Предыдущая статья

Общая турбулентность будет расти. Что ждет Казахстан и Россию в 2009 году?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Экспертам из России и Казахстана были заданы следующие вопросы: Каковы основные политические итоги 2008 года для России и Казахстана? Каковы, на Ваш взгляд, перспективы сотрудничества России и Казахстана в 2009 году?
 
Станислав Притчин, независимый политолог:

1. Мне трудно говорить о каких-то конкретных цифрах в плане экономического сотрудничества, но, очевидно, что здесь никаких срывов нет. Происходит постепенное наращивание товарооборота между двумя странами, продвигаются совместные экономические проекты, идет политический диалог на высшем уровне, развивается приграничное сотрудничество.
В 2008 году у нас была возможность увидеть, как на наших отношениях сказались форс-мажорные обстоятельства. В частности, российско-грузинская  война продемонстрировала, насколько Казахстан привержен сохранению нормальных отношениях с Россией. Казахстан стал одной из самых пострадавших сторон этого конфликта, не являясь его прямым участником. Через Грузию шел крупный транзит казахстанских энергоресурсов, зерновой транзит, множество экономических проектов между Грузией и Казахстаном оказались заморожены. Но, несмотря на понесенные прямые убытки, Казахстан занял достаточно прагматичную позицию в отношении этого конфликта и был одним из немногих, кто поддержал действия России в нем.
Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что 2008 год стал успешным продолжением сотрудничества России и Казахстана.

2. Перспективы двустороннего взаимодействия должны быть связаны с предстоящим председательством Казахстана в ОБСЕ, и с инициативой российской стороны о реформировании системы безопасности в Европе. Именно этот вопрос станет предметом переговоров: насколько Казахстан как председатель ОБСЕ будет готов поддерживать и продвигать российские инициативы и насколько они вместе смогут пролоббировать этот проект, который пока не слишком интересен европейцам?
В то же время, возможно, с мертвой точки сдвинется проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума, потому что совсем недавно стало известно что «BP» наконец готова продать свои акции «Казмунайгазу» и «Лукойлу». Хорошо известно, что «BP» была главным тормозом развития этого проекта, настаивая на том, что трубопровод должен строиться на заемный деньги. Россия же и Казахстан отстаивают позицию  расширения трубопровода, причем за счет его самого, компаний-участниц консорциума, за счет того, чтобы урезать внешние заимствования, достаточно не дешевые. Основные надежды связаны именно с этим проектом. Если его  удастся сдвинуть с мертвой точки, то это станет еще одним важным элементом дальнейшего сотрудничества России и Казахстана. Потому что если возникнут проблемы КТК, то будет принят проект диверсификации поставок энергоресурсов Казахстана на европейский рынок через Азербайджан. 
 
Александр Караваев, эксперт ИАЦ:

1. Внутри СНГ пара Россия-Казахстан являются главной осью, которая формирует  центростремительное взаимодействие. Какой бы вектор внешнего влияния на постсоветское пространстве мы ни брали, будь  то Запад, Китай, США, ЕС, во всех этих направлениях присутствует тема взаимодействия России и Казахстана.
2008 год, несмотря на все трудности, несмотря на то, что это был, пожалуй, самый сложный год за все 17 лет истории СНГ, показал, что эта пара по-прежнему остается сильной, по-прежнему отношения России и Казахстана играют основную роль на постсоветском пространстве, и по-прежнему Россия и Казахстан задают тон позитивных отношений, на которые другие страны ориентируются. Это главный итог 2008 года с такой политико-философской точки зрения.
Можно приводить разные примеры более конкретных проявлений этого. Реакция Казахстана на югоосетинские события - предмет другого разговора, но здесь, тем не менее, важно отметить, что в этом конфликте Назарбаев сумел продолжить многовекторную политику, не ущемляя ни собственного достоинства, ни интересов России. 

2. А вот о перспективах говорить сложно, потому что мы уже научены горьким опытом, и знаем, что интенсивность реальной политической жизни настолько высока, что некоторые из заявленных векторов, которые планировались бы к развитию в будущем году, быстро обрываются. Если ретроспективно смотреть на события, скажем, 2005-2006 гг., 2006-2007 гг., некоторые моменты, которые могли бы прогнозироваться как имеющие тенденцию к какому-либо развитию, неважно позитивному или негативному, обнаруживают буквально в течение нескольких месяцев либо торможение, либо обрыв. Поэтому делать прогнозы очень тяжело.
Можно сказать, что в целом взаимодействие России и Казахстана вступает в полосу кризисов, связанную не с проблемами российско-казахстанских отношений и развитием процессов в СНГ, а с общей ситуацией в мире.
Главным стабилизирующим моментом в двустороннем взаимодействии России и Казахстана всегда были личные отношения  между президентами. Мы не можем уже говорить об отношениях Назарбаева с Путиным или Медведевым. Речь идет об отношениях Назарбаева с высшим эшелоном российской власти. Неважно, кто в России занимает должность президента, отношения России и Казахстана выстраиваются. А вот если бы вместо Назарбаева Казахстан возглавлял другой лидер,  то было бы интересно посмотреть, как складывалась бы отношения между нашими странами тогда. Я не уверен, что при других фигурах казахстанская политическая система  и соответственно наши двусторонние отношения способны существовать в таком стабильно-позитивном режиме. Кто бы ни находился у власти в Казахстане, даже самое управляемое лицо, неизбежно  возникновение более активной динамики и трения.
 
Джанибек Сулеев, главный редактор Интернет-портала Dialog.kz (Казахстан):

1. 2008 год для двусторонних отношений России и Казахстана можно назвать вполне стабильным в том плане, что были реализованы основные договоренности между нашими странами. Даже события в Южной Осетии не сказались отрицательно на двусторонних отношениях между государствами, хотя в общественном мнении в Казахстане наряду с традиционной позицией поддержки России, высказывались и антироссийские нотки, осуждающие действия России на Кавказе.
Ну, общественное мнение, слава Богу, и в России, и в Казахстане достигло определенного уровня независимости за последние годы. Но если говорить о государственном уровне, ничто не поколебало наши взаимоотношения ни в политической, ни в экономической сферах. Мы по-прежнему шагаем вместе. 

2. На мой взгляд, больший уклон, и это правильно, будет сделан в сторону экономического сотрудничества. Очень Важно создание единого таможенного пространства. Оно должно дать толчок к более интенсивному взаимодействию, и, в том числе, поможет смягчать удары и отвечать на вызовы, которые, возможно, будут возникать на постсоветском пространстве в 2009 году.
 
Владимир Евсеев, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, старший научный сотрудник центра международной безопасности:

1. Я считаю, что Россия и Казахстан смогли сохранить стратегическое сотрудничество. И это очень важно. Было очень серьезное испытание для двух стран - август 2008 года, и в виду того, что Казахстан имеет и будет иметь интересы на Кавказе, далеко не все в этой стране выступили в поддержку действий России, особенно после того, как Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Однако для России было очень важно, что Нурсултан Абишевич во время саммита ШОС поддержал российскую позицию, и хотя многие в России рассуждают о том, что Казахстан мог бы пойти и дальше, на признание независимости республик, мы понимаем, что, наверное, это было невозможно.
В то же время все повышающийся уровень экономического сотрудничества позволяет говорить, во-первых, о будущем, а, во-вторых,  о том, что год принес много нового и полезного в развитии казахстанско-российских отношений. Но хочу обратить внимание, что Россию беспокоит многовекторность политики Казахстана, потому что Москва заинтересована в более близком сотрудничестве с Казахстаном, при том, чтобы Казахстан меньше смотрел в сторону Запада. Поэтому в России с подозрением рассматривают многочисленные программы сотрудничества Казахстана с США и странами Европы. Но, тем не менее, пока удается выдерживать баланс интересов, и российско-казахстанские отношения сейчас имеют очень хороший потенциал для того, чтобы сохраниться даже в самых тяжелых ситуациях.
А такая ситуация уже наступила, и это будет второе испытание для отношений двух стран. Речь идет об экономическом кризисе, который ударил и по России, и по Казахстану, причем по регионам России он ударил сильнее, чем по центру. То, что России и Казахстану удалось сохранить свои экономики счет имеющихся резервов, и то, что, по-видимому, совместное сотрудничество позволит нам устоять в условиях кризиса, и является вторым важным итогом уходящего года. 

2. Если говорить о перспективах 2009 года, то, наверное, Россия была бы заинтересована в развитии сотрудничества. Например, если рассматривать сферу безопасности, то в виду того, что Россия имеет много военных объектов на территории Казахстана, для нее очень важно, чтобы эти объекты продолжали функционировать в тех же условиях.
На мой взгляд, для обеих стран было бы важно добиться сдвига и по реализации российско-казахстанской программы в области освоения космоса. Здесь также есть значительный потенциал.
Кроме того, несколько буксует российско-казахстанское сотрудничество в ядерной области. Конечно, Россия является активным участником добычи природного урана на территории Казахстана. Но в то же время Россию беспокоит сотрудничество Казахстана с Японией в этой области. Здесь было бы неразумно преувеличивать степень этого сотрудничества, но, тем не менее, России было бы важно, чтобы проекты, о которых говорилось ранее, реализовывались: это проект совместного создания ядерных реакторов малой мощности, добычи природного урана и производства ядерного топлива, договоренность о создании энергетических производств на ядерной основе. К сожалению, тот импульс, который был дан, пока не получил, с моей точки зрения, должного развития. Казахстана обладает богатейшими запасами природного урана. Россия таких месторождений не имеет, зато обладает огромными мощностями для ядерного производства. Поэтому в условиях кризиса именно на этот сектор надо делать упор. Как мы видим, нефть и газ сильно упали в цене, и сейчас нужны какие-то альтернативы, которые придавали бы устойчивости и российской, и казахстанский экономикам.
 
Айдос Саримов - Фонд Алтынбека Сарсенбаева, руководитель: 

2009 год будет годом, когда власть будет разрываться между желанием консервировать общество и необходимостью его раскрепощать. К сожалению, желания и возможности в следующем году совпадать не будут. Это будет вызывать большие и малые коллизии, а общая турбулентность будет только расти.