Предыдущая статья

В Карабахе происходит смена политической власти

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика обрела нового лидера, Бако Саакяна, до последнего времени являвшегося директором Службы национальной безопасности этой территории. Саакян постарался представить себя сторонником демократизации, но его политическая платформа пока не отличается конкретикой.
На состоявшихся в Карабахе 19 июля президентских выборах Саакян набрал более 85 процентов голосов. По последним данным Центральной избирательной комиссии НКР, за де-факто замминистра иностранных дел Масиса Маиляна проголосовали чуть больше 12 процентов избирателей. Оставшиеся голоса разделились между тремя другими кандидатами. Учитывая, что независимость территории не признана другими странами, международное сообщество не оценивало легитимность этих выборов.
Несмотря на свою внушительную победу, Саакян пока не выступил с заявлением по поводу своего избрания. На состоявшейся 20 июля пресс-конференции его главный соперник Маилян, баллотировавшийся как «кандидат-реформатор», заявил, что признает результаты выборов, и назвал свое соперничество с Саакяном признаком поступательного демократического процесса в этом сепаратистском государстве.
Возможно, первое, что приходит на ум стороннему наблюдателю при попытке проанализировать перспективы де-факто президентства Саакяна, это его работа в службе национальной безопасности — факт, который часто приводят в доказательство его якобы «пророссийской» ориентации. Однако и сторонники, и противники Саакяна подчеркивали, что называть его порождением старого советского КГБ было бы ошибкой.
Родом из Степанакерта, Саакян начал свой трудовой путь механиком. До вступления в Арцахское движение за независимость Карабаха в 1988 году занимался реставрацией исторических памятников. В ходе войны с Азербайджаном 1988–1994 годов занимал пост заместителя, а затем и командира тыловой обороны. После краткого периода в должности советника министра обороны Карабаха, был в 1999 году назначен министром внутренних дел, а в 2001 году — главой Службы национальной безопасности.
«Он не чекист. Он не профессиональный сотрудник спецслужб, — отметил в интервью EurasiaNet де-факто президент Аркадий Гукасян, уходящий со своего поста в связи с окончанием срока полномочий. — Служба национальной безопасности [Карабаха]… и органы безопасности Советского Союза — совершенно разные вещи».
Сторонник Маиляна, заместитель председателя оппозиционной партии «Движение-88» Гегам Багдасарян утверждает, что поддержка спецслужб сыграла не столь большую роль в победе Саакяна, как мощная поддержка со стороны нынешнего главы государства Гукасяна. «Ключевую роль сыграли не органы безопасности, а действующий президент», — считает Багдасарян. Гукасян это обвинение отрицает и говорит, что во время кампании его аппарат занимал нейтральную позицию.
Обе стороны отметают обвинения, что серьезную роль в выборе кандидатуры Саакяна сыграла Россия, а вот по поводу Армении их взгляды расходятся. Президент Гукасян настаивал, что сторонние силы если и имели значение, то самое минимальное. «Последнее слово осталось за Нагорным Карабахом», — подчеркнул он. Между тем Багдасарян считает, что в Карабахе «намеренно осуществлялось» вещание информационных программ армянского телевидения в поддержку Саакяна.
Саакян старался представить себя «не проправительственным кандидатом», что явно шло вразрез с его официальным положением. Для придания большей убедительности своему имиджу в глазах сторонних наблюдателей он подчеркивал, что его кандидатура поддерживалась «гражданской инициативной группой», в которую входили неправительственные организации. Как будто в подтверждение этой позиции официальная платформа Саакяна акцентировала его приверженность «расширению» роли гражданского общества в общественной жизни Карабаха. Это процесс, которому «нет альтернативы», заявил он на брифинге 17 июля.
Политические установки Саакяна остаются, однако, не вполне ясными. На брифинге Саакян отметил, что будут проанализированы «недоработки» десятилетнего президентства Гукасяна, но отказался от подробных комментариев на этот счет. «Я не думаю, что есть необходимость сосредотачивать сейчас внимание на конкретных проблемах», — подчеркнул он. В интервью EurasiaNet Гукасян отметил, что планирует остаться в Карабахе, но не «предполагает занять какой-нибудь пост».
Урегулирование конфликта с Азербайджаном, недавно выделившим 1 млрд. долларов на военные нужды, также занимает большое место в его программе. Саакян отметил, что он выступает за поиск решения по статусу Карабаха в «самом широком формате», с непосредственным участием в переговорах самопровозглашенного государства. В то же самое время он отказался детально остановиться на вопросе наращивания сил Азербайджаном, отметив, что это — «вопрос, который должен обсуждаться за столом переговоров. Не с журналистами».
Мало кто сомневается, что Саакян будет самым решительным образом отстаивать политические интересы Карабаха на дальнейших мирных переговорах. По поводу же намерения нового карабахского лидера продвигать процессы демократизации до единодушия пока далеко.
Соперник Саакяна, Масис Маилян, построил свою предвыборную кампанию на обещаниях укрепить законность и решительно взяться за проблему коррупции. В результате сложился имидж кандидата-борца — «весьма уважаемый» образ в Карабахе, отмечает аналитик президентской администрации Давид Бабаян.
Сторонник Саакяна, Бабаян, утверждает, что новоизбранный лидер также «является реформатором», который учтет различные точки зрения двух проправительственных и двух оппозиционных парламентских партий, поддержавших его кандидатуру.
Некоторые могут задаться вопросом, а не повлияет ли отсутствие политического опыта Саакяна на его способность сохранить политическое единство на этой территории. Но у Саакяна иное мнение на этот счет. «Я был членом Совета безопасности. Я занимал определенный пост в нашем государстве, — сказал он журналисту. — Если я и не имел дело с политикой на официальном уровне, это не значит, что я не имел дело с политикой».
«Это сбалансированный подход. Нам нужны глубокие перемены, но нам нужна и стабильность», — отмечает Бабаян.
После десяти лет стараний восстановить территорию после войны с Азербайджаном эта мысль, похоже, нашла отклик в сердцах многих избирателей — по крайней мере, на данный момент. «Дисциплинированный», «честный», «предсказуемый» — так чаще всего характеризовали избиратели бывшего главу службы национальной безопасности, победа которого на выборах совершенно не удивила большинство опрошенных жителей Карабаха.
Его службу в разведке часто приводили в доказательство его хорошего знания внутренней ситуации в Карабахе. "Он говорит «сделаю» и делает это, — говорит инспектор газовой службы Степанакерта, назвавшийся Владимиром и утверждавший, что лично знаком с Саакяном. — «Если он говорит, что решит проблему, он ее решит. А, как вы знаете, у Карабаха великое множество проблем».
«Он бы простым человеком, как мы. Возможно, это изменит дело», — вторит ему беженец из Азербайджана, проживающий в южном районе Храдоут.

Элизабет Оуэн