеты в целом.
На данный момент 10 крупнейших агрохимических компаний контролируют около 80% мирового рынка, а 80% мирового зерна распространяются всего двумя компаниями, Cargill и Archer Daniel Midland. Примерно 75% торговли бананами контролируются всего пятью корпорациями; три корпорации контролируют 83% торговли какао, а ещё три — торговли чаем. Это лишь несколько примеров.
Вовсе не случайно проект предложения США по с/х, ставший позже проектом Соглашения по с/х в ВТО, был написан старшим вице-президентом Cargill!
По правилам ВТО НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО должно быть «гармонизировано», приведено в соответствие с международными нормами.
И хотя предполагается, что эти международные нормы будут служить основой для национальных законодательств, любые местные законы, идущие дальше этих международных норм, объявляются барьерами, несправедливо препятствующими торговле.
Поскольку разработка новых норм внутри ВТО определяется частным бизнесом, возникает неизбежная «понижающая гармонизация».
Примером такой понижающей гармонизации является Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм (SPS). Уже сам факт включения инспектирования продовольственного импорта и мер по обеспечению безопасности ввозимых продовольственных продуктов в соглашения ВТО означает, что они рассматриваются как технические барьеры для продвижения интересов агробизнеса.
Эта понижающая гармонизация национальных норм и мер обеспечения безопасности импортируемых продуктов питания по условиям Соглашения происходит систематически в период, когда кризисы безопасности продуктов питания становятся всё более частыми и масштабными.
Распространение коровьего губчатого энцефалита «коровье бешенство», учащение случаев заражения продуктов питания сальмонеллой, кишечной палочкой и токсическими веществами, а теперь и «птичьим гриппом» — вот лишь несколько примеров, с которыми сталкиваются работники с/х, пищевой промышленности и потребители за последние годы. Эти кризисы подчёркивают острую потребность в более жёстких и эффективных мерах контроля и обеспечения безопасности пищевой и с/х продукции.
Необходимо устанавливать нормы безопасности на более высоком уровне и более жёстко следить за их соблюдением. И в этой ситуации ВТО ведёт нас в противоположном направлении, понижая нормы и объявляя жёсткие санитарно-гигиенические меры незаконными.
Причём ТНК во время этих кризисов ставили прибыль выше общественного здоровья, и поэтому в отсутствие государственного регулирования доверять им нельзя!
Вот здесь и должна встать на защиту прав нашего российского потребителя экспертиза! По правилам ВТО государство не имеет право регулировать этот процесс, а вот саморегулирующая экспертная организация обязана защитить наш рынок от ввоза небезопасной продукции, и мы должны быть готовы к этому. По всей видимости, в ВТО мы вскоре вступим, а вот наша готовность оставляет желать лучшего.
Международные нормы, за соблюдением которых так рьяно следит ВТО, опираются на стандарты, разработанные Комиссией GODEXALIMENTARIUS, состоящей из представителей правительств и официальных советников из частного бизнеса. Эта комиссия находится под сильным влиянием крупных агрохимических корпораций. Например, США выиграло дело у Евросоюза против запрета на ввоз в Европу говядины, в производстве которой использовались гормоны, которые при употреблении этого мяса человеком не выводились из его организма. Причиной такого исхода дела послужило то, что гормоны роста производятся компанией Монсанто, которая имеет огромное влияние на ВТО.
По условиям Соглашения по техническим барьерам в торговле «производственные процессы и производственные методы» не принимаются во внимание.
Это означает, что социальные, трудовые (гигиена и безопасность), экологические и политические условия, при которых производятся товары, считаются не относящимися к делу: товары с одинаковыми характеристиками должны рассматриваться национальными и местными законодательствами как «эквивалентные» продукты. Это также относится и к «стандартам», включая добровольные, не имеющие юридической силы механизмы, такие как добровольное снабжение продукции этикетками.
В результате даже добровольная маркировка продукции может рассматриваться, как дискриминация продукции компаний, не участвующих в подобных программах.
Примером тому является использование ВТО для наступления на маркировку и ограничение торговли генетически модифицированной продукцией.
США рассматривает генетически изменённое и неизменённое продовольствие, как эквивалентные продукты: поэтому они не требуют никакой специальной проверки на безопасность, особых исследований или этикеток, чтобы попасть на прилавки.
Эта позиция поддержана исключением производственных процессов и методов из Соглашения по технически барьерам.
В результате, попытки правительств Шри-Ланки и Боливии ввести законы, запрещающие ГМО, натолкнулись на угрозу правительства США, а также Аргентины и Австралии оспорить эти действия через ВТО. Аргентина является вторым после США экспортёром генетической сои.
Шри-Ланка
ввела запрет на ввоз 21 категории генетически модифицированной продукции, включая сою, соевое молоко, соевой соус, соевую муку, помидоры, томатосодержащие, кукурузную муку. Согласно этому запрету вводилась обязательная сертификация всего импортируемого продовольствия на предмет отсутствия ГМО.
В ответ США указало, что будут применены санкции, которые обойдутся стране в 190 млн долларов, если новый закон начнёт действовать. В результате запрет был остановлен.
Уже через 6 недель после своего вступления в ВТО Китай столкнулся с угрозой судебного разбирательства по поводу маркировки ГМО.
Мы имеем огромные запасы плодородных земель, около 10% мировых запасов пресной воды, огромные людские ресурсы, желающие активно работать на благо страны.
Мы просто обязаны всем этим правильно распорядиться — во имя будущих поколений.

Антонина Михайловна Ватолкина

Оценить статью
(0)