Первый доклад об освещении в средствах массовой информации хода выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 г.
1 — 26 октября 2007 года
ЦЭЖ, информационно-аналитический центр Российского союза журналистов, ведет систематический мониторинг освещения в средствах массовой информации хода выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года. ЦЭЖ стремится оценить действия средств массовой информации по предоставлению объективной и сбалансированной информации о кандидатах и их платформах, чтобы граждане России могли сделать осознанный выбор, имея всеобъемлющую информацию. Выводы, получаемые во время реализации данного проекта, основываются на четкой и тщательно разработанной методологии, которую ЦЭЖ уже использовал ранее при мониторинге средств массовой информации в 2006 году. Полученные в ходе проекта результаты имеют своей целью не оказать содействие тому или иному кандидату или политической партии, но прежде всего — поддержать целостность СМИ во время предвыборной кампании.
Мониторинг масс-медиа ведется с 1 октября посредством качественных и количественных методов анализа. Количественный анализ подразумевает измерение общего количества времени, которое посвящают политическим и предвыборным вопросам три государственных ТВ-канала и две основные частные ТВ-сети. В ходе качественного анализа происходит оценка того, насколько информация о кандидатах является позитивной, негативной или нейтральной по своему содержанию.
В течение двух месяцев с помощью приблизительно 10 наблюдателей и аналитиков ЦЭЖ проведет пресс-конференции и ознакомит с результатами мониторинга общественность, СМИ, политические партии, правительственные учреждения, международные организации, посольства, неправительственные организации и всех остальных.
Ключевая роль СМИ, состоящая в предоставлении гражданам той информации, в которой они нуждаются, чтобы сделать осознанный выбор в своей жизни, наиболее остро проявляется во время выборов. Люди зачастую делают свой выбор на основании сведений, полученных из СМИ. Именно поэтому подготовленные средствами массовой информации сообщения играют главную роль в предвыборный период. Сбалансированное и честное освещение в СМИ позиций политических партий, кандидатов и соответствующих вопросов представляет собой важнейший элемент действительно свободных выборов. Так как все СМИ предлагают надежное и честное освещение событий, особые обязанности по беспристрастному освещению возложены на государственные СМИ, так как они финансируются гражданами всей страны.
Вот первый из периодических обзоров, подготовленных ЦЭЖ в связи с декабрьскими выборами.
Наиболее важные моменты
На общегосударственных ТВ-каналах доминируют Президент Путин и правящая партия «Единая Россия».
Из пяти ТВ-каналов, по которым велся мониторинг, четыре предоставили правящим структурам более 82 процентов новостных передач в прайм-тайм.
По всем СМИ в зоне мониторинга освещение Президента Путина было исключительно позитивным или нейтральным.
Находившиеся в рамках мониторинга СМИ не выделяли оппозиции сколь-либо выгодное эфирное время, равно как и возможность бросить вызов точке зрения правящей власти.
Несмотря на свой вроде бы общественный мандат, финансируемые государством СМИ так и не смогли до сих пор представить сбалансированное и объективное освещение актуальных политических проблем и партий, которое крайне необходимо избирателям, чтобы сделать информированный выбор во время голосования.
Финансируемые государством телеведущие и телекомпании
Несмотря на свой общественный мандат, финансируемые государством теле- и радиокомпании демонстрируют явную склонность к правящей власти, и большую часть своих материалов уделяют президенту Путину, (который к тому же возглавляет выборный список «Единой России»), правительству и правящей партии «Единая Россия», игнорируя в большинстве случаев взгляды и мнения оппозиции.
За прошедшие четыре недели мониторинга финансируемый государством Первый канал из 93 процентов своего освещения политических и предвыборных новостей посвятил деятельности г-на Путина (41 процент), правительства (35 процентов) и «Единой России» (17 процентов). Данное освещение событий было по своему тону всецело нейтральным или позитивным. В то же время оппоненты нынешнего истеблишмента («Союз Правых Сил» [СПС] и «Яблоко») получили в общей сложности только 0,5 процента более или менее нейтрального освещения.
Два других финансируемых государством ТВ-канала — Канал Россия и ТВ Центр — использовали аналогичный подход. Канал Россия является еще одним контролируемым государством каналом, который ведет передачи на всю Россию и охватывает 99 процентов населения. В отличие от Первого канала, который не принадлежит государству (доля государства составляет 51 процент), Канал Россия полностью принадлежит государству. 85 процентов политических новостей в прайм-тайм были посвящены деятельности Президента Путина (36 процентов), правительства (32 процента) и правящей партии «Единая Россия» (17 процентов). По оценкам группы мониторинга, 93 процента сообщений о Президенте Путине были позитивными по своему тону, а 7 процентов — нейтральными. Аналогичным образом правительство и правящая партия были представлены исключительно в позитивном или нейтральном свете. Для сравнения «Союз Правых Сил» и «Яблоко» набрали лишь три процента нейтрального или позитивного освещения. Партия «Справедливая Россия» получила около трех процентов освещения событий, которые в основном были также нейтральными или позитивными по своему тону.
ТВ Центр является каналом, где контрольный пакет акций принадлежит Правительству Москвы, а потенциальная аудитория составляет около 57 процентов населения страны. За четыре недели мониторинга ТВ Центр посвятил 37 процентов своих политических и предвыборных передач в прайм-тайм деятельности Президента Путина, причем подавляющее большинство сообщений были позитивными или нейтральными по своему тону. Правительство получило более 17 процентов освещения событий, которые также были в основном позитивными или нейтральными. Что касается политических партий, то большая часть репортажей пришлась на «Единую Россию» — 27 процентов и ЛДПР — 6 процентов. Если сообщения о «Единой России» и ЛДПР были по своему тону позитивными или нейтральными, то «Союз Правых Сил», получивший всего 1 процент освещения, был представлен исключительно в негативном или нейтральном свете.
Частные общегосударственные телевещательные каналы
За четыре недели мониторинга Центр экстремальной журналистики отметил явные различия в том, как частные телеканалы представляли политические вопросы, президента и правительство. Если НТВ (мажоритарный акционер — государственная компания Газпром) в целом придерживался подхода финансируемых государством каналов, то РЕН ТВ предоставил меньше эфирного времени правящей власти и порою представлял в некоторой степени критические репортажи о правительстве и некоторых политических партиях.
Из пяти включенных в мониторинг каналов только НТВ, который охватывает около 85 процентов страны, посвятил истэблишменту наибольшую часть новостных сообщений в прайм-тайм — 94 процента. За период с 1 октября по 5 ноября НТВ уделил 47 процентов своих сообщений Президенту Путину, 28 процентов — правительству, 1 процент — президентской администрации и 18 процентов — «Единой России». В подавляющем большинстве случаев освещение было позитивным и нейтральным по своему тону. Следующими по популярности на телеэкране были политические партии «ЛДПР» и «Справедливая Россия» — каждая получила по 2 процента. В целом канал игнорировал оппонентов правящей власти.
По сравнению с четырьмя другими ТВ-каналами второй вошедший в мониторинг частный канал РЕН ТВ (70 процентов принадлежит проправительственным компаниям «Северсталь» и «Сургутнефтегаз» и 30 процентов — Группе РТЛ) представил своим телезрителям слегка более сбалансированный обзор политической жизни. Хотя канал и посвятил значительную часть новостных сообщений в прайм-тайм деятельности Президента Путина (13 процентов), правительства (26 процентов) и «Единой России» (26 процентов), эти показатели ниже, чем у остальных четырех общенациональных ТВ-каналов. Качественный анализ также свидетельствует о том, что данный канал представляет более сбалансированный показ правительства и «Единой России». К примеру, результаты мониторинга показывают, что хотя в прайм-тайм 3 процента новостных передач о правительстве были позитивными по своему тону, однако целых 2 процента оцениваются как негативные. Политические оппоненты правящей власти — «Яблоко» и «Союз Правых Сил» — получили в общей сложности 5 процентов освещения, которое по своему тону было в основном нейтральным.
Вывод
Настоящий доклад является первым из докладов, которые Центр экстремальной журналистики намерен периодически издавать в ходе выборов. Данные, полученные за первый месяц проводимого ЦЭЖ мониторинга, показывают, что имеются большие различия в том, сколько эфирного времени уделяется политическим вопросам, и в том, как их представляют телезрителям.
Данные также показывают, что большинство вошедших в мониторинг каналов зачастую игнорируют возможность предоставить российским гражданам противоположный взгляд на конкретные события. Также очевидно, что некоторые вызывающие тревогу тенденции в том, как именно основные российские СМИ освещают политические партии, действующего Президента и правительство (причем подобные тенденции не отмечались ЦЭЖ в ходе мониторинга в 2006 году), являются отнюдь не результатом краткосрочных аномалий, а подлинными тенденциями в российских СМИ, которые продолжаются в ходе гонки на выборах в Государственную Думу. Данные тенденции включают тот факт, что вошедшие в мониторинг СМИ отказывались предоставить оппозиции сколь-либо значительное эфирное время, равно как и возможность изложить свои политические взгляды в противовес нынешнему истеблишменту.
Будучи получателями общественных ресурсов, финансируемые государством средства массовой информации просто обязаны обеспечивать сбалансированное и справедливое отношение к претендентам. Однако вопреки их общественному мандату финансируемые государством СМИ до сих пор так и не смогли предоставить оппозиционным партиям какой-либо значительной возможности изложить свои политические взгляды. Полученные результаты показывают, что средства массовой информации не выступают в роли форума для обмена мнениями, публичных дебатов, конфронтации, исследований и комментариев, которые могли бы предложить обществу объективное, аналитическое и взвешенное мнение лиц, претендующих быть избранными.
* * *
Начиная с 1 Октября, Центра Экстремальной Журналистики проводил мониторинг пяти телеканалов. Отдел Мониторинга анализировал новости прайм-тайма[1] на предмет количества времени, предоставленного всем кандидатам и партия баллотирующимся на выборах в Государственную Думу РФ, а также объем времени, который каналы предоставили всем основным политическим деятелям. Кроме того, оценивалась тональность освещения.
Количественный анализ оценивает общее время и объем, посвященный соответствующим политическим темам в СМИ, отслеживаемых в ходе мониторинга. Качественный анализ оценивает информацию по политической тематике, о президенте или правительстве с точки зрения положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Прилагаемые графики покрывают период с 1 под 26 октября.[2]
Анализированные СМИ
Телеканалы: Государственные Первый Канал, Россия, ТВ Центр, Частные НТВ, Рен ТВ.
Москва, 8 ноября