Как ни старался спрятавшийся в Лондоне крупнейший грузинский олигарх Бадри Патаркацишвили отстраниться от финансовых и политических дрязг на своей родине, а избежать скандального судебного процесса ему не удалось. Причем иск подали его юристы, хотя все уверены, что атаку должны были начать грузинские власти, продолжающие основательно «наезжать» на этого бизнесмена и мецената. А в суде интересы Бадри Шалвовича столкнулись с интересами не менее нашумевшей в последнее время личности бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили. И спор идет за кругленькую сумму в $23 миллиона.
Эти деньги вертятся вокруг
Среди имущества, на которое в первую очередь обратились ее взоры, оказались и гостиницы в них бесплатно жили беженцы, с каждым днем приводившие во все более жалкое состояние то, что может приносить огромные доходы.
Систему действий власть разработала быстро и четко: находится инвестор, который выдает беженцам денежные компенсации и выселяет их, гостиница реконструируется и передается в управление солидной международной фирме. Это апробировали на другой крупной столичной гостинице «Иверия», и в целом все прошло без сучка и задоринки, если не считать пререканий
А вот на «Аджаре», как говорится, столкнулись два больших лба. Патаркацишвили щедро финансировал многие проекты реформаторов, и естественно, что он стал инвестором, получившим отель. А точнее, власти «убедили» старого владельца АО "Гостиница «Аджара» передать контрольный пакет акций (51%) ООО «Зурговани» дочерней фирме инвестиционного фонда, представляющего интересы олигарха. Толстосум выделил АО ссуду в $2 миллиона, беженцы получили из нее по $7 тысяч за каждую занимаемую ими комнату и выселились. Затем был подыскан солидный оператор международная гостиничная сеть «Acora Group», начался капитальнейший ремонт. Но к тому времени независимый богатей уже перестал быть фаворитом власти, и его элементарно «кинули».
Сделали это очень просто. Генеральный директор той самой, потерявшей контрольный пакет акций "Гостиницы «Аджара» Темур Угулава и бывший губернатор региона Имерети Гия Гецадзе создали новое ООО «Аджара+», которое за $2 миллиона 370 тысяч выкупило отель. То есть гендиректор продал здание компании, совладельцем которой является, иначе говоря, самому себе. За мизерную сумму, всего лишь покрывающую ссуду, выданную Бадри Шалвовичем, и наплевав на то, что продавать здание можно было только по согласованию с олигарховым «Зурговани».
Пока никто не успел опомниться, новоявленные хозяева заложили гостиницу в кредит банку, который оценил ее $25 миллионов и выдал под нее $20 миллионов. Так Угулава и Гецадзе получили прибыль один к десяти, а у опытнейшего финансового воротилы остались лишь акции, превратившиеся в пустые бумажки. Акционеры понесли ущерб в $23 миллиона, к тому же получилось, что каждый квадратный метр отеля продан более чем впятеро дешевле минимальной цены обычной жилплощади в этом районе.
Как же «сладкая парочка» осмелилась сотворить подобное с партнером медиамагната Руперта Мэрдока и небезызвестного Бориса Березовского, главой Национального олимпийского комитета и Федерации бизнесменов Грузии, президентом Всемирного еврейского телевидения и членом Всемирного еврейского конгресса? Оснований для такого бесстрашия несколько. И главное в том, что это не парочка, а трио.
За спиной предприимчивых граждан стоял тогда еще всесильный (да и сейчас не потерявший благосклонности президента) силовик Ираклий Окруашвили, и именно его интересы учитывались во всех сделках. Имя «ястреба» в этих сделках не фигурирует, но есть сведения, что нити предприимчивой «Аджары+» тянутся к подконтрольным ему коммерческим и финансовым структурам. Он ведь тоже жил не на одну министерскую зарплату по данным газеты «Georgian Times», его капитал оценивается в $250 миллионов.
Да и сами Гецадзе и Угулава не мальчики со стороны. Первый из них опытнейший юрист, при Шеварднадзе работавший советником по правовым вопросам аппарата Совета национальной безопасности. А при Саакашвили он стал активистом правящей партии и, помимо губернаторства в Имерети, побывал в креслах первого зам. министра юстиции и заместителя главы МВД. Второй из «парочки» нажил около $60 миллионов
Имея такую «крышу», можно запросто наплевать на договоры и правовые гарантии, тем более если «сверху» дана отмашка на травлю опального олигарха. Ну а тот именно после скандала с «Аджарой» решился на резкую публичную критику властей, а вскоре и вообще переселился в Лондон. Переведя основной бизнес в другие страны и защитив оставшиеся в Грузии активы они переоформлены на авторитетных американских партнеров. Но о том, как его «кинули» на родине, он не забыл. И, скорее всего, дело не в паре десятков миллионов карман Патаркацишвили от их потери не оскудеет. Дело в принципе: Бадри Шалвович и сам мастак на сомнительные сделки, за что и был объявлен в международный розыск российским правосудием. Но чтобы его оставили с носом те, кому он так помогал…
В общем, по сигналу из Лондона адвокат обманутого «Зурговани» подал иск в Тбилисский городской суд, и скоро состоится общее собрание акционеров чтобы поставить вопрос о недоверии к Угулава.
Ну а пока юристы готовятся к боям, в проправительственной грузинской прессе стали появляться намеки на причастность Патаркацишвили к нашумевшим уголовным преступлениям прошлых лет. В Грузии не верят, что такое возможно, и знают: власти идут на подобные шаги, чтобы дискредитировать тех, кто зачислен в инакомыслящие. Успеют ли столкнуться в суде интересы олигарха и бывшего министра или до этого «лондонский изгнанник» из истца по экономическому делу уже превратится в ответчика по делу уголовному?
Владимир Головин