Создавая серьезные препятствия российскому военному присутствию в Армении, Грузия закрыла свое воздушное пространство для пролета транспортных самолетов с грузами для российских войск, расквартированных в соседнем с ней закавказском государстве.
По словам российских и армянских официальных лиц, это решение стало результатом недавней российско-грузинской войны, внесшей коррективы в геополитическую картину в регионе. Они отмечают, что российские военные вынуждены сейчас пересматривать маршруты материально-технического снабжения своей базы в Армении, прокладывая их по территории Ирана и даже Азербайджана, который издавна противится тесным военным связям Москвы со своим заклятым противником.
Ереванские стратеги и оборонные эксперты, однако, не придают особого значения запрету на транзит российской живой силы и грузов по грузинской территории. По их твердому убеждению, это не ставит под сомнение дальнейшее пребывание 5-титысячного российского контингента в г. Гюмри на западе Армении, представляющее собой одну из ключевых составляющих доктрины национальной безопасности Армении.
«Грузия больше не предоставляет нам воздушные коридоры, – сообщил корреспонденту EurasiaNet замкомандира российской военной базы в Армении полковник Ашот Карапетян. – В настоящее время поставки осуществляются через Азербайджан и Иран».
По словам Карапетяна, поставки эти носят нерегулярный характер. Россия «с большим трудом» получает разрешения на пролет над территорией этих стран. «Несмотря на эти сложности, мы обходимся и делаем все, чтобы и дальше нести нашу службу. Следует также отметить содействие со стороны правительства и вооруженных сил Армении», – отметил он, добавив, что они помогают российской базе создавать запасы топлива, продовольствия и других предметов материально-технического снабжения.
Эту информацию подтверждают и российские дипломатические источники. По словам представителя дипломатического ведомства, запрет Грузии распространяется также и на российскую гражданскую авиацию, совершающую полеты в Армению и обратно. Однако в официальном порядке российское оборонное и внешнеполитическое ведомства от комментариев отказываются. Министерство обороны Грузии также не пожелало поделиться комментариями.
Неясно также, обсуждался ли этот вопрос в ходе визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в Ереван 3-4 октября. В коротком заявлении министерства обороны Армении лишь отмечалось, что Сердюков и его армянский коллега Сейран Оганян обсудили «вопросы, касающиеся двустороннего военного сотрудничества».
С самого момента распада Советского Союза все поставки на российскую военную базу в Армении шли главным образом по территории Грузии. Регулировались они российско-грузинскими договоренностями. Правда, еще до начала августовских вооруженных столкновений Россия обвиняла Грузию в невыполнении последнего соглашения, подписанного в марте 2006 года, а также в ограничении пролета самолетов над своей территорией.
Армянские же власти, похоже, уверены, что невзирая на серьезные проблемы с материально-техническим снабжением в связи с закрытием грузинского воздушного пространства, в обозримом будущем Москва не закроет свою базу на армянской территории.
«Это краткосрочные проблемы, которые не имеют юридического основания и не могут носить долгосрочного характера», – считает отставной генерал вооруженных сил и бывший замминистра обороны Артур Агабекян, возглавляющий ныне парламентский комитет Армении по обороне и безопасности.
«Если Грузия не предоставит воздушный коридор, Россия найдет альтернативные способы снабжения своей военной базы, – поделился он своими соображениями с EurasiaNet. – В конце концов, Россия связана с Арменией соглашением, которое обязывает ее содержать базу в состоянии боевой готовности. Россия выполнит это обязательство любыми способами».
Другой бывший замминистра обороны разделяет это мнение. «Я не думаю, что эти препятствия как-то повлияют на дальнейшее существование российской базы в Армении, – говорит Ваган Ширханян. – Россия – сильная страна. Снабжение небольшой базы, будь то через Иран, Азербайджан или даже Турцию, для нее не проблема». База в Гюмри нужна и Россия, и Армении, причем «на долгое время», добавляет он.
Расположенная близ турецкой границы, российская база в Гюмри позволяет Армении получать большие объемы российских вооружений по льготным ценам и даже совершенно бесплатно, которые можно как-то противопоставить растущим оборонным расходом богатого энергоресурсами Азербайджана.
Так, недавно Россия помогла своему закавказскому союзнику модернизировать систему ПВО. Как сообщил в начале 2007 года заместитель главкома ВВС России генерал-лейтенант Айтеч Бижев, в рамках этой программы представители ПВО Армении прошли подготовку по управлению зенитно-ракетными комплексами С-300. В конце 1990-х годов на территории Армении были развернуты ракеты класса земля-воздух дальнего радиуса действия, являющиеся составной частью объединенной российско-армянской системы ПВО. Кроме того, российское военное присутствие на территории Армении предотвратило потенциальное военное вмешательство в нагорно-карабахский конфликт со стороны Турции, позволив Еревану сконцентрировать свои основные вооруженные силы на границе с Азербайджаном. Несмотря на недавние инициативы в отношении Еревана, безусловная поддержка Турции в этом конфликте – на стороне Азербайджана. Турция по-прежнему ставит условием нормализации своих отношений с Арменией урегулирование карабахского вопроса приемлемым для Баку образом.
Неудивительно, что военный альянс с Россией остается краеугольным камнем оборонной стратегии Армении несмотря на расширившееся военное сотрудничество с Организацией Североатлантического договора и, в частности, Соединенными Штатами. В ходе своего визита в Ереван 3 октября глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров отметил, что расширение связей Армении с Западом по линии военного сотрудничества не внушает озабоченности России не в последнюю очередь потому, что Армения не вынашивает планов по вступлению в НАТО.
Как отметил в интервью EurasiaNet Ширханян, на протяжении 90-х годов являвшийся одной из ключевых фигурой армянских оборонных кругов, кризис в Грузии по сути лишь укрепил для Армении значение военного сотрудничества с Россией. Агабекян подошел к этому вопросу с большей осторожностью, сказав, что Еревану следует пересмотреть свою стратегию национальной безопасности, представленную в феврале 2007 года. Правда, проправительственный депутат не стал вдаваться в подробности относительно того, какие конкретно коррективы, по его мнению, необходимо внести в эту стратегию.
В данном 27-страничном документе подчеркивается «стратегический характер» российско-армянских отношений и их военной составляющей и отмечается, что членство в возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности будет приобретать для Армении все большее значение. Одновременно в документе отмечается и то, что укрепление связей с НАТО, США и Евросоюзом являются еще одной «гарантией» безопасности страны.
Самым последним признаком такой «взаимодополняющей» политики стало проведение в Армении первых после российско-грузинской войны совместных военных учений с НАТО, которые стартовали 29 сентября. И Россия, и Грузия отказались присоединиться к трехнедельным учениям с участием тысячи военнослужащих из 17 стран мира, в том числе США.
Эмиль Даниелян, ереванский журналист