Два противоречащих суждения не могут одновременно быть истинными. Например, мы не можем утверждать, что НАТО в будущем будет одновременно и расширяться и не расширятся. Такого по законам логики быть не может. Впрочем, как показывает практика, законы логики не всегда применимы к высказываниям, которые по ряду причин изначально нелогичны. Итак, Североатлантический альянс будет продолжать расширяться, однако не будет игнорировать связанные с этим опасения России, заявил в Кракове генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.
«Конфликт на Кавказе убедил некоторых, что хорошие отношения с Россией и дальнейшее расширение НАТО взаимно исключаются. Это не так», - сказал Схеффер. По его словам, Североатлантический альянс будет расширяться и далее, однако при этом НАТО «не будет игнорировать опасения России».
Генсек отметил, что, сотрудничая с Россией, следует использовать «все, чему мы научились», в том числе и в рамках Совета Россия-НАТО.
Схеффер подчеркнул, что, несмотря на различия во взглядах, следует продолжать диалог с Москвой, который не прерывался даже в самые трудные моменты «холодной войны».
Из всего вышесказанного можно сделать два вывода: НАТО будет расширяться, и НАТО не будет игнорировать опасения России. Проблема в том, Россия против расширения НАТО, во всяком случае, на постсоветском пространстве. Отсюда следует, что НАТО будет расширяться в другом месте. Но чтобы расширяться где-то там, вне зоны российского влияния, альянсу вовсе не стоит оглядываться на Москву. Таким образом, можно сделать вывод, что речь идет все-таки о постсоветском пространстве, который Кремль считает своей вотчиной. Как же тогда НАТО будет расширяться в этом пространстве, и при этом поддерживать хорошие отношения с Россией, если заранее известно, что последняя против этого действия? Вот это-то и остается загадкой.
Между тем, и глава Пентагона Роберт Гейтс выступил за расширение сотрудничества с Россией. «Ситуация такова, что из-за экономического кризиса, Афганистана и Ирака администрация (США) не успела еще пересмотреть целый ряд проблем, включая отношения с нашими союзниками, программу ПРО и наши отношения с Россией. Все это взаимосвязано, в том числе и Иран, - рассказал руководитель американского Минобороны. - Мы продолжим двигаться вперед. Мы также очень заинтересованы в том, чтобы продолжать убеждать россиян сотрудничать с нами в этих усилиях». При этом Гейтс подчеркнул, что проблема противоракетной обороны США не возникла бы, если бы Иран не начал развивать ядерную программу.
То есть не будь проблем с Ираном, не было бы проблемы противоракетной обороны США, которая также не в малой степени раздражает Кремль. Из этого следует, что только косвенные факторы способствовали ухудшению отношений между альянсом и Россией, а не противоречия во взглядах на мироустройство, идеологию, внутреннюю и внешнюю политику и прочую чепуху.
Кстати, официальный представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатурай рассказал о военных планах организации: «Можно ожидать еще одной операции НАТО, направленной на борьбу с пиратством, у побережья Сомали следующей весной». При этом ранее Яап де Хооп Схеффер не исключал возможности сотрудничества с Россией в борьбе с морскими разбойниками.
Вполне осмысленно и логично по проблеме сотрудничества НАТО с Россией на неформальной встрече министров обороны высказался разве что министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он заявил, что безопасность его страны от возможных угроз из Москвы должны обеспечивать два «страховых полиса» - Евросоюз и Североатлантический альянс. Политик также предложил западному военному блоку новую стратегию в отношениях с Россией. «Мы обязаны открыть для России перспективу, благодаря которой она могла бы стать частью Запада в широком смысле этого слова», - объявил глава МИД Польши. Сикорский подчеркнул, что у Москвы должен быть выбор, использовать такую «перспективу» или нет, передает РИА «Новости». Руководитель польского внешнеполитического ведомства предложил Североатлантическому альянсу взять на вооружение новую стратегию. «Необходима стратегия двух уровней по отношению к России: надо сотрудничать с ней в случае уважения наших норм и решительно защищать членов НАТО в случае угроз из Москвы», - пояснил Р.Сикорский.
Безусловно, после прошлогодних событий в Грузии и решении Кыргызстана «закрыть» авиабазу «Манас» для американцев Россия продемонстрировала, что у нее нет объективных оснований для сближения с альянсом. То есть, нет общего противника, нет общих долгосрочных политико-экономических и военно-политических целей, нет идеологической близости. С этой точки зрения, едва ли стоить ожидать принципиальных улучшений в отношениях России и НАТО.
Сегодня Кремль, несмотря на заверения о готовности работать вместе с НАТО по Афганистану, с закрытием авиабазы «Манас», которая важна была для американцев, дал понять, что разногласия в отношениях есть и будут. Что интересно, совсем недавно генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявлял, что данная организация готова к сотрудничеству с Североатлантическим альянсом для стабилизации ситуации в Афганистане. «Позиция государств-членов ОДКБ - обеспечить полное содействие деятельности антитеррористической коалиции с тем, чтобы обеспечить в Афганистане стабильность и не допустить дробления этого государства на какие-то региональные образования», - заявил генсек ОДКБ.
Комментируя позицию организации относительно транзита грузов через территорию стран-участниц ОДКБ, Н.Бордюжа отметил, что на состоявшихся в Москве консультациях представители всех государств-членов организации подтвердили свою готовность обеспечить транзит. «Представители стран-членов ОДКБ подтвердили принятые руководством их стран решения относительно транзита невоенных грузов через территорию государств, задействованных в этом транзите», - отметил Бордюжа.
При этом он подчеркнул, что решение относительно возможного военного транзита принимается каждым государством в отдельности. «Что касается транзита военных грузов, то каждое государство имеет свое соответствующее национальное законодательство, обеспечивающее военный транзит при выполнении всех необходимых условий, - сказал Бордюжа. - Я не знаю государства, которое вообще запрещает военный транзит через свою территорию».
Пока же два государства Центральной Азии, имеющие общую границу с Афганистаном, дали свое согласие на транзит коммерческих грузов стран Североатлантического альянса, следующих в Афганистан, сообщил журналистам в пятницу, 20 февраля 2009 года, начальник управления по материально-техническому обеспечению Транспортного командования США контр-адмирал Марк Харничек, передает «Интерфакс».
«Таджикистан дал согласие на использование своих железнодорожных и автомобильных путей для транзита невоенных грузов в Афганистан», - сказал Харничек сразу после встречи с министром иностранных дел Таджикистана Хамрохоном Зарифи. «Еженедельно мы планируем переправлять 50-200 контейнеров с территории Узбекистана в Таджикистан и далее в Афганистан», - добавил контр-адмирал. По его словам, США «получили от Узбекистана согласие на транзит».
Безусловно, Узбекистан и Таджикистан заинтересованы в стабилизации ситуации в Афганистане. Вне всякого сомнения, уход НАТО из этой страны приведет к дестабилизации не только в Афганистане, но и обстановки в сопредельных странах. Таким образом, если Афганистан состоится как стабильное и процветающее государство, живущее в мире со всеми своими соседями, он перестанет быть источником перманентной угрозы. Из этого следует, что тот, кто мешает действиям НАТО в Афганистане, желает дестабилизации ситуации в этой стране, и как следствие, дестабилизации положения в сопредельных странах. И поэтому - тактика, выбранная Россией, полностью себя оправдывает, так как дополнительно к уже указанным дивидендам Москва получает вполне предсказуемую для нее ситуацию в Центральной Азии. То есть повод для того, чтобы обеспечивать безопасность своих южных рубежей. Разумеется, усиление позиций Москвы ослабит позиции США в Афганистане в частности, и в Центральной Азии в целом. В результате чего зона влияния Вашингтона в Центрально-Азиатском регионе будет постепенно сужаться.
Итак, Россия чрезвычайно заинтересована в установлении геостратегического и геополитического контроля над Центральной Азией. При этом Россия учитывает наличие крупного фактора нестабильности, связанного с Афганистаном. В Кремле прекрасно знают, что вооруженный конфликт в Афганистане несет угрозу распространения межэтнических конфликтов, наркотиков, оружия, терроризма и религиозного экстремизма на территорию ЦА. Что автоматически превращает Центральную Азию в ореол системы внешней безопасности России и становится сферой её жизненно важных интересов.
С этим фактом Вашингтону придется либо согласиться, либо проявить инициативу, способную перевесить чашу весов на свою сторону.
Итак, Россия стремится играть гегемонистическую роль на Южном Кавказе. И это несмотря на то, что она вынуждена играть при явной нехватке у нее экономических ресурсов и при политической нестабильности на Северном Кавказе. Слабость Кремля еще и в том, что, в отличие от нее, западные государства пользуются своим превосходством в экономических ресурсах и военной технологии, направленных на создание противовеса российскому присутствию в регионе.
Э.Велиев