Рамочный документ о модернизации газотранспортной системы, подписанный Украиной и Еврокомиссией 23 марта в Брюсселе, отозвался бумерангом в Кремле, который ринулся в последние две недели форсировать центральноазиатские газовые проекты. Что если ЕС и впрямь начнет закупать газ на российско-украинской границе, а потом двинется дальше, т.е. ближе к границам Туркменистана? Россия решила увеличить мощность и ускорить строительство Прикаспийского газопровода. Но ей не удалось договориться с Ашхабадом, который готов начать поставки своего газа в Китай уже в конце этого года. Взрыв на газопроводе САЦ-4 лишь «подлил масла в огонь». Впрочем, и встреча руководства РК с главой «Газпрома» Миллером в Алматы на фоне нынешнего кризиса особого энтузиазма не вызвала ...
Напомним, что президенты Казахстана и РФ Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев, в конце марта обсуждая ход выполнения Плана совместных действий («дорожной карты») Казахстана и России на 2009-2010 годы и перспективы развития казахстано-российских отношений по различным аспектам, не обошли стороной и углеводородные проекты. Возможно, что это было одним из важных моментов телефонных переговоров, помимо предстоявшего тогда саммита G-20. Как сообщали агентства, стороны подтвердили намерение наращивать усилия по реализации проекта Прикаспийского трубопровода. По завершении лондонской встречи мировых лидеров президенты продолжили обсуждение актуальных тем, после чего в конце минувшей недели в Казахстан прибыла делегация «Газпрома» во главе с председателем правления компании Алексеем Миллером. Стоит заметить, что речь шла в основном о проектах газовой отрасли и такой акцент российской делегации воспринимается как следствие мартовских событий в российско-украинском газовом партнерстве. В том числе прошедшего в Брюсселе энергетического форума.
Было наше - стало общим
В ходе обсуждения дальнейшего сотрудничества «Газпрома» с Казахстаном в энергетической сфере рассматривались вопросы реализации соглашения об основных принципах создания и участия сторон в совместном предприятии на базе Оренбургского ГПЗ, куда идут поставки газа с Карачаганакского месторождения. Казахстанские СМИ уже не раз рассказывали об этом проекте, который остается в энергетической повестке на протяжении последних лет. Упомянутое соглашение между «Газпромом» и НК «КазМунайГаз» было подписано в июне 2007 года, но пока дело до воплощения проекта в жизнь не дошло.
Относительно свежей темой было обсуждение возможностей совместной разработки трансграничного казахстанского газоконденсатного месторождения Имашевское и структуры Центральная в Каспийском море, оставшейся под российской юрисдикцией. Имашевское газоконденсатное месторождение находится на стыке Астраханской и Атырауской областей. Его запасы составляют 128,7 млрд. кубометров газа и 20,7 млн. тонн газового конденсата. Ранее это газоконденсатное месторождение считалось лишь казахстанским, поскольку, согласно документам советского периода, которым располагали в Казахстане, часть территории Астраханской области была включена в Атыраускую область. Поэтому Казахстан проводил геологические исследования этого месторождения.
Однако в ходе делимитации границы в этом районе в 2004-2005 годах выяснилось, что у российской стороны имеется другой документ, согласно которому часть Имашевского месторождения расположена на территории РФ. В итоге в ходе пограничных переговоров стороны договорились о его совместной разработке. После чего 18 января 2005 года в Кремле президенты Казахстана и России подписали Договор о делимитации казахстанско-российской государственной границы, в рамках которого и была достигнута договоренность о паритетном разделе Имашевского газоконденсатного месторождения.
В связи с этим правительствам России и Казахстана было поручено подготовить соглашение, определяющее принципы совместной работы на месторождении. Вопрос о месторождении был отдан на рассмотрение двусторонней экономической комиссии, в рамках которой специальная группа должна была заняться созданием совместного предприятия. Однако российская часть трансграничного газоконденсатного Имашевского месторождения оставалась в нераспределенном фонде недр. Теперь же, судя по всему, «Газпром» решил провести нечто вроде ревизии партнерства в газовой отрасли.
Большая ставка в трубе
Однако особое внимание, как отмечается в сообщении агентств, освещавших визит российской делегации в Казахстан, было уделено вопросам, связанным с взаимными поставками газа и реализацией проекта Прикаспийского газопровода. Правда, заручившись согласием на строительство, Москва теперь решила резко увеличить объемы поставок из Казахстана и Туркменистана. С целью подготовки необходимых документов для принятия решения об увеличении его проектной мощности и прибыл г-н Миллер. Таким образом, Кремль решил собрать резервы газа, которые можно включить в этот газопровод. Складывается впечатление, что казахстанские власти не имеют четких планов создания собственных предприятий по производству сжиженного газа и тем более развития химической индустрии на его основе. От экспорта сырья страна не получила таких средств, которых бы хватило на создание разных современных производств по глубокой переработке. Сырьевые доходы инвестируются в другие страны, а в Казахстан идут лишь кредиты на трубопроводы, скважины, карьеры. Хотя даже экспортировать газ в КНР или Россию можно лишь с условием создания на тамошних емких рынках СП по выпуску химической, нефтехимической продукции. Наши власти изъявляют готовность принять проекты РФ, КНР и других стран, нацеленные в основном на добычу и экспорт сырья из Казахстана. Быть может, добычу надо отложить на перспективу? Пока не появится возможность по переработке сырья и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью? Совместная декларация о строительстве Прикаспийского газопровода была подписана президентами России, Казахстана и Туркменистана 12 мая 2007 года, после чего 20 декабря 2007 г было подписано Соглашение о строительстве, которое должно было начаться в прошлом году. Теперь «Газпром» хочет , чтобы строительство началось уже в этом году. Однако, согласно договоренностям, каждая страна отвечает за свой участок и сама же его построит. Разве что сторонам придется согласовывать технологические аспекты и технические параметры этого транзитного маршрута.
Согласно проекту, протяженность Прикаспийского газопровода - около 1700 км от компрессорной станции «Белек» в Туркменистане на берегу Каспийского моря через Казахстан до российской газоизмерительной станции Александров Гай в Саратовской области. Из них более 500 км пройдет по территории Туркменистана, около 1200 км - через Казахстан до российской станции Александров Гай в Саратовской области на границе с Западно-Казахстанской областью. Проектом предполагается реконструкция существующего газопровода Окарем - Бейнеу, соединяющего туркменские газовые месторождения с магистралью Средняя Азия - Центр, а также самой САЦ.
Первоначальный объем транспортировки газа из Казахстана составлял до 10 млрд. куб. м в год с увеличением в перспективе до 20 млрд. Туркменская часть проекта предусматривает расширение существующего или строительство нового газопровода до границы с Казахстаном мощностью до 10 млрд. кубометров газа в год. В перспективе мощность прокачки газа должна была увеличиться еще на 10 млрд. кубометров. Но теперь российские аппетиты выросли. «В настоящее время в практическую плоскость поставлен вопрос об увеличении проектной мощности этого газопровода еще на 20 млрд. кубометров газа, то есть речь пойдет о 40 млрд. кубометрах уже на территории Казахстана», - заявил Миллер журналистам по завершении встречи с президентом РК в Алматы.
Развитие событий показывает, что Кремль сделал большую ставку на Прикаспийский газопровод, который поможет сохранить контроль над энергопотоками в Европу. Но, как известно, конкуренты России в лице ЕС и США также предлагают свои условия по диверсификации поставок за счет обходных маршрутов. С финансовой точки зрения лоббируемый Брюсселем проект Nabucco и его составная часть - Транскаспийский газопровод не обременительны для стран Центральной Азии. Но если не вкладывать инвестиции или не вносить активы, то трудно сказать, какой контроль и выгоду от транспортировки они в этом случае получат.
Сомнения остаются
Очевидно, что на фоне активно обсуждавшихся Евросоюзом и США альтернативных проектов - Транскаспийского газопровода и Nabuссo, рассчитанных на центральноазиатский, а также азербайджанский газ, Москва подстегнула «Газпром». После брюссельской инициативы Украины, Кремль и вовсе решил зарезервировать за собой весь газ, идущий из Центральной Азии. На встрече в Алматы Миллер заметил, что все стороны приступят к строительству Прикаспийского газопровода в самое ближайшее время. Но все ли вопросы согласованы и так ли на самом деле будет? Сомнения остаются, поскольку и переговоры президента РФ Медведева с туркменским лидером Бердымухамедовым в Москве показали, что Ашхабад на этот счет имеет и собственный взгляд.
В ходе визита президента Бердымухамедова в Москву 24-25 марта планировалось подписание межправительственного соглашения в газовой сфере. Речь шла также о реализации проекта Прикаспийского газопровода. Как известно, Туркменистан инициировал строительство нового газопровода Восток-Запад на своей территории, который должен связать северо-восточные месторождения республики с Каспийским регионом и снабжать газом ведущий в Россию Прикаспийский газопровод. Однако соглашение о его строительстве, которое должно начаться в текущем году, подписано не было. Россия потребовала гарантии, чтобы по туркменскому газопроводу Восток-Запад поставлялся газ только в Прикаспийский газопровод. Президент Бердымухамедов с этим не согласился. В результате этих разногласий Ашхабад отказался передать России свой проект и гарантировать его присоединение к будущему Прикаспийскому газопроводу.
По возвращении в Ашхабад туркменский глава поручил Кабинету министров страны 30 марта провести международный тендер на строительство газопровода Восток-Запад. Такой шаг, очевидно, не устраивает Кремль. Однако и телефонный разговор президента РФ Медведева с Бердымухамедовым 7 апреля, в ходе которого российская сторона намеревалась обсудить планы реализации достигнутых во время визита президента Туркменистана в Россию договоренностей, очевидно, не дал желаемых результатов.
Получается, что фактически после беседы вечером того же дня двух президентов «Газпром» направил Туркменистану уведомление о сокращении отбора газа на 90%. Об этом СМИ сообщили уже после известной аварии на газопроводе САЦ-4, случившейся 9 апреля, в которой Ашхабад обвинил российскую сторону, сократившую прием на компрессорной станции в Александрове Гае, куда планируется и поставка газа по Прикаспийскому газопроводу.
Согласно заявлению МИД Туркменистана, авария на газопроводе САЦ-4 на территории республики произошла из-за того, что российская сторона своевременно не предупредила ее газотранспортные структуры о сокращении отбора газа, которое должно быть сделано за недельный срок. «Письмо компании «Газпром экспорт», поступившее туркменской стороне к концу дня 7 апреля, не может рассматриваться в качестве предварительного уведомления, так как уже 8 апреля в 11 часов утра началось резкое сокращение объемов получаемого российской компанией газа»,- отмечается в заявлении МИД Туркменистана.
В условиях кризиса и падения спроса «Газпром» вынужден закупать туркменский газ по дорогой цене. Но и произошло ведь это в результате им же инициированного конфликта с Украиной из-за цены на 2009 год. Теперь отказ от цены грозит штрафами за невыполнение обязательств. Впрочем, возможно, что авария случилась по непредвиденным причинам, и в конечном счете, стороны придут к какому-то знаменателю, от которого, наверное, и будет зависеть прогресс в переговорах по строительству казахстанского участка Прикаспийского газопровода.
В Туркменистане 25 июля 2008 года было подписано соглашение об участии «Газпрома» в инвестиционных проектах газовой отрасли этой страны, которым предусматривается увеличение мощности туркменского участка Прикаспийского газопровода до 30 млрд. куб. м. Ашхабад, похоже, не против увеличения мощностей прокачки. Чем мощнее труба, тем больше возможностей использовать ее и для других проектов путем строительства дополнительных ответвлений. С экономических позиций такой подход вполне оправдан, но, похоже, Москва против того, чтобы в республике строили свой газопровод и газ уходил куда-то в обход России.
Между тем 30 апреля в Ашхабаде также состоялись переговоры с китайской делегацией во главе с вице-президентом CNPC Ван Думдзинем по реализация проекта газопровода Туркменистан-Китай. Стороны сошлись на том, что Туркменистан может начать поставки природного газа в КНР в конце 2009 года, поскольку основная часть газопровода через Узбекистан и Казахстан уже проложена. Китайская компания ведет строительство первого из двух запланированных ГПЗ на месторождении Самандепе, откуда берет начало будущий газопровод. Туркменистан обязался в течение 30 лет ежегодно поставлять в Китай до 30 млрд. кубометров природного газа с перспективой увеличения до 40 млрд. кубометров.
Брюссельское эхо
Возможно, энергетическому реваншу Кремля в Центральной Азии на фоне разразившегося мирового кризиса, в который вовлеченными оказались и Россия, и Казахстан, поспособствовали «брюссельские обстоятельства». На инвестиционной конференции «Брюссельский форум - 2009», посвященной модернизации ГТС, была подписана совместная декларация Украины и ЕС. Положения этого документа предусматривают реализацию директивы ЕС от 2003 г. об общих правилах внутреннего рынка природного газа. Согласно ее требованиям, Украина должна открыть инвесторам равный доступ для модернизации ГТС, предоставив финансовую и техническую информацию и обеспечить контроль использования выделенных средств. Кроме того, украинская сторона обязывается обеспечить на прозрачных коммерческих условиях доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа и т.д.
Вслед за этим президент Украины Виктор Ющенко высказал в СМИ мнение, что в будущем Европа будет покупать газ в России на российско-украинской границе, а дальше покупатель должен договариваться с транзитером. При этом он сослался на мировую практику, согласно которой газ продается на первой границе. Эта возможность заложена и в декларации. Таким образом, подписав рамочный документ с Еврокомиссией, Украина решила для себя две важные задачи. Во-первых, если ЕС будет закупать голубое топливо у «Газпрома» прямо на российско-украинской границе, то чиновникам этой монопольной структуры уже некого будет обвинять в воровстве газа. На миллионы долларов. Ежегодная российско-украинская газовая перепалка позволяла газпромовским чиновникам списать на «воров» с украинской территории приличные суммы. Затем, устроив довольно «громкий шум» в прессе, взыскивать их с Киева. Получалось, что и бюджет полон и чиновники сыты.
Однако в текущем году ежегодно замерзавшие из-за январских перебоев европейские потребители в ходе очередного громкого газового скандала между Москвой и Киевом, в конечном счете, создав комиссию, решили разобраться с «дырами» в украинской ГТС. В итоге, по меткому выражению российского политика, прежнего вице-премьера по ТЭК Бориса Немцова, премьер-министр РФ Владимир Путин «обвинял сначала в воровстве Украину... потом «отъехал». Из ежегодной газовой перепалки политики извлекали популистские дивиденды, а газпромовские чиновники, похоже, решали свои «кровные интересы». Украинский премьер Тимошенко с помощью российского коллеги Путина сумела «вставить палки» в колеса загадочного посредника «Росукрэнерго».
Во-вторых, если Украине удастся уйти от прямого партнерства с «Газпромом» под крыло Еврокомиссии, то Киев в лице Брюсселя получит более прагматичного партнера, обеспокоенного состоянием ГТС Украины. Комиссия ЕС уже заявила о необходимости выделить немалые средства на строительство газоперекачивающих станций и обновление трубопроводной системы страны, по которой голубое топливо проходит транзитом. Как и следовало ожидать, в Кремле факт подписания брюссельского документа без согласования с Россией был воспринят довольно скептически. Премьер-министр Путин охарактеризовал его «как минимум непродуманным и непрофессиональным», а президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что «содержание этой декларации как минимум вызывает ряд вопросов». Одним словом, оценив возможные последствия брюссельской декларации, кремлевские политики сделали свои выводы.
Конечно, у каждой стороны этого энергодиалога имеются свои «скелеты в шкафу». Стороны используют в качестве весомого аргумента необходимость диверсификации поставок. Хотя уж как бы ни бравировали этим европейские политики, в ЕС понимают, что обойтись без российского газа им не удастся. Разве что можно в какой-то мере уменьшить долю «Газпрома», наладив прямые поставки из стран Центральной Азии. Другой вариант, давно пробиваемый ЕС, но не принятый Россией - ратификация Договора энергетической хартии, предусматривающей прозрачный сквозной транзитный тариф за прокачку углеводородного сырья от производителя до потребителя. Но пока что можно сделать вывод, что такие европейские «скелеты» останутся висеть в шкафу еще довольно долго.
В качестве значимой альтернативы Россия реанимировала восточные трубопроводные проекты. На случай, если члены Европейской комиссии окажутся слишком несговорчивыми, то у Кремля есть реальный шанс строить газопровод, чтобы поделиться сибирским газом с КНР, Японией и другими странами АТР. Тем более что в Восточной Сибири уже достроен нефтепровод ВСТО, от которого будет проложена ветка на Китай, где Россия договорилась создать СП и построить там НПЗ. И все же более важным аргументом в энергодиалоге с ЕС для России, видимо, является сохранение контроля над сырьевыми источниками центральноазиатских стран - производителей газа. Именно это более дешевое сырье, чем газ, добываемый в тяжелых климатических условиях Сибири, поставляется, как и в прежние советские времена, странам Восточной Европы.
Собственно, за счет этого бизнеса «Газпром», отчасти, компенсировал дороговизну добычи с собственных месторождений. Однако в результате ежегодных конфликтов с украинской стороной Кремль способствовал подорожанию и среднеазиатского газа. Хотя казахстанский газ Россия получает по более выгодным условиям - по схеме замещения с узбекским газом, поставляемым «Газпромом» на юге и экспортируемым «КазРосГазом» с Карачаганака в северной части страны. На том, очевидно, «Газпром» и выигрывает.
В целом складывающаяся ситуация в энергодиалоге России с Европой, а также с поставщиками углеводородного сырья из стран Центральной Азии, позволяет делать вывод о том, что стратегия российского монополиста, уже не укладывается в современные рамки. Представления производителей о планах использования собственных источников сырья меняются. Хотя заметим, что самой Россией в странах Центральной Азии ранее были созданы совместные предприятия по экспорту. Впрочем, если судить по практике, то фактически они не имеют прямого доступа к экспортным поставкам «Газпрома» в Европу.
Как бы то ни было, эхо украинско-брюссельских событий отозвалось не только в Москве, но и достигло Ашхабада. Поэтому, приглашая представителей СНГ принять участие в конференции высокого уровня по энергобезопасности в Ашхабаде, намеченной на 23-24 апреля, президент Туркменистана Гурбангулы Бербымухамедов обозначил и ее цель. По его словам, Туркменистан предлагает приступить к открытому международному диалогу для того, чтобы согласовать подходы по ведению дел на энергетическом рынке, созданию международных правовых механизмов, защите инфраструктуры энергопоставок.
Улболсын Кожантаева