Предыдущая статья

Россия прячется за спину Армении?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

В Армению с официальным визитом прибывает президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. В Ереване запланирована его встреча с президентом Армении Робертом Кочаряном. В ходе встречи будут обсуждены перспективы расширения сотрудничества двух стран. Президент Ирана посетит также мемориал «жертвам геноцида 1915 года» на горе Цицернакаберд и Голубую мечеть, усиленно «приватизируемую» Ираном при помощи Армении. Запланированы также выступление Ахмадинеджада в Ереванском госуниверситете (здесь его ожидает куда более дружественный прием, чем в Колумбийском университете Нью-Йорка) и встреча с гражданами ИРИ, живущими в Ереване.
Сказать, что протокольные тонкости визита вызывают вопросы, а вернее, возмущение — это ничего не сказать. В конце концов в мировой дипломатической практике, кроме официальных визитов, есть и рабочие, когда посещения «протокольных» мемориалов и возложения венков вообще не предусматривается. Словом, если господина Ахмадинеджада волновали чувства азербайджанцев и турок, шанс избежать «сложностей» у него был, но в Иране им предпочли не воспользоваться. Такая вот реакция на подпись Азербайджана под Тегеранской декларацией с гарантиями непредоставления своей территории третьей стране для удара по одному из прикаспийских государств и подтверждением права на развитие мирной ядерной энергетики.
Но важно и другое: обсуждать двустороннее сотрудничество Ахмадинеджад и Роберт Кочарян будут как раз в то время, когда напряженность вокруг Ирана многократно возросла. Президент США Джордж Буш на пресс-конференции в Белом доме предположил, что если Иран получит в свое распоряжение ядерное оружие, это может привести к третьей мировой войне. По словам Буша, он надеется, что Россия все еще хочет помешать Ирану создать ядерное оружие. «В Иране мы имеем лидера, который объявил, что хочет уничтожить Израиль. Я сообщил людям, что, если вы заинтересованы избежать третьей мировой войны, это значит, что вы должны быть заинтересованы в недопущении того, чтобы они (иранцы) получили знания, необходимые для создания ядерного оружия», — заявил Буш на пресс-конференции в Белом доме. В свою очередь вице-президент США Ричард Чейни, выступая в вашингтонском Институте ближневосточной политики, отметил: «Наша страна, все международное сообщество не могут безучастно взирать на то, как государство, поддерживающее терроризм, реализует свои ядерные амбиции». Если Иран будет следовать нынешнему курсу, предупредил вице-президент, то США вместе с другими странами готовы предпринять должные меры. «Мы не позволим Ирану иметь ядерное оружие», — заверил Чейни. В то же время Чейни счел необходимым подчеркнуть, что США испытывают большие симпатии по отношению к иранскому народу и не отождествляют его с правящим режимом. Иран — страна, «обладающая безграничным потенциалом, … имеет право быть свободной от тирании», указал он.
Наконец, в те же дни в Иране подал в отставку главный переговорщик по ядерной проблеме Али Лариджани — а это, по мнению большинства, явный признак политических сдвигов.
С еще более примечательным заявлением выступил в интервью российской газете «Время новостей» Джон Болтон, бывший представитель США в ООН. В беседе с журналистами он выразил надежду, что Россия не поставит ядерное топливо в Иран, «иначе Израиль нанесет удар по Бушеру еще до того, как это топливо будет загружено в реактор». Кроме того, Болтон дал понять, что он разочарован высказываниями президента Владимира Путина в Тегеране во время визита 16 октября — по его мнению, российский президент «слишком доверяет словам Тегерана насчет целей его ядерной программы».
«Мне кажется, что он идет в направлении, которое будет иметь неблагоприятные последствия для России. Давайте забудем на минуту о последствиях для российско-американских отношений. Даже с точки зрения собственной национальной безопасности России он игнорирует реальную угрозу. Ядерный Иран будет представлять гораздо большую угрозу для российской национальной безопасности, чем для США», — заявил Болтон. По мнению Болтона, «важным поступком России является то, что страна так пока и не поставила топливо на Бушерскую АЭС». «Хотя она могла сделать это уже пять лет назад. Но Россия придерживала топливо. Надеюсь, что Россия не поставит ядерное топливо в Иран. Если же она все-таки отгрузит топливо, то есть существенный риск, что Израиль нанесет удар по Буширу еще до того, как это топливо будет загружено в реактор».
Выход из кризиса вокруг иранской ядерной программы дипломат видит либо в смене режима в Тегеране, чтобы установить там режим, который откажется от развития ядерной энергетики, либо в использовании военной силы. Санкции Совбеза ООН «будут беззубыми, если учитывать позицию президента Путина».
У Болтона, конечно, репутация специфичная. В России его считают «ястребом». Однако такие интервью — это традиционный канал передачи своей реакции и позиции в той форме, когда она не может быть выражена таким образом по официальным каналам.
А тогда уже визит Ахмадинеджада в Иран предстает в совершенно ином свете. Очевидно, что США усиливают давление не только на Иран как таковой, но и на его союзников, прежде всего на Россию. И на этом фоне Москва вновь готова задействовать Армению в качестве «черного канала» своей политики для установления связей с теми союзниками, с которыми дружить в открытую уже не получается. С понятными последствиями для Азербайджана.

Нурани