Предыдущая статья

Госдеп США: состояние демократии в странах Центральной Азии и Закавказья не внушает оптимизма

Следующая статья
Поделиться
Оценка

В ежегодном отчете Государственного департамента США о соблюдении прав человека в мире страны Центральной Азии получили в целом неудовлетворительную оценку.
В конце февраля был опубликован отчет Госдепа США о соблюдении прав человека за 2008 год. Пожалуй, одним из самых заметных его отличий является определенный пересмотр оценки ситуации в Туркменистане и Узбекистане. Ашгабат занимает одно из центральных мест в региональном соперничестве за разработку и экспорт энергоресурсов. Узбекистан же вновь выдвинулся на позиции стратегического партнера Вашингтона. Ташкент играет сегодня заметную роль в формируемой северной сети поставок для операций американского контингента в Афганистане.
В отчете Госдепартамента отмечается неуверенный прогресс, наблюдаемый в Узбекистане по ряду направлений, включая защиту прав обвиняемых и борьбу с торговлей людьми и эксплуатацией детского труда на сборе хлопка. Анализируя ситуацию, сложившуюся в Узбекистане в 2007 году, авторы отчета не отметили ни одного положительного аспекта. Несмотря на упоминание некоторых достижений, отчет 2008 года также содержит весьма нелестные отзывы в адрес узбекского правительства. «В стране по-прежнему наблюдались серьезные нарушения прав человека, а правоохранительные органы систематически прибегают к пыткам. Власти вынуждают детей работать на сборе хлопка, порой в крайне неудовлетворительных условиях. Правозащитники и журналисты, критикующие правительство, по-прежнему подвергаются преследованиям, необоснованным арестам, политически мотивированному судебному преследованию и пыткам», – говорится в документе.
В 2009 году ситуации с соблюдением прав человека в Узбекистане будет уделено самое пристальное внимание, так как Вашингтон ищет площадку для создания нового военного узла в Центральной Азии взамен существующей базы на территории Кыргызстана, которую американским силам придется освободить. В свое время Узбекистан выдворил американские войска со своей базы Карши-Ханабад после того, как США подвергли критике силовой разгон властями акции протеста в Андижане в 2005 году. Немецкое правительство, менее активно выражавшее свое критическое отношение к тем событиям, до сих пор сохранило за собой базу Термез в Узбекистане.
Вопрос об использовании детского труда на выращивании хлопчатника остро встал в прошлом году после того, как ряд американских и европейских розничных компаний заявили, что отказываются впредь закупать продукцию из узбекского хлопка из-за эксплуатации детского труда. Узбекистан серьезно воспринял эту угрозу для одной из главных статей своего дохода, говорит эксперт по Центральной Азии Университета Джорджа Мейсона Эрик МакГлинчи. «Они определенно хотят показать, что активно работают над исправлением ситуации», – отмечает он. Несмотря на попытки улучшить свои имидж, поступающие из Узбекистана сообщения свидетельствуют о том, что эксплуатация детского труда в этом секторе по-прежнему остается проблемой.
В отчете Госдепартамента отмечается, что Узбекистан проголосовал за принятие конвенций Международной организации труда об эксплуатации детского труда, а центральные власти неоднократно выступали с заявлениями, критикующими практику использования детского труда на сборе хлопка. Однако особых сдвигов в данном аспекте пока не наблюдается, подчеркивается в отчете. «Как показывают наблюдения международных организаций на местах, в начале уборочной страды школьников на полях было меньше, чем в предыдущие годы. Однако дети школьного возраста в ряде районов все же выводились на поля», – отмечают авторы документа.
В Туркменистане, не фигурировавшем в сводном отчете за прошлый год, в 2008 году отмечаются «некоторые сдвиги в лучшую сторону». Однако «правительство Туркменистана по-прежнему допускает серьезные злоупотребления, а его репутация в области соблюдения прав человека остается неудовлетворительной», – подчеркивают специалисты Госдепа.
Улучшения, нашедшие отражение в отчете, действительно довольно скромны. Заметных улучшений ситуации с политическими и юридическими правами не наблюдалось, хотя некоторые заметные сдвиги были отмечены в сфере образования. Впервые с 1998 года государственные университеты осуществили набор в аспирантуру. «Правда, в аспирантуру принималось лишь по одному-два человека на вуз, в целом же число соискателей научных степеней не превышало 80 человек. Официального курса обучения в аспирантуре не предусматривалось, главный упор был сделан на научные исследования», – отмечается в отчете.
Сочинения экс-президента Сапармурата Ниязова по-прежнему входили в школьную программу, правда, их изучение велось менее интенсивно. «По словам преподавателей, они посвящали меньше учебных часов изучению работ бывшего президента Ниязова, чем раньше. В рамках новой школьной программы были введены новые предметы, а также более подробное, фактографическое изучение истории и культуры родного края, – говорится в документе. – В течение года большинство учебников, по которым осуществляется преподавание в средней школе, были пересмотрены. Из них были удалены все тексты, посвященные Ниязову и членам его семьи».
В стране наблюдается некоторое смягчение позиции в отношении организаций гражданского общества, говорится в отчете: «В июле правительство сообщило о регистрации 11 новых организаций гражданского общества, включая те, которым было отказано в регистрации в 2007 году. Это были первые организации гражданского общества, официально зарегистрированные властями с 2005 года. Хотя, по имеющимся сообщениям, 10 из 11 этих новых групп имеют отношение к правительству, в стране была зарегистрирована и первая общественная неправительственная организация, союз земледельцев «Ак-Бугдай». В то же самое время, в течение года власти отменили регистрацию 11 НПО».
В Кыргызстане же, напротив, демократия начала сдавать позиции, говорится в отчете. «Хотя в Кыргызстане широко представлены гражданское общество и независимые СМИ, за прошедший год правительство предпринимало все более активные действия с целью установления контроля над различными аспектами их деятельности», – подчеркивается в документе. Так, в частности, авторы отчета обращают внимание на решение властей лишить американские компании возможности осуществлять вещание на национальных волнах, а также на случай с «председателем Центральной избирательной комиссии, которая покинула пределы страны, заявив, что на нее оказывалось давление со стороны сына президента в связи с регистрацией оппозиционного кандидата на октябрьских выборах в местные органы власти».
В отчете недостаточно четко отражено различие между ситуацией с соблюдением прав человека в Узбекистане и Кыргызстане, полагает МакГлинчи. «Они загнали себя в угол, – говорит он. – В 2007 году говорилось, что ситуация не слишком хорошая, а в 2008 стала еще хуже. Но куда это привело? Нельзя же поставить их на одну доску с Узбекистаном, это уже качественно другой режим. В то же самое время, нельзя сказать, что ситуация улучшилась, потому что это не так».
Досталось от Госдепа и Казахстану, правда, умеренно. «Политическая оппозиция в Казахстане сталкивается с преследованием со стороны властей, которые возбуждают в отношении представителей оппозиции политически мотивированные уголовные дела и ограничивают свободу собраний», – говорится в отчете. Кроме того, отчет содержит критику в адрес нового законопроекта о религии, который авторы документа сочли «серьезным шагом назад в области религиозных свобод».
В отчете говорится об обвинениях, выдвинутых против трех деятелей политической оппозиции – Булата Абилова, Асылбека Кожахметова и Толена Тохтасынова – в «укрывательстве местонахождения фигуранта по уголовному делу. Оппозиционеры отрицают свою вину и заявляют, что обвинения в отношении них носят политический характер. Они также заявляют, что в случае вынесения им обвинительного приговора не смогут баллотироваться на выборах до отбытия срока наказания».
«Закон предусматривает определенную свободу собраний. Однако на практике это право серьезно ограничивается, а правоохранительные органы разгоняют мирные демонстрации силовыми методами», – говорится далее в документе.
«Мне представляется, что налицо определенное недовольство Казахстаном, которому предстоит стать очередным председателем ОБСЕ и который взял на себя все эти обязательства, одновременно попирая их у себя дома. Так что, возможно, это такой способ ненавязчиво сказать Казахстану, мол, «мы не убеждены, что вы выполняете обещания, данные ОБСЕ». Я расцениваю это как своего рода выговор», – говорит МакГлинчи.
В разделе, посвященном Таджикистану, Госдеп подверг критике администрацию президента Эмомали Рахмона за препятствование становлению «политического плюрализма».
«Ситуация с соблюдением властями прав человека остается неудовлетворительной, а коррупция по-прежнему стоит на пути осуществления социально-демократических реформ», – говорится далее в разделе, посвященном Таджикистану.
Во всех трех закавказских странах в прошлом году наблюдалось свертывание демократизационных процессов, также говорится в ежегодном отчете Госдепартамента США о соблюдении прав человека в мире. Наиболее жесткой оценки Вашингтона удостоилась Армения, где наблюдался «серьезный откат демократии», в том числе «самые ожесточенные поствыборные столкновении, имевшие место на территории Закавказья в последние несколько лет». Президентские выборы в Азербайджане «не соответствовали международным стандартам демократических выборов, несмотря на некоторый прогресс в плане их проведения». Что касается выборов в Грузии, они хоть и соответствовали международным стандартам, война между ней и Россией спровоцировала нарушения со всех сторон, подчеркивает Госдепартамент.
Ситуация с соблюдением прав человека в Армении значительно ухудшилась вследствие силового разгона властями участников акции протеста против результатов февральских президентских выборов. В ходе имевших место столкновений было убито десять человек. С той поры в стране «была серьезно ограничена свобода собраний и выражения политических взглядов, не опасаясь ответных мер со стороны властей, а ряд сторонников оппозиции был привлечен к ответственности и приговорен к непропорционально серьезным наказаниями, продиктованным, как представляется, политическими мотивами». Связанные с выборами нарушения негативно повлияли на репутацию Армении в области соблюдения прав человека, тогда как в отчете за прошлый год страна даже не упоминалась в обзорной статье.
По состоянию на конец года 59 сторонников оппозиции Армении по-прежнему оставались в местах лишения свободы, отмечается в отчете Госдепартамента США. Для сравнения: по имеющимся оценкам, число политических заключенных в Азербайджане составляет от 27 до 57 человек, а в Грузии – пять. Правда, цифры по Грузии были предоставлены государственным аппаратом народного защитника, а не независимыми организациями, как в случае Армении и Азербайджана. «По утверждению местных НПО в Грузии, в стране имеются политические заключенные, но зачастую они не могут сойтись в определении понятия «политический заключенный» и количестве лиц, причисляемых к таковым», – говорится в отчете. Госдеп также указывает на тот факт, что в ноябре 2007 года представители оппозиции составили список из 42 человек, являющихся, по их представлению, политическими заключенными, причем 14 из них по состоянию на конец года оставались в местах лишения свободы.
Согласно отчету, нарушения прав человека в ходе военных действий являлись не самыми серьезными из нарушений для Грузии в 2008 году: «Основные нарушения прав человека, зафиксированные в течение года, включают гибель как минимум двух людей в связи с чрезмерным применением силы со стороны представителей правоохранительных органов, злоупотребление положением в отношении заключенных, неудовлетворительные условия содержания в тюрьмах и следственных изоляторах, безнаказанные действия полиции, отсутствие доступа простых граждан к адвокатам, сообщения о политически мотивированных задержаниях, нарушение правовых процедур и оказание давления на судебную систему со стороны исполнительной власти».
Что касается имевшего место вооруженного конфликта, то в своем отчете Госдепартамент главным образом придерживается версии событий, изложенной в отчете под названием «В огне» правозащитной организации Human Rights Watch за январь 2009 года, в котором приводятся нарушения, совершенные всеми сторонами – Грузией, Россией и Южной Осетией – и, в особенности, необоснованное применение силы.
Судя по скупой хронологии военных действий в изложении Госдепартамента, именно Грузия, а не Россия была зачинщицей конфликта. Данный вывод идет вразрез с утверждениями, которые имеют обыкновение озвучивать американские чиновники, но совпадает с версией событий организации Human Rights Watch. «7 августа представители грузинского руководства сообщили, что Грузия перешла в наступление с целью поставить заслон якобы имевшему место российскому вторжению. Грузия начала военное наступление на Тхинвали, столицу входящей в состав Грузии Южной Осетии, и другие районы сепаратистского региона. Ситуация еще больше осложнилась после того, как вооруженные силы России перешли признанную границу государства и применили непропорциональную силу в ответ, по заявлению российских должностных лиц, на массированное наступление грузинских сил на Цхинвали и убийство российских миротворцев», – говорится в подготовленном Госдепартаментом документе.
В отчете Госдепа за 2007 год, посвященном Азербайджану, основное внимание было сосредоточено на проблеме свободы СМИ. В этом году основным поводом для беспокойства стал процесс переизбрания Ильхама Алиева на пост президента. В ходе выборов были зафиксированы «серьезные ограничения на участие в политической жизни и СМИ, давление и ограничения деятельности наблюдателей, нарушения в ходе подсчета голосов и составления результатов голосования». В своем отчете Госдепартамент опирался на оценку выборов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отметившей «недостаток реальной конкуренции и настоящих политических дебатов через посредство СМИ».
Пытки и злоупотребления в отношении заключенных по-прежнему представляли проблему во всех трех странах Закавказья. Так, например, в Армении «по сообщению правозащитных организаций, более половины заключенных, переведенных в тюрьмы из мест предварительного заключения, сообщают о фактах применения к ним пыток и других форм незаконного воздействия и запугивания», отмечается в отчете. В Азербайджане, «по данным местной правозащитной организации, число подвергшихся пыткам в заключению со стороны правоохранительных органов увеличилось в этом году с зафиксированных в 2007 году 63 человек до 80». Как и в случае с политическими заключенными, раздел о применении пыток в Грузии опирается в основном на сведения, почерпнутые из аппарата народного защитника, а не на данные независимых организаций. «В течение года аппаратом народного защитника зафиксировано 112 заключенных, помещенных в места предварительного заключения с нанесенными телесными повреждениями, восемь из которых заявили, что полученные травмы являются результатом физического воздействия со стороны правоохранительных органов».

Джошуа Кусера, независимый вашингтонский журналист, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.