Урегулирование карабахской проблемы снова на распутье и, похоже, на том самом, где оно вот уже долгие годы находится. Главная причина в том, что до сих пор не может вырисоваться долгожданный компромисс. На компромиссное решение не работают существенные факторы. И это притом, что конфликт сковывает экономические возможности стран региона, мешает решению элементарных проблем налаживания нормальной жизни населения, не говоря уже о проблемах безопасности и стабилизации на Южном Кавказе. Иначе говоря, не чувствуется экономической заинтересованности сторон в карабахском урегулировании.
Так, президент Турции Абдулла Гюль, выступая на Энергетическом саммите в Баку, отметил, что августовские события в Грузии еще раз подтвердили тот факт, что нерешенные конфликты являются большой опасностью для обеспечения безопасности на Южном Кавказе. Несомненно, продолжил он, что для качественных поставок энергоресурсов на европейские рынки необходимы продолжительная региональная стабильность и установление добрососедских отношений в регионе. А.Гюль также подчеркнул, что на данный момент концепция энергетической безопасности постепенно приобретает большую важность и часто ассоциируется с внешней политикой стран, их национальной безопасностью. «Мы должны трансформировать нашу взаимозависимость в энергетической сфере в плодотворное сотрудничество, что окажет свой вклад в отношения между странами региона. Я верю, что энергетическое сотрудничество, кроме обеспечения энергетической безопасности, также принесет стабильность, мир и процветание», - сказал А.Гюль.
В то же время в пятницу премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на конференции в Колумбийском университете, отметил, что официальная Анкара хочет организовать встречу лидеров Азербайджана и Армении в Турции.
Премьер-министр Турции, говоря о последней встрече в Москве президентов Азербайджана и Армении, сказал, что главы этих государств предприняли значительные шаги в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Кстати, уже определена дата визита в Турцию министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. Как сообщает агентство CNN Turk, глава армянского МИД отправится в Турцию 24 ноября.
В ходе переговоров с турецким коллегой Али Бабаджаном Э.Налбандян обсудит пути нормализации армяно-турецких отношений, в том числе вопрос создания совместной комиссии по изучению так называемого «геноцида армян» в Османской империи, урегулирование нагорно-карабахского конфликта, а также предстоящее председательство Армении в Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Отметим, что до визита Э.Налбандяна глава турецкого МИД Али Бабаджан планирует посетить с визитом Баку.
В то же время сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Мэтью Брайза (США), выступая на пресс-конференции в Баку, говоря об активизации Турции в процессе решения нагорно-карабахского конфликта, заявил, что эта страна является надежным партнером США: «Поэтому мы положительно оцениваем шаги, предпринимаемые Турцией в направлении урегулирования конфликта», - сказал он. В Баку сопредседатели Минской группы ОБСЕ высказали также уверенность в том, что подписанная Азербайджаном и Арменией Московская декларация откроет новые возможности урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Брайза при этом отметил, что пока рано говорить о размещении миротворцев в Нагорном Карабахе. «Надо завершить работу над базовыми принципами урегулирования, а потом говорить о миротворцах. США против размещения в Карабахе миротворцев соседних государств и стран-сопредседателей», - сказал Брайза. Он также подчеркнул, что формат Минской группы является продуктивным в карабахском урегулировании и изменен не будет. «С ведением переговоров в формате Минской группы ОБСЕ согласны оба президента конфликтующих государств», - добавил он.
Отвечая на вопрос, когда армяне собираются покинуть оккупированные территории, М.Брайза сказал, что они «надеются на это», но при этом он затруднился назвать точное время, когда это произойдет.
«Мы думаем, будет создан коридор, и там будут размещены миротворческие силы, и, возможно, когда-нибудь в НК будет проведен референдум», - сообщил он.
Однако приходится признать, что за всеми этими заявлениями скрывается определенная реальность, отражающая тот факт, что стороны конфликта по-прежнему разделяют непримиримые противоречия: Ереван отстаивает принцип самоопределения для Карабаха, Баку выступает за решение, опирающееся на принцип территориальной целостности Азербайджана. Обе стороны пока также не пришли к согласию по вопросу «Мадридских принципов», которые, по словам того же Мэтью Брайза, «совмещают в себе принцип самоопределения и территориальной целостности, а также неприменения силы».
Эти принципы предусматривают постепенный вывод армянских сил из семи пограничных с Карабахом административных районов Азербайджана, оккупированных Арменией. Они также предусматривают демилитаризацию зоны конфликта, размещение там международных миротворческих сил, выдворение с оккупированных территорий армянских переселенцев и возвращение на прежнее место жительства азербайджанских перемещенных лиц. Статус Карабаха предполагается определить позднее, возможно, путем референдума.
В число неурегулированных на данный момент разногласий входят механизмы потенциального отвода сил из оккупированных Лачинского и Кяльбаджарского районов Азербайджана.
«Ядро всех дискуссий - это как соотнести принцип территориальной целостности Азербайджана и сильное желание Армении применить принцип права народа на самоопределения». Об этом в интервью АПА заявил Брайза.
«Я не могу предвидеть, каким будет результат. Могу только сказать, что сопредседатели Минской группы применяют весь свой дипломатический опыт, делают все, чтобы помочь президентам прийти к решению. Все это время сопредседатели пытаются найти компромисс», - отметил М.Брайза.
Таким образом, все-таки факторы, поддерживающие состояние конфликта, до сих пор преобладают. Безусловно, главная помеха урегулированию - диаметрально расходящиеся представления в Армении и Азербайджане о справедливом решении проблемы. Ни лидеры двух стран, ни народы, судя по многим признакам, не готовы к компромиссам.
То есть многолетняя практика переговоров превратила данный аспект в некоторую само по себе разумеющуюся незыблемую субстанцию, смысл которой не подлежит обсуждению и, тем более, пересмотру.
Кроме того, параметры сложившихся вокруг конфликтной ситуации интересов и влияющих на конфликтную ситуацию факторов меняются с большей скоростью, чем скорость поиска самого решения. То есть во времени предмет компромисса обрастает дополнительными условиями, увеличивающими преграды на пути решения.
Э.Велиев