Предыдущая статья

Россия будет хранить молчание

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Такое мнение выразил руководитель Службы политического прогнозирования ЦИ СНГ МГУ Александр Караваев, рассматривая ситуацию в случае возобновления боевых действий между Арменией и Азербайджаном.

Несмотря на официальное заявление о приостановке военной операции на территории Грузии, напряженность в регионе не спадает. Более того, Тбилиси утверждает, что, дескать, Москва не выполняет условия достигнутого соглашения о прекращении огня: продолжается захват грузинских городов российскими военнослужащими. Кремль такое развитие событий, разумеется, отрицает. А тем временем США приступили к началу гуманитарной операции в Грузии, которую будет осуществлять непосредственно Пентагон с участием сил ВВС, ВМС. Какой будет последующая реакция на это со стороны Москвы, как отразится происходящее на всем регионе, в интервью «Эхо» рассказал российский политолог, глава Службы политического прогнозирования Центра изучения СНГ Московского государственного университета Александр Караваев.

- Американцы приступили к осуществлению гуманитарной операции, параллельно в Грузию перебрасываются военнослужащие армии США. В планы Москвы это вряд ли входило. Каким будет ответ Кремля?

- Речь все-таки идет о гуманитарной операции, которая будет осуществляться силами НАТО. Так что это не означает полноценный ввод войск, как, к примеру, это было в случае с Югославией. С учетом того, что США не нацелены на то, чтобы идти на крайнюю степень конфронтации с Россией, а ввод в Грузию американских войск был бы расценен в Москве именно так, администрации Джорджа Буша сдержит себя от такого шага. Ситуация не будет развиваться таким образом.

- Могут ли события вокруг Грузии, Южной Осетии как-то отразиться на армяно-азербайджанском конфликте, повлиять на переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

- Однозначно что-то сказать сложно. С одной стороны, если бы Россия не вмешалась, и Тбилиси осуществил свой план в Южной Осетии, то, естественно, в Азербайджане обратили внимание на возможность реализации военного сценария по отношению к Армении. Это не стало бы прямым поводом к началу войны. Хотя, конечно же, конфликты в некотором роде пересекаются, но масштабы региона, сил сконцентрированных в Южной Осетии и регионе Нагорного Карабаха - разные. Но было бы преувеличением утверждать, что это могло привести к эскалации и началу боевых действий Азербайджаном. С другой стороны, последний итог событий вокруг Южной Осетии диктует несколько трезвую оценку. Наверняка президент Азербайджана сделает нейтральное заявление, где можно будет читать оттенки как в пользу Тбилиси, так и Москвы.

- Можно ли утверждать, что последние события, когда РФ ввела свои войска в соседнее государство, бомбила города Грузии, делает вполне предсказуемым участие России на стороне Армении - члена ОДКБ, где главную скрипку играет Москва, в возможной войне между Баку и Ереваном?

- В открытой форме однозначно нет! Тем более, если взглянуть на устав ОДКБ, то можно увидеть, что страны-члены вступают в войну на стороне союзника, в случае если боевые действия разворачиваются на территории участника Договора. Так что если конфликт будет протекать в регионе Нагорного Карабаха, в семи прилегающих районах, то это не будет относиться к компетенции ОДКБ. Это очевидно. Другое дело, что заявления руководящего звена ОДКБ, которые озвучивались в Ереване на протяжении последних лет, были призваны показать Армении, что в случае начала боевых действий организация вмешается. Но на самом деле у ОДКБ есть юридическая возможность в этот конфликт не вмешиваться. Вместе с тем мы понимаем, что речь в данном случае больше идет не об ОДКБ, а ее основном участнике - России, у которой есть военная база в Армении. Это очень тонкий момент. Армения, конечно же, фактор стабильности и безопасности, но не думаю, что в случае начала боевых действий Азербайджаном Россия прямым образом выступит на стороне Еревана, сделает заявление о том, что Москва вступает в войну. Это просто глупо!

- Кстати, последняя война в Грузии показала, что некогда локальные конфликты отныне приобретают масштабный характер. РФ бомбила грузинские населенные пункты Поти, Сенаки, Марнеули, которые находятся не в Южной Осетии и значительно отдалены от Цхинвали, который стал эпицентром боевых действий. У вас есть уверенность, что в случае возобновления боев между Арменией и Азербайджаном театр военных действий ограничится регионом Нагорного Карабаха?

- Дело в том, что если Армения продвинется дальше региона Нагорного Карабаха, то это опять же не будет иметь отношения к компетенции ОДКБ. Понимаете, в любом случае сложно говорить о таких вещах, когда мы не имеем перед собой открыто развернувшейся картины конфликта. Никто же не предполагал, что Грузия предпримет такой блиц-крик. Так что мнений может быть великое множество, но в любом случае в таком конфликте Россия будет хранить молчание до последнего момента, максимально дистанцироваться от возможного конфликта в Нагорном Карабахе.

- Как известно, Россия активно поставляет вооружение Армении по заниженным ценам. Оказывается поддержка в техническом оснащении армянской армии. Можно ли ожидать каких-то изменений в этом направлении?

- Думаю, придется пересмотреть весь комплекс отношений, связанных с обеспечением безопасности на Южном Кавказе, в зонах сепаратистских конфликтов. Встанет вопрос о проведении мониторинга и ограничении поставок вооружения в эти регионы. Но нужно будет выработать ясные и четкие правила для стран, которые считают эти области зоной своих интересов. Надо будет определить четкие правила игры.

- Действия России в Грузии, когда вся страна подвергалась бомбардировкам, может создать некую настороженность у Азербайджана во взаимоотношениях с Россией, привести к тому, что Баку будет искать защиту в полноценном членстве в составе НАТО?

- Страны бывшего Союза должны будут сделать более ясный выбор. Что касается российско-азербайджанских отношений, то чем быстрее конфликт войдет в правовое русло, найдет свое дипломатическое, а не военное решение, тем быстрее Баку сможет снять напряжение, существующую неопределенность. И не опасаться того, что грузинский сценарий может повториться с Азербайджаном. Я уверен, что Москва постарается выдать Ильхаму Алиеву стопроцентные гарантии того, что Россия не будет пытаться содействовать или активизировать какие-то силы в Армении, которые могут иметь агрессивные планы в отношении Азербайджана. Все будет зависеть от ближайших нескольких недель. Если мы увидим, что все движется в сторону мира: очень сложного, в котором отношения между Грузией и Россией испортились окончательно, то даже такой мир позволит Баку сделать яснее выбор. Понятно, что каких-либо резких движений Баку делать не станет. Тактика, которая была принята во время последней войны - оправдана: не бросаться в объятия той или иной стороны. Грузинский лидер так не сделал. У Азербайджана, судя по предыдущей политике, такой опасности нет.

- Американскую операцию в Грузии можно называть гуманитарной, но это все же Пентагон, солдаты Армии США, силы ВВС, ВМС. Некоторое время назад Тбилиси мог этого желать, но было сомнительно, что это станет реальностью. В связи с этим высказывается мнение, что Москва окончательно покидает регион Южного Кавказа...

- Россия ушла из Грузии не в августе, а намного раньше. Москва вывела все свои военные базы. Ситуация обострялась не только по линии региональных конфликтов, но и в направлении двусторонних отношений. Все это показывало, что Россия и не пытается вернуться в Грузию или создать на будущее там какой-то плацдарм. Видимо, избрана тактика по закреплению в Южной Осетии и Абхазии. А все остальное, как получится.

С.Рзаев