Предыдущая статья

Четвертая власть: к выборам готова

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Газовый монополист «Газпром» в ближайшее время не намерен расставаться со своими медиа-активами. Об этом сообщил первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. «С „Газпром-медиа“ мы расстанемся не так быстро», — сказал он в интервью немецкому журналу «Штерн». Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»
Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. По данным последнего исследования компании «Медиалогия», проанализировавшей активность партийных лидеров накануне федеральной избирательной кампании, издание «Независимая газета» делает вывод: на телеканалах решили, что пришло время вспомнить о демократических ценностях. К участию в телепрограммах допускаются не только вожди старых партий демократической ориентации — Григорий Явлинский («Яблоко») и Никита Белых (СПС), но и мобилизуются силы новой политической волны — Михаил Борщевский (партия «Гражданская сила») и Андрей Богданов (ДПР). Примечательно, отмечает издание, что их выступления даются в эфир  не в пересказе,  а практически всегда в прямой речи.
При этом о них почти никогда не говорят плохо. С начала года только два негативных сообщения было выпущено в эфир — в мае, про лидера «Яблока». Зато в следующем месяце Григорий Явлинский получил весомую компенсацию: его похвалили в июне один раз, сняли шесть отдельных сюжетов про него, в целом увеличив его присутствие более чем вчетверо.
По мнению издания, Никита Белых — лидер единственной структуры, которая, в отличие соседей по демократическому лагерю, не только эффективно работает в регионах, но и получает неплохие дивиденды на выборах, испытывает некоторые затруднения. Снижение его присутствия в телеэфире началось после громкого успеха на весенних выборах. С тех пор с 68 упоминаний в марте-апреле его показатели значительно снизились. За последние три месяца Белых вспомнили всего 20 раз. Для сравнения: у Явлинского аналогичный показатель составил — 40, у Борщевского — 42, и даже до того не существовавшего для ТВ Андрея Богданова упомянули шесть раз, и все с прямой речью.
Если посмотреть на события, вызывающие скачки медиаактивности партийных лидеров правого политического поля, то становится понятно, почему Белых ограничивают в доступе к телевидению.
В начале февраля на пресс-конференции глава СПС заявил, что «руководство „Единой России“ для улучшения собственных позиций было заинтересовано в том, чтобы политическая партия „Союз правых сил“ не была допущена к выборам». В период подведения весенних выборов наблюдался самый большой пик цитируемости Белых по итогам кампании и дальнейшим перспективам: «Я абсолютно убежден, что „Союз правых сил“ или объединенный демократический список имеет все шансы для прохождения в Государственную Думу образца 2007 года, и не просто прохождения, а формирования там достаточно серьезной фракции». Последний скачок был связан с уголовным делом, которое в апреле завела в Красноярске прокуратура на представителей местного отделения «Союза правых сил». Партийцев заподозрили в попытке помешать свободному волеизъявлению избирателей, а также в подкупе и обмане. Никита Белых тогда заявил, что против «Союза правых сил» развернута настоящая война.
Остальным лидерам приходится изобретать себе информационные поводы самим. Так, самый большой всплеск интереса СМИ к председателю «Яблока» связан с июньским заявлением федерального совета партии в поддержку Григория Явлинского, имеющего за спиной уже две президентские кампании, пожелавшего принять участие в выборах президента России в следующем году. Тогда же была одобрена предложенная им предвыборная программа «Семь шагов к равенству возможностей». В январе и марте поводом для упоминаний стало сначала участие Явлинского в московском митинге протеста против снятия оппозиционных партий с региональных выборов, а позже в телепрограммах «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым на НТВ и «25-й час» и «События. Время московское» на ТВЦ.
Михаил Борщевский, как и многие правые лидеры, обязан самыми серьезными скачками медиаактивности телеведущему Владимиру Соловьеву. В феврале и в конце июня участие в телепередачах «К барьеру» на телеканале НТВ вызвало интерес медиа к нему и его партии.
Лидер ДПР Андрей Богданов должен быть обязан своим воскрешением из телевизионного небытия не только авторам телепроекта канала ТВЦ «Народ хочет знать», но собственному чувству патриотизма. Рост упоминаемости на телеканалах был вызван акцией ДПР в районе деревни Крюково. Руководители и активисты Демократической партии России возложили цветы и венки к мемориалу «Противотанковые ежи» на 23-м километре Ленинградского шоссе, у последнего населенного пункта, до которого дошли фашисты, откуда началось их отступление. Андрей Богданов проникновенно заявил, что для него «главное — не забыть тех, кто своими жизнями дал право нам жить, нашим детям, нашим будущим правнукам. И поэтому, конечно же, в этот день мы чтим память тех, кто отдал свои жизни за наш мир сегодня».

2. Правительство России приняло решение ликвидировать Федеральное государственное учреждение «Российское экологическое федеральное информационное агентство» (РЭФИА), расположенное в Москве.  Данное распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе российского правительства.

3. Администрация Саратовской области создает новую структуру — единую пресс-службу правительства региона, которая будет координировать работу всех отраслевых министерств со средствами массовой информации, заявил журналистам в четверг вице-губернатор Саратовской области Александр Бабичев. «Работа новой структуры будет направлена на обеспечение прозрачности деятельности областного правительства», — отметил он.
Ранее за взаимодействие областных исполнительных органов власти со СМИ отвечало областное министерство информации и печати, а информационное сопровождение деятельности главы региона осуществляла пресс-служба губернатора области.
Первый заместитель министра информации и печати области Виталий Григорьев в беседе с корреспондентом РИА Новости воздержался от комментариев, но отметил, что известие о создании новой структуры областной администрации стало для него «полной неожиданностью».

4. 10 августа свердловское отделение партии  «Справедливая Россия» заявила о регистрации в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Уральскому Федеральному округу газету «Справедливая Россия. Свердловская область».
В пресс-службе сообщают, что уже выпущено два номера газеты. В настоящее время она активно распространяется по Свердловской области. Второй номер посвящен предстоящим выборам в Государственную думу РФ. Формат газеты и ее дизайн полностью соответствуют федеральной газете «Справедливая Россия». В газете содержатся заявления председателя партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова и иных представителей партии «Справедливая Россия», а также лидеров регионально отделения партии в Свердловской области. 
Большая часть распространителей газеты — это пенсионеры, которые ранее занимались распространением агитационной продукции Российской партии пенсионеров. Многие из них уже написали заявления о вступлении в партию «Справедливая Россия».

II. Цитата недели

Газовый монополист «Газпром» в ближайшее время не намерен расставаться со своими медиа-активами. Об этом сообщил первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. «С „Газпром-медиа“ мы расстанемся не так быстро», — сказал он в интервью немецкому журналу «Штерн».
"Восемь лет назад к нам приходили российские предприниматели, которые хотели купить у нас этот сектор за символическую цену в $50 млн. Тогда «Газпром-медиа» был убыточным. Сегодня этот актив стоит $7,5 млрд., и есть тенденция к повышению цены. Если мы продадим, то по максимальной цене", — сообщил Дмитрий Медведев.
Отвечая на вопрос о том, что телеканал «НТВ», входящий в «Газпром-медиа», никогда не сделал бы интервью с оппозиционным политиком Гарри Каспаровым, первый вице-премьер отметил: «Не имею представления, появляется ли он на телеэкране. Я не слежу так пристально за его политической судьбой. Но я вам скажу следующее: телеканал может приглашать кого угодно. И масс-медиа должны принимать во внимание в своем освещении событий реальных политических игроков…Что касается Каспарова, я считаю его великим шахматистом. И, кроме того, каждый может получить информацию о некоторых маргинальных политических группировках через Интернет».

III. Конфликт недели

В Красноярске местные власти вновь пытаются вернуть популярную газету «Красноярский рабочий» в сектор государственного управления.
В Красноярском крае будет создана новая государственная общественно-политическая газета. Такое решение было принято на минувшей неделе  Советом администрации территории. Вопрос будет вынесен на одну из ближайших сессий Законодательного собрания. Эта новость стала поводом для громкого заявления депутата Законодательного собрания  от фракции ЛДПР Евгения Цветкова. Он собрал пресс-конференцию, на которой заявил о необходимости пересмотреть итоги приватизации старейшей в крае газеты «Красноярский рабочий».
«Это очень затратный проект», — высказался  Евгений Цветков по поводу создания новой газеты «с нуля».  По его мнению, краевой власти можно пойти другим, более дешевым и эффективным путем — вернуть в государственную собственность краевую газету «Красноярский рабочий», незаконно, по мнению Евгения Цветкова, находящуюся в руках частных лиц.
Депутат  заявил, что 6 мая 1998 года по инициативе главного редактора газеты Владимира Павловского прошло общее собрание журналистского коллектива, где было решено перерегистрировать государственное предприятие «Редакция газеты „Красноярский рабочий» в частное общество с ограниченной ответственностью.  А уже 7 мая администрация Железнодорожного района города перерегистрировала государственное предприятие. При этом депутат обратил внимание на то, что государственное имущество редакции на сумму 453 тыс. руб. было передано в Общество с ограниченной ответственностью еще до момента его регистрации.
Но, пожалуй, главным аргументом в пользу национализации газеты депутат считает неэффективное использование собственниками издания старейшего бренда — с момента приватизации тираж издания упал почти в 9 раз… «Нужно вернуть газету в государственное стойло», — заявил депутат.
Действительно, в свое время старейшее издание было передано в собственность журналистскому коллективу усилиями Александра Лебедя — в благодарность за поддержку на выборах. Однако вскоре новоявленная частная газета стала позволять себе слишком независимые высказывания и раздражать губернатора. Тогдашний заместитель главы края Людмила Селиванова, помогал которой Евгений Цветков, предприняла попытку "вернуть газету в стойло", но долгая тяжба ни к чему не привела.
Впрочем, краевая власть нашла способ экономического воздействия на оппозиционное издание.  В 2005 году был проведен тендер на платное размещение официальных документов, который выиграла газета «Вечерний Красноярск». Это издание несопоставимо с «Красноярским рабочим» по тиражу и известности, но подконтрольная Евгению Цветкову. Так, «Красноярский рабочий» впервые не только юридически, но и фактически перестал быть рупором краевой власти. Естественно, что «Красноярский рабочий» после этого потерял значительное количество своих подписчиков.
Местные наблюдатели считают, что перед федеральными выборами в Красноярске начинается очередной раунд битвы за старейшую газету. 

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)