Казахстанская нефть пойдет по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан

Казахстанская нефть пойдет по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан

Казахстанская нефть пойдет по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан

Сценарий строительства трубопроводов в нашем регионе сродни остросюжетному политическому детективу - здесь есть все - главы государств, нефть и очень большие деньги. Шутка ли, в транспортировке каспийской нефти заинтересованы первые лица таких стран, как Россия, Азербайджан, Турция, Грузия, Польша, Литва, Украина, Греция, Болгария, Румыния и т.д. Не мышиная ли это возня? - спросят некоторые с учетом того, что запасы Каспийского региона не сравнимы с запасами углеводородных Аравийского полуострова или Венесуэлы. Но все дело в том, что страны Европейского союза надеются, что, получив нефть и природный газ с Каспийского моря, могут себя частично застраховать от взрывоопасного Аравийского полуострова и непредсказуемой России. Государства Европы ищут надежных партнеров, то есть те страны, которые в будущем могут войти в состав ЕС, а это прежде всего Грузия и Азербайджан.

Азербайджан

На прошлой неделе Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), которая разрабатывает главные нефтяные поля Азербайджана - месторождения "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), сообщила, что опорный блок компрессорной платформы технологической обработки, технического обеспечения и закачки воды по Фазе 3 был отправлен по морю с Бакинского завода глубоководных оснований им. Гейдара Алиева (БЗГО). Как сообщили "Зеркалу", 16 мая опорный блок был установлен в море на опорные сваи на глубоководном "Гюнешли" (ГВГ) - части месторождения АЧГ (участники Соглашения о долевом разделе добычи по проекту АЧГ: ВР (оператор - 34,1%), Chevron (10,3%), ГНКАР (10%), INPEX (10,0%), Statoil (8,6%), ExxonMobil (8%), TPAO (6,8%), Devon (5,6%), Itochu (3,9%), Hess (2,7%).
Опорный блок Фазы 3 был полностью построен в стране с использованием местной строительной инфраструктуры на предприятии БЗГО. Общий вес опорного блока - около 15.400 тонн. Высота опорного блока - примерно 190 м, и он установлен на глубине воды 175 м. На опорном блоке 12 свай общим весом приблизительно 6.200 тонн. Строительство данного опорного блока было завершено с опережением графика, в первом квартале этого года. Он был погружен на транспортную баржу STB-1 на причале БЗГО в этом месяце.
"Это очередная знаменательная веха, позволяющая нам реально осознать, что выполнение наших работ в море идет по графику. На данном этапе работы по проекту идут по плану, и мы убеждены в том, что выполним нашу задачу по добыче первой нефти c ГВГ к маю 2008 года", - сказал вице-президент ВР по крупным проектам Брюс Люберски.
"Ожидается, что 2007 год станет одновременно кульминационным и завершающим звеном в этой производственной цепи проекта, который включал строительство шести морских платформ мирового класса: в период от настоящего времени и до четвертого квартала мы баржей установим два верхних строения на двух последних платформах АЧГ. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и поблагодарить всех сотрудников моей группы, а также сотрудников подрядных компаний за их замечательные достижения в выполнении этой задачи", - сказал Люберски.
Соглашение о долевом разделе добычи АЧГ (СДРД), подписанное в сентябре 1994 г., предусматривает разработку контрактной площади "Азери-Чираг-Гюнешли" в течение 30 лет. Согласно оценке, в течение периода действия СДРД будет добыто 5,4 млрд. баррелей нефти. Месторождение разрабатывается в несколько фаз: добыча на "Чираге" продолжается с 1997 года, как часть Проекта ранней нефти (ПРН).
Затем последовала Фаза 1 Проекта Азери - добыча на "Центральном Азери" началась в начале 2005 г. Последующие фазы включают "Западный Азери", добыча на котором началась в 2006 г., и "Восточный Азери", добыча на котором началась в октябре 2006 г. в рамках Фазы 2 проекта "Азери". В рамках последней фазы разработки АЧГ - Фазы 3 (глубоководный "Гюнешли") в настоящее время ведутся строительные работы, и добыча здесь должна начаться в 2008 году.
А пока АМОК в апреле 2007 года добыла на контрактной площади АЧГ, расположенной в Азербайджанском секторе Каспия, около 19,3 млн. баррелей, или 2 млн. 601 тыс. 308 тонн нефти, что на 52% больше, чем годом ранее ("Туран"). По данным пресс-службы АМОК, за январь-апрель текущего года в целом с контрактной площади было добыто 10 млн. 828 тыс. 773 тонны нефти (на 69,9% больше). Отметим, что по итогам апреля 2007 года среднесуточная добыча нефти на месторождении "Чираг" составила 140 168 баррелей (на 3 194 барреля меньше, чем в марте 2007 года), а на месторождении "Азери" - 502 806 баррелей (на 44 360 баррелей меньше). До 1 мая 2007 года АМОК смогла извлечь из недр Каспия более 94 млн. 479 тыс. тонн нефти, из которых более 53 млн. 975 тонн пришлось на долю месторождения "Чираг". Консорциум планирует в 2007 году добыть около 32 млн. тонн сырья. Впрочем, даже данные объемы нефти не могут заполнить в полном объеме трубопровод ВТС (Баку-Тбилиси-Джейхан), который вышел на пропускную мощность 1 млн. баррелей в сутки.

Казахстан

Многие испытали некоторый шок после заверений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, что большой объем или вся казахстанская нефть может транспортироваться по территории России. Но чего не скажешь в порыве верности столь грозному соседу? Вся история с КТК и транспортировкой казахстанской нефти больше похожа на фарс, так как не стоит забывать, что истинными владельцами большей части казахстанской нефти являются иностранные компании, занятые добычей на крупнейшем месторождении "Тенгиз", а в скором будущем и на "Кашагане". И в зависимости от того, в какой степени их устроят тарифы на прокачку нефти, будет зависеть, пойдет ли она в направлении России или через Азербайджан по трубопроводу ВТС, а может даже, в направлении Китая.
Поэтому весьма интересно сообщение казахстанских чиновников о КТК, раздавшееся сразу же после подписанных президентом России Владимиром Путиным совместных документов в ходе его вояжа по странам Средней Азии.
Казахстан намерен разрешить с российской стороной некоторые вопросы, возникшие в рамках планов по расширению трубопровода КТК. Как сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов, часть имущества КТК переходит российской "Транснефти", отчего возникли новые требования ("Тренд").
Переговоры по расширению КТК велись в течение двух лет. Было 25 спорных вопросов, но нерешенными остались два-три, которые обсуждались во время последней встречи президентов России и Казахстана. Министр напомнил, что к спорным вопросам, в частности, относятся расхождения по тарифу на прокачку тонны нефти.
"Сегодня тариф на прокачку тонны нефти составляет 30 долларов, а Россия хочет 38 долларов за тонну. Второй вопрос - это возврат 5 миллиардов долларов долгов до 2014 года", - сказал министр. Паспортная мощность трубопровода КТК составляет 28 млн. тонн нефти в год. В 2006 году по трубопроводу было прокачано 31,1 млн. тонн. Увеличение прокачки стало возможным за счет использования в трубопроводе химических реагентов. Из прокачанного в 2006 году общего объема нефти 24,3 млн. тонн было экспортировано из Казахстана, 7 млн. - из России. Общая проектная мощность КТК должна составить на последнем этапе проекта 67 млн. тонн нефти в год.
Как видно, над планами пустить казахстанскую нефть по КТК собрались "грозовые тучи". А тем временем Азербайджан ведет предварительные переговоры с консорциумом "ТенгизШевройл" о заключении контракта на поставки нефти через свою территорию на мировые рынки с казахстанского месторождения "Тенгиз", заявил в Астане начальник Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД) Ариф Аскеров.
В настоящее время нефть с месторождения "Тенгиз" поставляется по трубопроводу КТК до порта Новороссийск. Оператором по разработке месторождения "Тенгиз" выступает "ТенгизШевройл" во главе с американской Chevron ("Тренд").
По словам главы АГЖД, контракт с "ТенгизШевройл" может быть заключен сроком на пять лет. С "Тенгиза" нефть по территории Азербайджана может пойти уже с 2008 года. По системе КТК в январе-апреле через терминал "Южная Озерейка-2" в порту Новороссийск прокачано 11,11 млн., что на 12,81% превышает показатель аналогичного периода 2006 года. Прокачка нефти по КТК в 2006 году повысилась на 1,97% и составила 31,1 млн. тонн против 30,5 млн. тонн в 2005 году.
В настоящее время доли участия правительств - основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Оман - 7%. Среди частных нефтяных компаний-участниц консорциума - Chevron CaspianPipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Agip International (N.A.) N.V. (2%), BG Overseas Holding Limited (2%), Kazakstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).
УКРАИНА
Впрочем, еще одним направлением транспортировки каспийской нефти может стать Украина, с дальнейшим выходом в Польшу. Напомним, что президенты Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и представитель Казахстана по результатам неформального саммита 11 мая подписали коммюнике по вопросам энергетического сотрудничества. Усилия шести стран направлены на поставки энергоносителей из Каспийского региона в Европу. Эта цель будет достигнута путем диверсификации источников и маршрутов транспортировки энергоносителей, которые объединяют бассейны Каспийского и Черного морей с регионом Балтийского моря, в частности маршрута Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск, а также путем развития новых газотранспортных маршрутов, передает РБК.
Участники встречи согласились активизировать сотрудничество путем начала работы над межправительственным соглашением, которое будет регулировать участие государств и компаний в проекте использования коридора для транспортировки каспийской нефти на европейский и мировой рынки (трубопровод Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск). Кроме того, получила одобрение идея создания компании для развития совместных энергетических проектов. Задачей межправительственной рабочей группы является определение основных критериев ее основания. Участники встречи подчеркнули, что саммит в Кракове получит продолжение в октябре 2007 г. в Вильнюсе - на встречу будут приглашены "главные игроки энергетического рынка Востока и Запада".
В рамках перспектив подключения Азербайджана к проекту трубопровода Одесса - Броды эффективно было бы продление этого нефтепровода до Плоцка (Польша). Как отметили азербайджанские эксперты в области нефти и газа, эффективность такой задачи заключается в наличии в Плоцке НПЗ ("Тренд"). "Из этого пункта в Европу можно было бы поставлять светлые нефтепродукты", - сказали эксперты.
В правительстве республики заявили, что Азербайджан мог бы провести анализ свободных объемов собственной нефти для экспорта по трубопроводу Одесса - Броды. "Непосредственная доставка нефти будет напрямую зависеть от цены. Азербайджан может поставлять свою нефть по трубопроводу Одесса - Броды, доставив ее до черноморских портов на территории Грузии и дальше отправив в Одессу на танкерах", - сказали в правительстве.
Президент Ильхам Алиев заявил о готовности Азербайджана присоединиться к проекту нефтепровода Одесса-Броды, что позволит транспортировать каспийскую нефть через Украину и Польшу в Западную Европу. В ходе саммита стороны договорились о создании совместного предприятия (СП) для управления нефтепроводом Одесса-Броды. Реализация проекта Одесса-Броды была задумана Украиной в 1990-х годах с целью транспортировки каспийской нефти в страны Центральной и Северной Европы. Открытие нефтепровода, протяженностью 667 км., состоялось в августе 2001 года.
Итак, в реализации данного проекта максимально заинтересованы руководители европейских стран. Но многие эксперты продолжают задаваться вопросом: "Какая прикаспийская страна возьмет на себя обязательства наполнить украинско-польскую трубу - Азербайджан, Казахстан или Тукменистан?"

Турция

В то же время на свой страх и риск в Турции, без всяких полученных гарантий на прокачку каспийской нефти, начато строительство нового трубопроводного выхода на средиземноморский турецкий порт Джейхан. Новый трубопровод Самсун-Джейхан, строительство которого было начато не так давно, получил название Трансанатолийский трубопроводный проект (TAPCO), сказал представитель национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", пожелавший остаться неизвестным ("Тренд").
В реализации проекта участвуют две компании: турецкая Calik Enerji и итальянская Eni. "Это очень рискованный проект, так как он начался, не имея подписанных гарантий по поставкам нефти. Хотя известно, что он создается с расчетом под будущие ресурсы с месторождения "Кашаган", где, как вы знаете, ожидается очередная отсрочка промышленной добычи нефти до 2011 года. Организаторы проекта проявили бойцовский характер, начав строительство этого трубопровода", - сообщил источник на условиях анонимности. По информации представителя нацкомпании, протяженность Трансанатолийского нефтепровода составит 555 км. Трубопровод пройдет по территории лишь одной страны - Турции и соединит два морских порта: Самсун - на Черном море и Джейхан - на Средиземном. Стоимость проекта примерно 1,5-2 миллиарда долларов. Проектная мощность - 50 миллионов тонн нефти в год ("Тренд").
"Новый трубопровод планируют сдать в эксплуатацию в 2010 году. Строительство может занять два-три года, так как трубу придется прокладывать по горной местности, что усложняет работы и увеличивает срок", - уточнил источник.
Впервые новость о конкретных планах по строительству нефтепровода Самсун-Джейхан прозвучала из уст турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана на церемонии открытия трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) в июле прошлого года. Он заявил тогда, что новая труба готова принять российскую и казахстанскую нефть.
Представитель турецкого МИД, директор департамента по России, Закавказью и Средней Азии Решит Уман в прошлогоднем интервью сообщил: "Турция приглашает все страны, которые способны поставить нефть в этот трубопровод, и среди них на первом месте Россия и Казахстан. Мы ждем, что эти две страны дадут свою нефть в Самсун-Джейхан, главная цель которого существенно разгрузить пролив Босфор", - сказал Уман.
С учетом того, что Россия намерена построить менее чем за год трубопровод Бургас-Александропулос, который также пойдет в обход Босфора, вряд ли Трансанатолийский трубопровод может рассчитывать на российскую нефть. Что касается Казахстана, то на его ресурсы рассчитывают и Бургас-Александропулос и Баку-Тбилиси-Джейхан.
Согласно договора о присоединении Казахстана к BTC, казахстанская нефть должна поступать с 7-8 миллионов тонн на первом этапе до 20 миллионов тонн в 2009 - 2010 годах, когда пойдет большая нефть с "Кашаган". Но, как известно, большие объемы, особенно когда они достигнут 20 миллионов тонн, потребуют строительства нефтепровода Актау-Баку. Его строительство невозможно до тех пор, пока не определен статус Каспия.
Анонимный источник из "КазМунайГаз" сообщил, что у нового Трансанатолийского трубопровода есть перспективы заполнения. "По расчетам турецкой стороны, в районе Черного моря может быть баланс в 240 млн. тонн нефти, а по подсчетам нашей компании - 180 млн. тонн. Но в любом случае этого объема будет достаточно, чтобы задействовать и Бургас-Александропулос, проектная мощность которого 35 млн., с последующим увеличением до 50 млн. тонн, и Трансанатолийский трубопровод, мощность которого 50 млн. тонн. Оставшиеся 80 млн. тонн пойдут через Босфор - это пропускная способность пролива. То есть нефти хватит при любом раскладе. Даже при грубом расчете эти объемы подтверждают целесообразность нового проекта", - сказал анонимный источник казахстанской нацкомпании. Он уточнил, что в Трансанатолийский нефтепровод может пойти российская, азербайджанская и казахстанская нефть.
Да, весьма смелый прогноз, если учесть отсутствие расчетов дополнительной прикаспийской нефти, которая может транспортироваться в украинский порт Одесса и румынский порт Констанца. В данном случае участники турецкого проекта строительства трубопровода явно пошли ва-банк.

Ф.Ализаде

Оценить статью
(0)