Прошли те времена, когда для соседей по региону Грузию символизировали сборщицы чая в соломенных шляпах, или когда бутылки грузинского вина и минеральной воды стояли на каждом столе в республиках бывшего СССР. Лишенная выхода на российский рынок, Грузия теперь пытается переориентировать экспорт своей сельхозпродукции на страны Европы. Но строгие европейские требования к качеству и безопасности продуктов питания представляют серьезное препятствие на этом пути.
Некогда процветающая сельскохозяйственная республика в составе СССР, сегодня Грузия по данным статистики импортирует до 80 процентов потребляемой ею сельскохозяйственной продукции. Хотя в сельском хозяйстве по-прежнему занято более 55 процентов рабочей силы, всеобщая бедность в сельских районах страны вынудила многих фермеров в последние годы переселиться в крупные города, особенно в Тбилиси и Батуми. Те же фермеры, которые остались на селе, обрабатывают небольшие участки земли, что не может обеспечить выпуск продукции в больших объемах или помочь взять приступом обширные европейские рынки.
С введения в 2006 году Россией эмбарго на грузинские вина, минеральную воду и плодоовощную продукцию сельскохозяйственное производство в Грузии выросло лишь на 3 процента. В 2007 году аграрный сектор принес порядка 1,6 млн. лари (около 1,14 млн. долларов), что несравнимо с прежним уровнем. Экспорт вина, фруктов, цитрусовых, орехов, лаврового листа и трав был переориентирован преимущественно на рынки Украины и Казахстана – на страны, унаследовавшие от СССР вкус к грузинским продуктам.
Но выход на 500-миллионный европейский рынок, являющийся крупнейшим в мире импортером продовольственных товаров, оказался куда более сложной задачей, чем это представлялось вначале. И это несмотря на тот факт, что будучи страной с развивающейся экономикой, Грузия имеет право воспользоваться европейской системой таможенных льгот, известной как Обобщенная система преференций. По оценкам министра сельского хозяйства Грузии Бакура Квезерели, объемы экспорта остаются «очень незначительными».
Тщательно продуманная система правил безопасности пищевой продукции, которая включает в себя контроль не только за составом ингредиентов, но и их маркировкой, системой поставщиков и всем производственным циклом, оказалась самым серьезным препятствием. Дополнительные сложности создают требования отдельных стран ЕС, сетей супермаркетов и дистрибьюторов.
По словам капитанов европейской сельскохозяйственной политики, установленные стандарты призваны защитить потребителя, но после десятилетий жертвования качеством во имя количества Грузии сложно им соответствовать. «У нас был ряд случаев, когда по причине несоответствия требованиям качества партии вина отправлялись обратно, например, Германией», – рассказывает аналитик в области сельскохозяйственной политики делегации Еврокомиссии в Тбилиси Мария Иаррера.
Некоторые же грузинские фермеры задаются вопросом, почему правительство не может просто закупать у них больше продуктов.
По словам бывшего посла Грузии в ЕС Константина Залдастанишвили, необходимо повысить уровень информированности грузинских производителей о системе безопасности пищевых продуктов Евросоюза. «Крайне важно информировать производителей о таких вещах, как маркирование и поставка товаров, предоставление документов об их происхождении, использовании удобрений и химикатов в процессе выращивания урожая,» – отмечает Залдастанишвили, возглавляющий также Бизнес-совет «ЕС-Грузия». Бизнес-совет является бесприбыльной организацией, предоставляющей предпринимателям консультации о порядке экспорта продукции в страны ЕС.
Еврокомиссия, являющаяся исполнительным органом ЕС, также требует от правительств стран-экспортеров осуществлять надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и других европейских стандартов. По словам эксперта Иарреры, грузинское правительство не слишком спешит ужесточать правила в области качества и безопасности продукции, сосредоточив вместо этого усилия на стимулировании подъема производства.
Власти в Тбилиси возражают, говоря, что соответствующее законодательство в области безопасности пищевых продуктов прорабатывается, но в настоящее время главный упор делается на отечественном направлении. Большинство грузинских хозяйств слишком малы, плохо организованы и страдают от недостатка средств механизации. Так что многие хозяйства пока не в состоянии выйти на уровень производства, когда можно будет отправлять продукцию на экспорт. В целях стимулирования деятельности в этом направлении правительство запустило в прошлом году новую программу под названием «100 новых предприятий», призванную привлечь средства в агропромышленный бизнес и способствовать индустриализации этого сектора. В рамках программы на продажу с 80-процентной скидкой были выставлены 100 участков находящейся в госсобственности земли общей площадью 150 тыс. га. Эти участки размером не более 2 тыс. га должны быть использованы в сельскохозяйственных целях. По данным минсельхоза, на настоящий момент более 20 заявок на такие участки получили «добро».
Между тем в 2008 году правительство планирует направить свыше 50 млн. долларов (70 млн. лари) на замену граблей и лопат тракторами и другой техникой. Фермеры могут взять оборудование в аренду у государства (трактор предоставляется по цене в 15 лари – около 10,72 доллара – за гектар). Кроме того, они могут приобрести технику в собственность с рассрочкой на длительный срок без выплаты процентов.
«Вся упирается в масштабы производства, – говорит Ника Грдзелидзе, гендиректор проекта «AgVantage», финансируемого Агентством США по международному развитию. Целью данного проекта является помочь грузинским производителям продуктов питания и перерабатывающим предприятиям стать конкурентоспособными на международных рынках. – Из 400 тыс. фермеров лишь 4 тыс. владеют более четырьмя гектарами земли. В результате объем поставок весьма невелик и носит разрозненный характер».
Несмотря на трудности, испытываемые сельскохозяйственным сектором, Тбилиси ведет с ЕС переговоры о заключении соглашения о свободной торговле в рамках европейской политики добрососедства. Соглашение между Брюсселем и Тбилиси предполагается подписать к концу года, но правительство еще должно представить проект внесения законодательных и административных поправок, необходимых для внедрения стандартов европейского образца.
Новые стимулы могут обеспечить и административные меры самого Евросоюза. В условиях роста цен на продовольствие во все мире, Еврокомиссия призвала недавно отказаться от некоторых правил, дабы облегчить другим странам доступ на европейские рынки. Однако для вступления этого решения в силу необходимо согласие всех 27 стран-членов ЕС.
Хотя такое решение стало бы приятной новостью для грузинских фермеров, посол Залдастанишвили все же полагает, что ключом к европейскому рынку является эффективная, отвечающая европейским нормам, система безопасности пищевых продуктов. «Упрощение правил без сомнения облегчит грузинским экспортерам поставку продукции на европейский рынок…Но грузинской стороне еще многое предстоит сделать для внедрения европейских стандартов», – отмечает он.
Георгий Ломсадзе, независимый тбилисский журналист