Военный конфликт в Грузии и действия России еще больше актуализировали инициативу по налаживанию программы восточного партнерства, предлагаемую Европейским союзом Молдове, Украине и странам Южного Кавказа. Впервые идея о налаживании диалога в подобном формате была озвучена еще весной этого года. Инициаторами выступили Польша и Швеция. Проект предполагает осуществление программы по установлению более продвинутого уровня сотрудничества, интеграции между странами региона, в том числе Азербайджана с Брюсселем. Программа должна выступить неким противовесом проекту средиземноморского партнерства, который Брюссель предлагает своим соседям южнее. В то же время страны, расположенные в названных регионах, уже входят в программу Европейского соседства. По идее, восточное, партнерство должно дополнить программу соседства и предложить странам региона более широкий выбор в различных сферах деятельности. К примеру, возможны ощутимые облегчения в процедуре получения въездных виз в страны Европейского союза.
По мнению сопредседателя Азербайджанского национального общественного комитета по европейской интеграции (АНОКЕИ) Рашада Гусейнли, конфронтация между Москвой и Тбилиси может стать неким катализатором в процессе развертывания программы Восточного партнерства: привести к ускорению и придать ярко выраженный характер противовеса действиям Кремля в нашем регионе.
«Понятно, что Брюссель сейчас занят Грузией, делает заявления по этой проблеме, но забывать о Восточном партнерстве она не станет»,- считает сопредседатель АНОКЕИ. Вместе с тем он полагает, последние события вокруг Грузии могут внести некоторые коррективы и привести к переносу мероприятий, посвященных Восточному партнерству.
«Скорее всего, все мероприятия будут отложены на весну 2009 года, так как до конца этого года сложно предсказать, как решится ситуация вокруг Грузии»,- считает он. По его словам, как только выяснится, каким образом будут развиваться события вокруг российско- грузинского конфликта, Брюссель вспомнит о ВП. «Особый уклон будет сделан на Украину и Грузию с дальнейшим принятием этих стран в НАТО»,- прогнозирует член комитета. Позиция Москвы в том, что касается евроатлантической интеграции стран региона, то попытка Кремля напугать Европу вызвала откровенное раздражение в ЕС.
«Сегодня Брюссель рассматривает различные варианты пересмотра отношений с Россией, так как последние действия Москвы стали неким пределом, до которого пока можно было терпеть или закрывать глаза на происходящее»,- считает сопредседатель национального комитета. На его взгляд, Россия стала в некотором смысле непредсказуемой: мало кто понимает, что они будут делать в последующем. Он также не считает, что кто-то начнет кроить бюджет программы Восточного партнерства в пользу Грузии в связи с последней военной агрессией. «Тбилиси получит ощутимую финансовую помощь международного сообщества, так что не будет необходимости вносить какие-то коррективы в финансовую составляющую ВП»,- подчеркивает сопредседатель АНОКЕИ.
В похожем ключе высказывается и другой член АНОКЕИ, политолог Расим Мусабеков, который полагает, что российско-грузинский конфликт, напротив, еще больше актуализирует программу Восточного партнерства: каких-либо сбоев не будет. По его словам, программа Восточного партнерства носит стратегический характер для ЕС.
«Сегодня Брюссель занят конкретными антикризисными мерами, чтобы привнести в ситуацию хоть какую-то стабильность»,- считает политолог. Он предупреждает, что планы ЕС по сотрудничеству, налаживанию программ с Россией, однозначно, будут отложены. «Будет прерван диалог с Москвой, сняты с повестки дня соглашения, подписание которых намечалось между сторонами»,- прогнозирует политолог. В контраст этому, по его словам, ЕС, в частности, инициаторы ВП - Польша и Швеция, будут более активно продвигать данный проект. Как отмечает политолог, Россия в принципе хочет иметь в общении с ЕС те элементы, которые предусмотрены программой соседства, но в отдельности, а не вместе со странами Восточной Европы: отдельное соглашение между Москвой и Брюсселем. «ЕС с этим соглашался и в этом случае также предусматривалось облегчение визового режима, новые возможности в области торговли и другие вещи, которые привлекательны как для Брюсселя, так и для Москвы», - рассказывает член комитета. Сегодня, после военной операции России против Грузии, по его словам, все эти планы будут заморожены.
«Но это не означает, что из-за России ЕС отложит свои программы в иных направлениях, напротив, все будет интенсивнее: больше денег, больше внимания», - предупреждает политолог Мусабеков. Политолог не исключает, что в этом году в рамках мероприятий по реализации программы Восточного партнерства состоятся встречи на самом высоком уровне.
С.Рзаев