Празднование Дня Победы в Москве и его пропагандистское значение в сегодняшней России

Празднование Дня Победы в Москве и его пропагандистское значение в сегодняшней России

Празднование Дня Победы в Москве и его пропагандистское значение в сегодняшней России

Большинство западных газет с некоторым удивлением и даже завистью публиковали материалы о праздновании Дня Победы в Москве, а американский журнал «Time» признался, что для большинства стран, опаленных огнем Второй мировой войны, даты ее окончания 8 и 9 мая являются датами памяти и примирения — именно так они были названы в резолюции, принятой Генеральной ассамблеей ООН в ноябре 2004 года. Журнал подчеркивает, что только в России по-прежнему День Победы отмечается «как единственный национальный праздник, истоки которого ясны всем».
Корреспондент журнала Юрий Зарахович пишет: «9 мая — самый горький день для России, потому что именно политика Советского Союза сначала привела к усилению гитлеровской Германии, затем позволила фюреру захватить огромные территории, для освобождения которых потребовалось четыре года ожесточенных сражений, унесших жизни 27 миллионов советских граждан. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему первые месяцы войны оказались настолько губительными для советской армии, и как ей удалось перейти в наступление. Может быть, ответ заключается в том, что, когда Гитлер напал на СССР, подавляющее число россиян не горело желанием сражаться за сталинскую диктатуру. Но зверства и террор, который чинили нацисты на оккупированных территориях, заставили народ сражаться за свои жизни, дать отпор врагу, и в конечном итоге военный конфликт превратился в Великую Отечественную войну, и стало совсем не важно, Сталин стоит во главе страны, или кто-либо другой».
Журнал утверждает, что официальная российская пропаганда делает акцент на том, что победу над Германией «одержала Россия и только Россия». Журнал продолжает: «Чем хуже обстояли в стране дела, тем красочнее были фильмы о Великой Отечественной, всю весну не сходившие с экранов кинотеатров и телевизоров — советское государство прикладывало максимум усилий, чтобы в наилучшем виде преподнести легенду о том, как „народ сплотился вокруг партии перед лицом гитлеровского нашествия и спас мир“. Все это, естественно, должно было донести до людей мысль, что нужно продолжать сплачиваться вокруг партии и противостоять интригам, которые плетет внешний враг и его шпионы в России».
Эти же празднования Дня Победы, по мнению английской «Daily Herald», понадобилось потому, что «отношения Москвы с Западом не отличаются теплотой, внутри страны гайки закручиваются все туже, и эту же схему действий взял на вооружение режим Владимира Путина. Оппозиционные партии запрещаются, демонстрации жестко разгоняются милицией. Неправительственные организации закрывают, а государство заводит уголовные дела на руководителей этих организаций. Контроль над СМИ с каждым днем становится все жестче и точно, как 42 года назад, кремлевская пропаганда возрождает призрачный образ внешнего врага и его пособников, угрожающих матушке России».
Одновременно репортажи о праздновании Дня Победы в Москве в зарубежной печати сопровождаются комментариями по внешнеполитической стратегии России и ее внутреннему положению. Английская газета «Times», отмечая подлинно всенародный характер празднования, сильно обеспокоена тем, что Россия "заявила, что может выйти из ОВСЕ из-за того, что США планируют разместить радарные станции и базы ракетных перехватчиков «близко от наших границ», т.е. в Польше и Чехии, но эти планы не имеют к России никакого отношения. Места, на которых планируется разместить указанные объекты, находятся на прямой линии Тегеран-Вашингтон и предназначены для долгосрочной защиты как США, так, между прочим, и Европы от нападения Ирана — потенциально способного сделать его ядерным. Путину это известно, но на публике он предпочитает демонстрировать отживший и самоубийственный подход к внешней политике — «игру с нулевым результатом». И далее газета продолжает: «Еще больше беспокоит в Путине глухой уход в оборону под воображаемым давлением воображаемых политических угроз». Издание так заключает свою статью: «Самое смешное, что угрозы не было бы даже в том случае, если бы Путин не отобрал у России множество демократических свобод из тех, что ей дал его предшественник. Расслабьтесь, господин президент».
Американский журнал «Time», между тем, делает гораздо более жесткий вывод: "Не память и примирение в первую очередь заботят режим Путина. Он использует малейшую возможность, чтобы сделать этот священный день частью широкомасштабной кампании по раздуванию националистической истерии в преддверии парламентских выборов в декабре этого года и президентской в марте 2008-го. Советские времена доказали, что нет ничего лучше угрозы внешнего врага, чтобы привести народ к мысли, что лошадей на переправе не меняют, и Путину лучше остаться или подготовить почву для прихода к власти политика, еще более жесткого, чем Путин, сильной руки, которая не позволит стране распасться. Именно это нужно народу, чтобы одержать победу над « внешним врагом».
Корреспондент американского журнала «Time» Роберт Сервис дает такую общую оценку деятельности российского президента: «Российский президент подчеркнуто отказывается формулировать новую „национальную идею“ для страны. Это — камушек в огород покойного Бориса Ельцина, который постоянно менял свою концепцию будущего России. Путин заявляет, что не намерен выступать с „политическим завещанием“ до ухода с поста президента в 2008 г. Он настаивает: в зачет идут не слова, а дела. Во внешней политике он проявляет не меньшую решительность. Путин, в частности, заявил, что намерен поддержать кандидатуру Казахстана на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Прошли те времена, когда Россия довольствовалась местом в зале, не выходя на авансцену мировой политики. Оказывая дипломатическую поддержку Казахстану, Путин надеется укрепить как престиж и авторитет России, так и свой собственный. Главным же средством решения этой задачи он считает возрождение военной мощи России. Раздел Послания Федеральному собранию, посвященный этому вопросу, не привлек особого внимания иностранных наблюдателей. А между тем, Путин, осознавая неэффективность массовой армии, комплектуемой по призыву, намерен увеличить количество военнослужащих-профессионалов и модернизировать вооружение и технику. Более того, он объявил о масштабной кораблестроительной программе, призванной восстановить былую мощь российского ВМФ.
Бывший офицер КГБ Путин говорит о том, что главная задача России — избавиться от роли просителя на международной арене. Не меньшую решимость он проявляет и во внутренней политике — во многих случаях это обернулось ужасными последствиями. Чеченская земля насквозь пропиталась кровью, а в Грозном с путинского одобрения правит настоящий бандит. Российские СМИ угрозами вынудили к подчинению. Закон зачастую игнорируется. Бизнесмены заискивают перед властями — в противном случае они могут потерять свои компании. Почти 20% россиян, по американским данным, живет в нищете.
Тем не менее, социологические опросы свидетельствуют о большой популярности Путина. Он вернул россиянам стабильность и гордость за свою страну. Он не боится жесткого разговора с иностранными лидерами. Кроме того, как показывает его заявление по Договору о вооруженных силах в Европе, Путин — весьма хитроумный политик. Его угроза носит завуалированный характер. Российский президент отметил, что сначала хочет высказать свои аргументы на Совете Россия-НАТО: он хочет произвести впечатление на Запад, подтверждая свою твердость». Роберт Сервис называет статью, посвященную В. В. Путину, «Его татами — весь мир».

Проф. И.Антонович, ведущий эксперт МиК

Оценить статью
(0)