Иранская ядерная программа преследует военные цели, более того - первая атомная бомба может появиться уже в 2009-2010 годах: к таким выводам пришла французская парламентская следственная группа, сообщает Le Figaro. Как отмечает французское издание, сомнения у председателя группы Жана-Луи Бьянко вызывает тот факт, что иранцы имеют уже 1600 кг обогащенного урана, но не могут ответить на вопрос, на какой стадии находится их гражданская ядерная программа.
«У Тегерана есть чертежи атомной бомбы, несомненно, полученные через пакистанские каналы. Кроме того, иранцы разработали программу миниатюризации бомбы», - цитирует газета парламентария. Наибольшее беспокойство иранская ядерная программа вызывает у Израиля, который иранский президент Махмуд Ахмадинеджад неоднократно грозил стереть с лица земли, однако и арабские суннитские государства тоже встревожены ростом влияния Ирана в регионе: ведь появление атомной бомбы у Тегерана будет означать конец договора о нераспространении ядерного оружия, отмечает газета. В то же время, по мнению Figaro, ядерное оружие для Ирана - скорее политическая цель, и он выражает надежду, что у Ахмадинеджада хватит ума не бомбить Израиль.
Одновременно, находящийся с визитом в Москве американский сенатор Ричард Лугар заявил радио «Эхо Москвы», что «России нужно предоставить возможность для контроля над нашими ПРО в Чехии и в Польше. Кроме того, США еще могут подумать о площадках для своих ПРО в Азербайджане. Может быть, это будет обсуждаемым вариантом».
«Я думаю, что система должна развиваться, ее надо устанавливать, - заявил сенатор. - Но я еще раз скажу, что мы должны продумать, где должны располагаться конкретные площадки размещения ракет и радаров. Сейчас Россия находится на острие этих переговоров. Это не было намерением американской дипломатии. Может быть, реакция Москвы не очень адекватная, но я думаю, что мы можем прийти к соглашению. Обычно США очень обеспокоены возможностью размещения ракет в Иране. Россию это тоже должно беспокоить. У нас есть общие интересы, мы должны продумывать это. Если мы не сможем добиться общей точки зрения на то, что говорят иранцы, у которых есть ракеты, боеголовки ядерные на этих ракетах, то это опасно для всех нас. Не только для нас, но и для всего остального мира. Я думаю, что с помощью России мы могли бы воздействовать на Иран». Напомним также, что именно Р.Лугар в 2004 году был с визитом в Баку вместе с Бараком Обамой, тогда еще обычным сенатором.
Любопытно, насколько сильно может измениться положение Азербайджана с точки зрения обеспечения безопасности, если Иран все же создаст собственное ядерное вооружение уже в следующем году, а США решатся на размещение у нас своих ПРО, или на использование совместно с Россией имеющейся Габалинской РЛС.
Известный военный аналитик Узеир Джафаров согласен с международными прогнозами о том, что, скорее всего, уже в следующем году у Ирана появится свое ядерное оружие. «Несмотря на то, что мировое сообщество, и в первую очередь США, активно протестует против этого, Иран все же продолжает свои разработки. И по последней информации, которая поступает из разных источников, Тегеран уже почти достиг своей цели, и международное сообщество это понимает. Но просто пока остается непонятным, как будут развиваться события после 20 января следующего года, после вступления в должность нового президента США. Потому что Барак Обама сразу заявил, что хочет выйти на прямой контакт с руководством Ирана. Это может в корне изменить ситуацию, потому что пока мы не слышали из уст Обамы никаких обещаний насчет готовности Америки наказывать Иран. Тегеран продолжает свою работу, но я считаю, что скорее это нацелено на создание некоего фактора сдерживания. Чтобы такие страны, как США и Израиль, перестали выступать с угрозами. И я не думаю, что, создав такое оружие, Иран станет представлять реальную угрозу каким-то странам. Тегеран понимает всю серьезность складывающейся международной обстановки, у него имеется опыт ведения войн в новейшей истории, и он еще не отошел полностью от последствий войны с Ираком».
Особых причин для беспокойства у Азербайджана нет, говорит эксперт. «Безусловно, мы не должны сидеть сложа руки. Из Ирана порой раздаются заявления, противоречащие нашим дружественным отношениям, но я не думаю, что даже появление станций ПРО США в Азербайджане резко изменит ситуацию. В свое время некоторые страны тоже грозились, что если появятся такие системы Америки в Чехии, в Польше, если какие-то страны вступят в НАТО, то это приведет к изменению расклада сил в мире. Но мы уже видим, что все планы, которые намечает Запад, постепенно воплощаются, и никто этому помешать не в состоянии. Так что, если радары США появятся в Азербайджане, между Баку и Тегераном никакого серьезного обострения не возникнет. Безусловно, будут какие-то взаимные заявления, но они так и останутся на уровне политических жестов со стороны соответствующих структур».
Р.Оруджев