Об отношении президента Буша к Грузии
Поддержка, которою имеет сегодня Грузия в американской политической элите, во многом основана на том, как относятся к Грузии президент США и его администрация. В этом большой плюс, потому что президент —
Президенту Бушу, который переживает кризис своей внешнеполитической активности, очень хочется показать: вот, в Грузии сработала концепция демократизации мира, которую он объявил во время своей второй инаугурационной речи.
Пусть методы и принципы, на которых Буш строил свою внешнюю политику, провалились в России, не слишком выиграли в зоне Персидского залива и на всем Ближнем Востоке, но — посмотрите на Грузию! В результате нашей политики она стала независимой демократической страной! И в этом смысле Грузия — действительно «любимая игрушка президента Буша», как я написал недавно в одной статье.
Не берусь судить, нравится или не нравится самим грузинам пребывать в такой роли. В целом, как мне кажется, это не противоречит их национальным интересам. Трудность же заключается в том, что Грузии еще предстоит твердо встать на ноги, завоевать уважение и поддержку у американской элиты в целом и, естественно, у следующей администрации. Потому что Америка культивирует не очень длинный период политической влюбленности. Завтра она может переключиться на
О возвращении российского посла в Грузию
России, как и всякой другой стране, надо получать достоверную информацию о том, что происходит в Грузии. Отозвав на
Но этот факт, думаю, ничего особенно не меняет в плане фундаментальных
О перспективах
Исходя из внутриполитической ситуации в Грузии и в России, обеим сторонам важно бы продержаться на определённом уровне политической мудрости и взаимной выдержки.
У многих в России не хватает понимания, что все, что Грузия сейчас делает, нужно, прежде всего, ей самой. В Москве же бытует мнение, что Грузия сегодня — не более чем инструмент реализации национальных интересов США. Что американский посол или
В странах, которые вовлечены в это дело, сейчас приближаются выборы, и риторика, видимо, будет только усиливаться. Хотя, думаю, куда полезней — в том числе и для претендентов на избрание — была бы
Об урегулировании конфликтов на территории Грузии
В ближайшее время полное урегулирование, думаю, невозможно. Давайте будем реалистами. Ситуация крайне тяжёлая, и от многих методов, которые применялись для решения этих конфликтов, надо отказываться, искать принципиально новые подходы. Очень серьезные, фундаментальные тактические просчёты допущены всеми участвующими сторонами, в том числе и Тбилиси.
Сейчас, похоже, грузинское руководство приходит к пониманию, что надо искать более гибкие методы решения проблемы, попытаться преодолеть чувство обиды. Это, безусловно, займет
Возможностей для диалога сегодня чуть больше, чем полгода назад. Диалога и с Россией, и с Соединёнными Штатами, и с людьми, которые участвуют в конфликте со стороны Абхазии и Южной Осетии. То есть шансы на урегулирование продолжают оставаться. Но надо быть реалистами и не ждать урегулирования в ближайшее время.
О вооруженных формированиях Абхазии и Южной Осетии
В Вашингтоне их не считают террористическими. Можно с этим спорить, но у Америки в данном случае подход определённый: квалификация такого рода воинских частей должна основываться не на политических нюансах, а на критериях права. Есть четкое юридическое определение того, что такое «террористическое формирование». Если вооруженное подразделение создано для самообороны и не совершает террористических акций, его нельзя называть террористическим, исходя лишь из политических антипатий. Если появятся юридические аргументы для смены дефиниций — думаю, Америка на это пойдёт. Но пока я не вижу для этого оснований.
О Нагорном Карабахе и других конфликтах
Как бы ни разрешился, в конце концов,
Что касается Приднестровья: тут ситуация очень неопределённая.
Честно говоря, я не понимаю, зачем России этот второй после Калининграда анклав — при отсутствии общих границ, без серьёзных экономических интересов, зато близкий к Евросоюзу, к НАТО и т.д. России такая проблема не нужна. Думаю, есть возможность для конкретных переговоров с Москвой по приднестровской проблеме. Здесь конфликт может разрешиться даже быстрее, чем абхазский или южноосетинский.
О «Газпроме» и Кремле
У «Газпрома» как мощной корпорации есть своя внешняя политика, которая не всегда совпадает с кремлёвской. А у Кремля есть свои представления о том, что должен и чего не должен делать «Газпром». Лично я думаю, что в их регулярных дискуссиях «Газпром» оказывается сильнее. Для сегодняшних людей интересы бизнеса гораздо убедительней, чем общенациональные — особенно если последние сформулированы абстрактно, не вполне вразумительно. Во многих отношениях «Газпром» занимает более чёткие, более понятные позиции.
В целом же я реалистически отношусь к идее использовать экономику в политических целях. Это всегда так было, всю историю человечества, и будет впредь. Если бы Россия не использовала свою энергетику в качестве рычага давления, я бы очень удивился. США на своем примере давно учат всех, что экономика — важный инструмент политики. Вот и россияне научились. Я, кстати, говорил уже
Об СНГ
Однажды президент Путин сказал, что СНГ — это попытка цивилизованного развода. Все, кто проходил через процедуру развода, прекрасно понимают, как трудно сохранить в дальнейшем цивилизованные отношения. Всё время кажется, что тебя обманывают, провоцируют, и ты теряешь больше, чем бывший партнёр.
Я ещё не видел разведённых супругов, которые бы заявили, что их развод прошёл честно и безболезненно. Все дамы в разводе говорят: конечно, я согласилась на компромисс, но бывший муж выиграл больше. Всегда есть чувство разочарования. И весь
Думаю, в случае с СНГ процесс развода еще продолжается. И Россия сделала бы доброе дело, поскорее доведя его до конца. Тогда можно было бы начать думать о
В процессе развода (он в данном случае давно уже не цивилизованный) происходит нагнетание страстей. Распад осложняется колоссальными амбициями местной и российской элит, которые часто преследуют даже не политические, а скорее финансовые или карьерные интересы. А для публики старательно подогревают старые обиды, истинные или мнимые. Возникает желание не просто разобраться в том, кто был больше виноват 15 лет назад, но еще и
Лично я считаю: любой политик, который сегодня так пламенно апеллирует к прошлому, должен уйти из политики и вплотную заняться своей любимой исторической наукой. Есть, конечно, любопытные исторические примеры, но стоит ли политику основывать на истории? Думаю, это путь в никуда.
Николай Злобин, директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности, член Экспертного совета «РИА Новости»
Статья подготовлена на основе материалов