Кто и что стоит за поправкой Джексона-Вэника

Кто и что стоит за поправкой Джексона-Вэника

Кто и что стоит за поправкой Джексона-Вэника

Поправка Джексона-Вэника на протяжении длительного времени омрачает отношения США и стран бывшего СССР. Ныне она является одним из символов былого противостояния двух государств и двух политических систем.
Под действие американской поправки попали: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
До недавнего времени в список стран, против которых применялась Поправка Джексона-Вэника, входили также Китай, Вьетнам и Украина.
Что же представляет собой данная поправка и почему многие страны, против которых она действует и по сей день, намерены посредством переговоров с Белым домом снять ее и забыть как страшный сон?
Напомним, что авторами Поправки стали два небезызвестных в Америке политика:
член Палаты Представителей Конгресса, сенатор Генри Джексон (избирался в Конгресс США в 1941–1953 годы, был членом Сената — в 1953–1983 годы);
член Палаты Представителей Конгресса Чарльз Вэник (избирался в Конгресс в 1955–1981 годы).
Краткая история появления поправки возвращает в 1972 год, когда весной советское правительство обязало граждан, желающих эмигрировать из СССР, выплачивать «компенсацию за полученное образование».
Сумма компенсации была настолько велика, что лишь ограниченное число эмигрантов могло покинуть Советский Союз. Надо заметить, что в начале восьмидесятых основная масса эмигрантов из Советского Союза направлялась в Израиль.
Принятие со стороны Москвы вышеуказанных мер стало катализатором повышения активности еврейского лобби (одной из наиболее сильных групп влияния) в Конгрессе США.
Вследствие чего в 1974 году появился на свет Закон о торговле, который фактически стал одной из попыток по созданию механизма, регламентирующего торговые отношения между США и другими странами с учетом соблюдения прав и свобод человека. В данном случае основной упор был сделан в отношении прав человека на миграцию.
Санкции начинали действовать в случае, если государство:
1. отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;
2. облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения;
3. облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию.
При этом страны, в которых запрещена или затруднена свободная эмиграция, объявляются странами с нерыночной экономикой.
В этом случае статья 402 запрещает предоставлять странам режим «наибольшего благоприятствования». Поправка также запретила предоставление таким государствам займов и официальных кредитных гарантий.
Другой стороной принятия закона 1974 года стало введение санкций в отношении государств-нарушителей международных норм. Санкции были направлены на ограничение допуска товаров, производимых в данной стране, на внутренний рынок США.
Согласно документу, санкции не могли действовать и в отношении стран, препятствующих свободной эмиграции, если они имеют рыночную экономику.
Таким образом, поправка работала лишь в отношении социалистических государств.
В частности, ее действие распространялось на Китай и Вьетнам. Однако США никогда не применяли ее против даже неугодных им стран, например, Зимбабве, Мьянмы и др. в которых отсутствовал социалистический строй.
После начала знаменитой перестройки, процедура выезда эмигрантов на постоянное место жительства за рубеж несколько упростилась, что позволило людям, желающим покинуть Советский Союз, претворить свои планы в жизнь. С 1989 года почти 235 тыс. евреев из СССР перебрались в США.
Распад СССР усилил эмиграционные настроения среди населения. Ручеек перерос в реки, которые захлестнули граждан, сталкивающихся с неизвестным будущим новых республик и стабильным, предсказуемым зарубежьем. В результате на сегодня община российских евреев в Соединенных Штатах насчитывает от 750 тыс. до 1 млн. человек, еще 1 млн. советских евреев проживают сейчас в Израиле.
После распада СССР поправка начала действовать для всех стран, получивших суверенитет на постсоветском пространстве. Существующий в настоящее время в большинстве стран бывшего СССР режим широких возможностей в отношении выбора своего постоянного места жительства каждый раз показывает, что поправка Джексона-Вэника устарела.
Это учли и в Белом доме. Вашингтон начал постепенную отмену действия поправки на территории СНГ. В начале 90-х США отменили действие поправки для Прибалтийских государств. В отношении Китая, Грузии, Кыргызстана и Албании поправка перестала действовать в 2000 году.
В конце 2004 года Сенат США отменил поправку в отношении Армении. В отношении Украины президент США ежегодно применял процедуру «временной отмены» поправки и в марте 2006 года Киев получил заветную отмену.
Вьетнам в конце 2006 года также добился своей цели на данном поприще.
Сейчас поправка действует в отношении ряда стран СНГ, в том числе Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, России, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана.
Интересна и процедура торговых отношений США со странами, которые, по мнению Белого дома, являются очагом нарушения прав человека. Так, в отношении Белоруссии и Туркменистана США ежегодно оформляют «исключения» из поправки Джексона-Вэника.
Нужно отметить, что поправка с середины-конца 90-х в отношении стран СНГ фактически не действовала.
Этому есть и свое объяснение, которое имеется в законе от 1974 года, где сказано, что президент США, найдя, что свобода эмиграции в том или ином государстве улучшилась, может единолично приостановить действие поправки на год, а затем ежегодно продлевать эту приостановку.
При этом в отношении Китая такая практика применялась с конца 1970-х, в отношении Украины — с 1997-го.
На сегодня поправка Джексона-Вэника потеряла свой содержательный смысл и используется как инструмент политического давления на государства постсоветского пространства.
Вместе с тем многие страны, в отношении которых действует данная поправка, понимают, что без ее отмены делегация США формально не имеет права голосовать за принятие стран бывшего СССР в ВТО.
Это понимают и в Белом доме. В результате чего, казалось бы, уже недействующий механизм воздействия становится инструментом политического давления, которым манипулируют как группы влияния, так и руководство США, что дает второе «дыхание» потерявшей всякую актуальность поправке Джексона-Вэника.

Примечание
Текст поправки Джексона-Вэника

Ст. 2432 Кодекса законов США.
Свобода эмиграции в торговле Востока и Запада.
(a) Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.
Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна —
(1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;
(2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
(3) облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию,
и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

Олег Сидоров

Оценить статью
(0)