Предыдущая статья

Ереван между ПАСЕ и Россией

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Как известно, 17 декабря 2008 г. мониторинговая комиссия Парламентской ассамблеи Совета Европы выступила с инициативой приостановления права голоса армянской делегации ПАСЕ. Причиной называлось продолжение следствия по уголовному делу, возбужденному в связи с мартовскими событиями того же года в Ереване. Имеются в виду ведомые экс-президентом РА Левоном Тер-Петросяном акции протеста оппозиции, несогласной с итогами президентских выборов, победителем которых был объявлен Серж Саркисян. Тогдашние митинги привели к столкновениям с представителями правоохранительных органов, в результате чего погибли 10, ранения получили около 200 человек.
В ходе прошлогодних весенней и летней сессий ПАСЕ приняла по Армении резолюции 1609 и 1620, обязывающие власти страны провести «объективное расследование событий» с последующим установлением политического диалога между противоборствующими силами. Ереван прислушался к Европе, провозгласив создание временной парламентской комиссии.
К концу же прошлого года стало известно, что ход выполнения резолюций будет обсуждаться на январской (2008 г.) сессии ПАСЕ, после чего и прошла информация о планах лишения Еревана голосового права на Ассамблее.
Однако, в преддверие заседания ПАСЕ по данному вопросу, на закрытой встрече мониторинговой комиссии (26 января) было решено пересмотреть декабрьское решение. Наблюдатели комиссии положительно оценили шаги армянских властей в плане создания Группы по сбору фактов мартовских событий, помилование более 20 осужденных по этому делу и ряд других. Также было обращено внимание на подписание Национальным собранием Армении указа о создании рабочей группы для разработки законопроекта о внесении поправок в статьи «массовые беспорядки» и  »узурпация государственной власти» УК РА.
Акцент ПАСЕ на это фактор не случаен. Координатор оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК) Левон Зурабян, проводивший в преддверие заседания консультации с членами фракций ПАСЕ констатировал наличие в списке выпущенных на свободу властями лишь двоих политзаключенных.
В данном ракурсе целесообразно обратить внимание на поддержку официального Еревана со стороны России. Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев подчеркнул: «Я не считаю, что ситуация в Армении столь тревожна, столь не соответствует стандартам и ценностям Совета Европы, чтобы идти на подобного рода решения» (хотя и зафиксировал существование «оснований для беспокойства») (1). Как представляется, данная оценка лидера российской делегации не случайна. И именно продемонстрированное в незадолго до заседания ПАСЕ армяно-российское взаимопонимание в геополитическом масштабе, явилось основой для нереализации мониторинговым комитетом декабрьской угрозы.
По приглашению Кремля С.Саркисян принял участие в  обсуждавшей проблему транзита российского газа в Европу международной конференции в Москве. Вполне очевидно, что напрямую к озвученным на саммите вопросам «негазовая» Армения отношения не имеет. Однако на состоявшейся тет-а-тет встрече президент России подчеркнул прибытие С.Саркисяна в Москву для помощи в «разрешении одного из наиболее спорных европейских казусов последнего времени». А вслед за высокой оценкой «конструктивного вклада» Еревана «в урегулирование этих проблем», Дмитрий Медведев сделал значимый геополитический акцент, назвав Армению «надежным партнером России, стратегическим партнером». Глава Армении, в свою очередь, констатировал, что в российско-армянских взаимоотношениях «никаких вопросов нет», даже несмотря на  »увеличение цены газа...за последние два-три года» (2). 
Тем самым Москва озвучила свои приоритеты. Что, по всей видимости, послужило причиной смягчения позиции европейского сообщества в отношении Армении. В этом же контексте просматривается и провозглашение Всемирным банком намерения предоставить Еревану в четырехлетнем разрезе $525 млн. (на реализацию новых программ, техническое содействие и консалтинговые услуги).
«Армения и ВБ находятся на этапе активного сотрудничества, и ВБ ожидает, что в ближайшие годы подобное тесное сотрудничество будет сохранено», - сообщил вице-президент банка по региону Европы и Центральной Азии Шигео Катсу (3).
Отметив, что реализация программы обеспечения кредитования малого и среднего бизнеса в стране впервые будет осуществлена в сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития. Данная сумма в 2,5 раза превышает объем средств, предоставленный ВБ Армении в предыдущий четырехлетний период.
Правда, по всей видимости, не будет «в долгу» перед Ереваном и Москва. Так, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин не оставил без внимания обращение Армении о стабилизационном кредите для смягчения последствий экономического кризиса (сумма и условия предоставления возможного займа не разглашаются).
Таким образом, Ереван оказался как бы между двумя геополюсами. Прямая видимость над Арменией «дамоклова меча» ПАСЕ о «голосовом праве» ослаблена лишь до апреля, когда планируется подвести итоги по освобождению всех политзаключенных. Кроме того,  »серьезную обеспокоенность недостатком прогресса Армении в разрешении проблем, возникших в поствыборный период» на пресс-конференции в Страсбурге 27 января выразил и Генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис. Т.е. Европа четко действует методом «кнута и пряника». Насколько податливым к этим телодвижениям окажется Ереван, мы узнаем в ближайшее время. Но вряд ли внешнеполитические ориентиры Армении подвергнутся корректировке.   

Ереван и Самцхе-Джавахетия

В то же время, в контексте развивающейся вокруг Армении ситуации целесообразно обратить внимание и еще на один фактор. 22 января в Грузии были задержаны двое граждан страны армянской национальности - жители г.Ахалцихе (оба обвиняются в создании вооруженной группировки и шпионаже).
Напомним, что Ахалцихе является административным центром грузинского края Самцхе-Джавахетия, где большую часть населения составляют армяне (в 1944 г. отсюда были депортированы турки-месхетинцы). Но значимость данной территории определяется иными аспектами. А именно, прохождением через край нефтепровода Баку-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Кроме того, разрабатываемый Турцией и Азербайджаном проект ж/д сообщения Карс-Баку также территориально затрагивает Самцхе-Джавахетию. Так вот в этом ракурсе нельзя обойти внимание прозвучавшее в разгар военного противостояния между Грузией и Южной Осетией требования Совета армянских общественных организаций Самцхе-Джавахети и Квемо Картли. Направленное на придание данным территориям статуса «суверенных субъектов Федеративной Грузии с широкими полномочиями самоуправления». При гарантиях придания армянскому языку статуса государственного и обеспечения присутствия представителей края в законодательных, исполнительных и судебных структурах Грузии. 
Так что активизация событий в этом направлении далеко не спонтанна. Не случайно, что из Еревана уже прозвучала определенная реакция на происходящее. 27 января депутат парламента Армении, председатель союза «Джавахк» Ширак  Торосян заявил, что арест грузинских армян преследует целью «обезглавить образовательную, культурную, национально-общественную деятельность в этом регионе, углубить атмосферу страха, ужаса и недоверия». «Есть два пути решения проблемы - либо Джавахк превратится в Карабах, либо вопросы Джавахка будут решены в рамках армяно-грузинского сотрудничества», - добавил депутат (4).
Не будем загадывать, а каком ключе начнут развиваться события в армяно-грузинском направлении. Но отметим появление еще одного очага напряженности на Южном Кавказе. Что в условиях активизации геополитической борьбы за альтернативные газовые маршруты в Европу вполне закономерно. 

1.Юж. Осетия и будущее делегации Армении станут темами сессии ПАСЕ
http://www.rian.ru/world/20090126/160077776.html
2.Начало встречи с Президентом Армении Сержем Саргсяном    
http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/01/211840.shtml
3.Всемирный банк предоставит Армении в четырехлетнем разрезе $525 млн
http://www.newsarmenia.ru/arm1/20090127/42016896.html
4.Власти Грузии применяют против армян методы Берии
http://yerkramas.org/news/2009-01-28-3382

Теймур Атаев