«Двойной ценник»: плюсы и минусы

«Двойной ценник»: плюсы и минусы

«Двойной ценник»: плюсы и минусы
Не успела страна отойти от предложения Минпромторга запретить продавать алкоголь крепче 16 градусов гражданам до 21 года, как грянула новая инициатива, на сей раз - Союза потребителей России. Сейчас в Минпромторге изучают письмо Союза, где предлагается ввести во всех торговых точках страны так называемые «двойные ценники», на которых, по мнению авторов инициативы, обязательно надо указывать не только стоимость единицы конкретного товара, но еще и стоимость веса или объёма. Пока Минпромторг организует общественные слушания, а Союз потребителей собирается ознакомить со своим предложением деловое сообщество, многие эксперты выражают сомнение в насущной необходимости такого нововведения именно сейчас, во времена пандемии, когда торговля и без того уже более полугода страдает от заметного снижения объемов реализации, и болезненно реагирует на любые изменения «правил игры», неизбежно увеличивающие накладные расходы и повышающие розничную цену товаров, что, в свою очередь, сказывается на их реализации.  
Можно понять экспертов, призывающих к осторожному введению любых новых правил розничной торговли в период кризиса. Достаточно вспомнить историю с инициативой о переносе на производителей бутылок ответственности за утилизацию их продукции. В торговых сетях опасаются, что реализация этого скоропостижно принятого решения неизбежно приведет, например, к подорожанию примерно на треть не только минеральной воды, но и любых других безалкогольных напитков, разлитых в такие бутылки, что может привести к снижению покупательского спроса, а значит, и к увеличению убытков розничных продавцов.  
Войдет ли новое предложение Союза потребителей России о «двойных ценниках» в свежую редакцию правил розничной торговли, которая должны заработать с 1 января 2021 года, – покажет время. Мы же подробнее остановимся на этой инициативе, призванной, по мысли ее авторов, защитить права потребителей.
До сих пор информацию на ценниках готовили сами продавцы, определявшие, что именно должен знать покупатель о том или ином товаре. Как правило, главными пунктами таких ценников были цена за единицу товара или единицу веса или объема, то есть, за килограмм или за литр; иногда здесь можно было узнать о потребительских свойствах продукции, -  например, процент жирности молока или сметаны, - и, в редких случаях, указывалась страна-производитель товара. Но такая самостоятельность продавцов не нравится Союзу потребителей, где считают, что производители и торговцы могут обманывать покупателей,  всучивая им, скажем, 450 мл молока в бутылке объемом в 1 литр, и, таким образом, зарабатывая немалые деньги на «недоливе». При этом в Союзе потребителей России кивают на зарубежную практику. Скажем, в Европе уже давно принято указывать на поллитровой бутылке цену продукции не только за эти поллитра, но и за литр. Есть ритейлеры, использующие «двойные ценники», и в России, - например, в торговой сети «Ашан» такая практика существует уже без малого девять лет.
«Двойной ценник поможет потребителям сравнивать стоимость продуктов, напитков, бытовой химии, парфюмерии, косметики и других товаров, конкурирующих между собой, - считают в Союзе потребителей России. - Сейчас это далеко не всегда возможно, поскольку упаковки имеют разный вес или объем, и стоимость товара на полке может сохраняться за счет уменьшения его количества в упаковке, что можно считать формой повышения цен. Введение обязательного «двойного ценника» лишит производителей стимула постепенно уменьшать вес или объем упаковок, не снижая при этом цену…».
Но даже в Минпромторге, где обычно к подобным нововведениям относятся достаточно лояльно, очевидно, не очень понимают, к чему приведет реализация этого предложения на практике. Уже сейчас можно сказать, что «двойной ценник», под завязку набитый вряд ли нужной покупателю подробной информацией, уже сам по себе может вводить людей в заблуждение. А если торговцы еще и начнут использовать только им понятные значки и сокращения для экономии места на таком «перегруженном» ценнике, то с ходу разобраться в этой информации сможет разве только опытный товаровед, но никак не покупатель, которому обычно некогда вникать в нюансы ценообразования на нужный ему товар.  Во всяком случае, такие сомнения уже высказал заместитель министра Виктор Евтухов, считающий излишне детализированную информационную «перегрузку» ценников не достоинством, а недостатком, создающим неудобства и торговле, и покупателям.     
Тем не менее, никто не гарантирует, что пункт о «двойных ценниках» не войдет в разрабатываемые сейчас в недрах Минпромторга новые правила розничной торговли.
«Экзотических» инициатив здесь и без того хватает: так, есть идея фактической отмены Книги жалоб и предложений, которую должны заменить отзывы покупателей в Сети. Возможно, с 1 января 2021 года нельзя будет и фотографировать печатную продукцию на полках книжных магазинов. Тут логика простая:  хочешь сфотографировать обложку – сначала купи книгу…
А что думают по поводу «двойных ценников» сами ритейлеры? Судя по первым отзывам, предложение Союза потребителей особого восторга у торговцев не вызвало. Так, представители Ассоциации компаний Интернет-торговли, и их коллеги из Ассоциации розничной торговли, считают, что ритейлеру необходимо оставить право самостоятельно принимать решения об информации, указываемой на ценниках. Это не означает, что все ритейлеры против нововведения:  в некоторых крупных торговых сетях считают показателем своего конкурентного преимущества как раз информационную насыщенность ценников на реализуемых этими сетями товарах.   
Возможно, главной целью инициативы Союза потребителей стало желание лишить торговлю возможности повышать цены. Но ритейлеры реально лишены такой возможности уже с июля нынешнего года, когда розничные сети начали постепенно приходить в себя после карантинных ограничений, а статистика показала, что их выручка в середине года не идёт ни в какое сравнение с выручкой за тот же период 2019 года. Не исключено, что в начале октября статистика сетевой выручки все же подойдет к уровню прошлого года, но, по оценкам экспертам, она все равно окажется значительно ниже, в том числе и по итогам 2020 года. Это связывают, прежде всего, с проблемами в сфере грузоперевозок, а главное – с резко понизившейся покупательской способностью населения, что так же напрямую связано с социально-экономическими последствиями пандемии. Рост безработицы и снижение зарплат при неполном рабочем дне заставляют людей изменить структуру расходов, откладывать «на черный день» средства, которые еще год назад они тратили в розничной торговле.
Конкретных цифр падения годовой выручки в сетевой торговле пока никто не прогнозирует, но можно вспомнить, что в разгар карантина – в апреле и мае, - оборот торговли упал соответственно на 23 и 19 процентов, что, согласно открытым данным, превышает 2 триллиона рублей, недополученных розничной торговлей, даже при зафиксированном в марте росте почти в 6 процентов. Напомним, что сдерживание розничных цен крупные торговые сети начали еще в апреле, и такое «сдерживание» продолжалось, как минимум, до июля. Более того, в середине весны крупные ритейлеры пошли на беспрецедентный шаг, «обнулив» наценку на целый ряд социально значимых продуктов, которые реализовывались по убыточным для сетевиков закупочным ценам. Однако даже  такая кардинальная мера не помогла заметно увеличить оборот.
Смягчение карантинных мер в июле чуть снизило вызванные пандемией убытки сетевиков, особенно в сегменте непродовольственных товаров, но компенсировать их полностью в этом году уже не удастся. Во всяком случае, даже самые оптимистичные прогнозы не сулят сетевой торговле особых прорывов и в первом квартале 2021 года, - при наилучшем раскладе, в отсутствие жесткого карантина в случае второй волны коронавируса, заметное оживление оборота в сетевой торговле – да и вообще, в торговле в целом, - может наблюдаться, разве что, к середине будущего года, в июне-июле.
При этом не стоит забывать о медленном восстановлении покупательской способности населения, - ведь и сегодня никто не знает, как поведет себя мировая и российская экономика в будущем году, поскольку это связано со множеством факторов, которые просто невозможно заранее учесть, - например, скачки цен на энергоносители, и, соответственно, курс рубля по отношении к ведущим мировым валютам, от чего во многом зависит и уровень накладных расходов, прежде всего, транспортных, и, как следствие, - от этого зависит ценообразование в сетевой торговле, где высока доля импортных товаров. Не будем сбрасывать со счетов и такую важную меру государства, как начавшаяся сейчас вакцинации населении от коронавируса, - это может кардинальным образом изменить к лучшему всю социально-экономическую ситуацию и в России, и в мире.
Разумеется, чтобы «закрыть» расходы и сократить убытки, торговля может хоть сегодня переписать ценники и увеличить розничные цены в среднем на 10-15 процентов, но это палка о двух концах: рост цен может вызвать падение спроса, и в результате убытки как крупных сетевиков, так и мелкорозничных «точек», только увеличатся.
В этих условиях появление новых административных барьеров, как и введение любых новых «правил игры»,  - в том числе, даже такой «мелочи», как «двойные ценники», - может стать ощутимым бременем и для крупных ритейлеров, и для мелкорозничной торговли. Возможно, понимание этого заставит чиновников хотя бы на время приглушить административный зуд, и дать торговой сфере так необходимую ей передышку и время для восстановления.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту