Предыдущая статья

Ускорение реформ как лучший ответ

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Европейцы не могут решить для себя, чего они боятся больше: слишком большой зависимости от российского газа или его недопоставок. Мы в одинаковой мере обеспокоены политическими махинациями Кремля и недостаточным инвестированием со стороны «Газпрома». Однако ни одну из этих проблем нельзя решить путем ограничения российских инвестиций в Европу.
Россия поставляет в Евросоюз более трети от общего потребления газа. Разумеется, об односторонней зависимости мы не говорим, поскольку газ является для России важным источником поступлений иностранной валюты. Все крупные российские трубопроводы идут в Европу, а чтобы построить трубопроводы и терминалы для поставок СПГ в Китай или США потребуется немало лет. 
Но все же Европа испытывает беспокойство, и оно оправдано. Смена президента в 2008 году может стать началом отчаянной борьбы за власть и собственность. Газовый монополист «Газпром» контролируется Кремлем. А может, наоборот? В любом случае, нельзя исключать вероятности того, что энергетическому сектору ненароком будет нанесен урон. Возможно, что одной из причин низкого уровня инвестиций в новые газовые месторождения, отмечавшегося на протяжении последних 10 лет, была именно политическая нестабильность, а другой  — все более жесткий контроль со стороны Кремля. Вместо того чтобы приветствовать приток западных инвестиций и технологий, «Газпром» вытеснил западные компании из таких проектов, как Сахалин-2 и Ковыкта. Вот уже много лет объемы добычи «Газпрома» остаются на одном и том же уровне, в то время как внутренний спрос на газ растет. По словам экспертов, недофинансирование в России может стать причиной газового дефицита в Европе уже в 2010 году. 
Для решения проблемы Евросоюз предлагает использовать принцип обоюдности: «Газпром» получает прямой доступ на европейские рынки газа, а европейские компании — возможность вкладывать средства в разработку российских месторождений. Обоюдность — такое приятное слово, в нем кроется намек на взаимную выгоду. Канцлер Германии Ангела Меркель, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и президент России Владимир Путин заявили, что только так можно двигаться вперед.
Беда в том, что в Европе и России по-разному понимают термин «обоюдность». 
ЕС стремится к созданию согласованных правовых механизмов, которые облегчили бы двусторонние инвестиции. Кремль стремится к обмену активами. Европа стремится к открытости, Россия — к контролю. Пока что обоюдность работает на Россию. «Газпром» имеет инвестиции в большинстве государств Евросоюза. Где-то он владеет газораспределительными сетями, где-то строит газохранилища. Начиная с прошлого года, он заключил крупные двусторонние соглашения с компаниями из Германии, Франции и Италии, получив, таким образом, прямой доступ к потребителям газа внутри ЕС. А вот попытки Евросоюза склонить Россию к ратификации Энергетической хартии, которая обязала бы ее хоть немного приоткрыть свой энергетический сектор для иностранных компаний, так и не увенчались успехом.
В настоящий момент Еврокомиссия подумывает о том, чтобы запретить инвестиции «Газпрома» в страны ЕС до тех пор, пока Россия не предоставит более широкие возможности для европейских инвестиций в свои месторождения. Но Евросоюз не может взять на вооружение российский подход к обоюдности, не скомпрометировав собственных принципов свободного рынка. Дискриминация инвесторов по национальному признаку противоречит уставу ЕС. Да и добиться практического осуществления такого запрета сложно. Станут ли совместные предприятия «Газпрома» в Европе незаконными? Кто будет указывать европейским энергетическим компаниям, какие активы они могут передавать «Газпрому», а какие — нет?
Единственное решение в данной ситуации — уверенность в том, что «Газпром» инвестирует в соответствии с европейскими нормами. Учитывая факты, подтверждающие некомпетентность менеджмента компании, а также случаи захвата активов и вмешательства в политику, европейцы имеют право поинтересоваться у «Газпрома», правильно ли он понимает принципы рыночной экономики. Слава Богу, у Евросоюза есть инструменты для того, чтобы заставить «Газпром» уважать конкуренцию, прозрачность и честную игру. В марте лидеры стран ЕС попросили Нели Крус, комиссара по антимонопольной политике, изучить вопрос, насколько расширение роли «Газпрома» может помешать либерализации энергетического рынка. Когда Путин выразил недовольство, Меркель якобы ответила, что «Газпром» должен «считать за честь то, что с ним обращаются как с Microsoft».
Если европейцы и впрямь обеспокоены ролью «Газпрома», они должны поддержать усилия Еврокомиссии, направленные на ускорение процесса либерализации их собственного газового рынка. 19 сентября Еврокомиссия должна обнародовать новый проект закона о «разделении», цель которого  — запретить одной и той же компании производить, транспортировать и продавать энергоносители. Пока против такого разделения выступают Германия и Франция. Но им стоит еще раз подумать о своей позиции. Благодаря разделению конкурирующие энергетические компании получат доступ к европейским сетям трубопроводов, что позволит почти полностью положить конец злоупотреблениям на рынке со стороны крупных, вертикально интегрированных компаний. И речь идет не только о таких европейских компаниях, как Gaz de France и Eon-Ruhrgas, но также о «Газпроме». Кроме того, поскольку рост конкуренции обернется снижением прибылей на рынках downstream (рынках готовой продукции), «Газпром», возможно, потеряет интерес к приобретению активов в ЕС и начнет вкладывать средства у себя в стране, где они так необходимы.

Собственный перевод