КПРФ сегодня это единственная реально существующая массовая партия с устойчивой структурой. Наш соперник «Единая Россия» – это объединение чиновников без четкой программы действий и принципиальной идеологии. В то же время наши информационные возможности несравнимы возможностями власти, которая прекрасно осознает, что КПРФ – это единственная серьезная оппозиционная сила в стране. Мы признаем, что находились в кризисе в связи с тем, что власть рассматривала нас как главного оппонента. Сейчас в Компартии – сложный период, но у нас есть все возможности, чтобы извлечь уроки из ошибок. Результат Харитонова на президентских выборах, когда он набрал больше голосов чем партия на думских, это показатель выздоровления. На выборах в парламент мы выступили плохо из-за психологической неподготовленности. Мы апеллировали к разуму избирателей, а это при активном применении современных PR-технологий оказалось неэффективно. Мы пересматриваем свою позицию. Одна из причин неудачи КПРФ, это то, что мы выдвинули старые лозунги. Теперь надо сформулировать лозунги, которые никто не сможет повторить, чтобы не было «похожих партий».
Сейчас в партии разрабатывается новая стратегия развития, цели которой: во-первых, омоложение партактива; во-вторых, расширение информационного поля КПРФ; в-третьих, убеждение общества в том, что в арсенале партии есть все те идеи, которые используют наши «виртуальные конкуренты» на патриотическом поле. В тактике компартии будет больше гибкости. Эту гибкость уже проявляют так называемые «красные губернаторы» и другие партийцы-хозяйственники. Фактически речь идет об арсенале средств социал-демократии. Прежде всего, речь идет о защите демократии от нарастающей «полицейщины», от всевластья административного ресурса.
На защиту демократических ценностей мы намерены мобилизовать национально ориентированные слои населения. КПРФ отстаивает интересы национально ориентированной буржуазии, малого и среднего бизнеса, и рассчитывает на их поддержку, равно как и поддержку со стороны традиционных сторонников. Почему мы говорим о национально ориентированной буржуазии? Здесь надо понимать, что если в 90-е годы происходила маргинализация населения, то теперь началась его люмпенизация. Мы противостоим этим негативным стремительным изменениям структуры общества.
Компартия выступает за консолидацию всех патриотических сил. Реализация запланированных властью мер ударит по всем слоям населения: во-первых, это вступление в ВТО; во-вторых, утрата национальной безопасности. Запад требует, чтобы мы ввели мировые цен на энергоносители и перестали поддерживать производства, связанные с применением высоких технологий. Все это грозит разрушением реального сектора экономики. Восток требует открыть рынок труда, а это означает наплыв дешевой рабочей силы. Это грозит уничтожением страны, а коренному населению готовит участь аборигенов Австралии, нас просто не останется. Стратегия КПРФ направлена на защиту национальных интересов».
- Можно ли сказать, что КПРФ дрейфует от марксистско-ленинской теории в сторону социал-демократии?
- Нет, так сказать нельзя. КПРФ понимает, что традиционный набор лозунгов и форм борьбы в современных условиях устарел. В КПРФ происходит не дрейф, а модернизация, мы овладеваем приемами методами социал-демократии, поскольку стремимся защитить демократию в России. Демократии угрожает власть. При этом мы не отказываемся от политического опыта старейшей российской партии.
- Авторитет Геннадия Зюганова заметно пошатнулся. Как вы оцениваете возможность замены лидера партии?
- Надо понимать, что когда хотят дискредитировать партию, стремятся дискредитировать партийного лидера. Мое личное мнение – Зюганов сохранит свои позиции.
- Верно ли, что компартия физически вымирает, нет притока молодежи?
- Навязанный обществу стереотип, что КПРФ – партия стариков. На самом деле основной слой партийцев – это люди среднего возраста, как правило, среднетехнического или высшего образования. Это квалифицированные рабочие, служащие, представители так называемой «демократической интеллигенции». Что касается пенсионеров, то по стране Компартию голосуют только 25-30%. Ошибочно говорить, что КПРФ – партия стариков или малообеспеченных. На самом деле, как показали наши исследования, самая обездоленная часть населения, в основном селяне, голосуют за «Единую Россию». Это, как правило, деградировавшие в человеческом плане люди, те, кто не способен защищать свои интересы. Чем хуже положение, тем больше они ориентируются на власть.
По материалам брифинга, состоявшегося 2 апреля в офисе ИА «Росбалт»
Александр Кравец, депутат Госдумы, член ЦК КПРФ.