Илон Маск пустил поезд, а интернет Илона Маска не пустят в Россию

Илон Маск пустил поезд, а интернет Илона Маска не пустят в Россию

Илон Маск пустил поезд, а интернет Илона Маска не пустят в Россию

Генеральный директор компаний «Tesla» и «SpaceX» Илон Маск продолжает фонтанировать свежими идеями. К «свежим» отнесём и концепцию Hyperloop, суть которой – в создании сверхскоростного транспорта, специальных капсул-поездов, помещаемых в расположенные на опорах над землей туннели и способных «лететь» с невиданной скоростью – свыше 1200 километров в час. Если запускать такие капсулы, вмещающие 22-23 человека, с интервалом в полминуты, они вполне смогут сравняться по пассажиропотоку с традиционным подземным метрополитеном. Впрочем, сама по себе идея Маска далеко не первой свежести, - о поездах-капсулах он говорил еще семь лет назад, в 2013 году, а вот до реализации дошло только сейчас.  

Во время недавних испытаний вакуумного поезда Hyperloop компании Tesla первыми пассажирами этого чуда техники  стали технический директор «Virgin Hyperloop» Джош Гигель и директор по работе с клиентами Сара Лучиан. Капсула XP-2, разработанная при поддержка компании датского архитектора Бьярке Ингельса и представляющая собой уменьшенную копию будущей капсулы Hyperloop, была установлена на лас-вегасском испытательном треке DevLoop длиной 500 метров и диаметром туннеля в 3,3 метра. Эта металлическая «таблетка» с двумя смельчаками внутри пронеслась по короткому отрезку со скоростью 160 километров в час, а остальная часть пути ушла на торможение. Это было 401-е тестовое испытание Hyperloop, но это было и первое испытание нового поезда не с манекенами, а с людьми на борту.  

- Скорость для нас пока не главное, - отметил Илон Маск в интервью изданию «The Verge». – Самое важное было убедиться, насколько безопасны такие сверхскоростные капсулы, и испытания показали, что здесь обеспечивается высокий уровень и комфорта, и безопасности.

Если с суперпоездом Hyperloop всё более или менее ясно, и остаётся лишь дождаться появления первых действующих туннелей со стремительно несущимися в них капсулами, то пока не очень понятно будущее спутникового интернета глобальной спутниковой системы Starlink, впервые публично испытанного в октябре компанией Илона Маска «SpaceX». Коммерческое использование Starlink по всему миру планируется запустить в 2021 году, но уже сегодня новая и еще тестируемая система привлекла к себе немало внимания.

Как и всё, что делают Илон Маски и его компьютерные гении, это будет высокоскоростная новинка. Как показало бета-тестирование, доступ к сети высокоскоростного широкополосного интернета будет стоить не очень дорого: за подключение придется выложить 499 долларов, а ежемесячная абонентская палата составит 99 долларов. В принципе, это действительно не разорительная – для американцев - цена, если учесть, что в США средняя ежемесячная плата за подобные услуги составляет  70 долларов. Если учесть пинг Starlink и то, что скорость передачи данных будет от 50 до 150 мегабит в секунду, а задержка сигнала даже при тестовых испытаниях не превышает в среднем 30 миллисекунд, а потом и вовсе будет уменьшена почти в два раза, - возможно, американские пользователи сочтут присоединение к продукту «SpaceX» более выгодным, чем покупку доступа в Сеть у других американских спутниковых провайдеров. Наконец, надо учитывать и то обстоятельство, что количество спутников, наземных станций и пользователей Starlink будет расти, а значит, и разовая цена за установку системы, и абонентская плата – которая еще будет зависеть от трафика, - могут с течением времени, через полгода-год, заметно уменьшиться. К тому же, недавно сам Илон Маск пообещал, что и сами терминалы будут разные, и стоимость у них будет отличаться, - скажем, один терминал может стоить 150 долларов, другой – 300 долларов, и в любом случае, у потенциальных пользователей Starlink будет выбор.

Правда, в «SpaceX» предупредили, что первое время могут случаться и небольшие периоды полного отсутствия связи. В компании пояснили, что это связано с тем, что пока нет достаточного количества спутников и наземных станций, а также с не очень качественным пока сетевым программным обеспечением, нуждающимся в доработке. Всё это на первых порах будет сказываться и на скорости передачи данных, и на времени задержки сигнала. Но к июню будущего года компания Илона Маска обещает довести время задержки сигнала до 16-19 миллисекунд, так что и этот недостаток носит, скорее, временный характер.  

Как следует из сообщения «SpaceX», в новой системе будут использоваться весьма продвинутые технологии, хотя, на первый взгляд, ничего принципиально нового здесь нет. Например, оборудование для подключения к интернету включает в себя пользовательский терминал с фазированной антенной решеткой, а похожее оборудование давно установлено на американских истребителях. Впрочем, Илон Маск утверждает, что его новый терминал будет куда круче. В оборудование также входит монтажный штатив и Wi-Fi-маршрутизатор. Установить такое оборудование сможет и не самый продвинутый специалист, на всё про всё уйдет минут десять-пятнадцать, - и можно выходить в Сеть.

Подключение к Starlink тоже не сверхсложное, - для этого можно использовать приложения, уже имеющиеся в Apple App Store и Google Play, там есть и инструкции по настройке сети и управлению ею. Правда, в дополнение к стандартному набору придется купить и крепления для установки антенны на крыше. Это, конечно, потребует еще некоторого времени, но ведь и устанавливается такая антенна не каждый день, а однажды – и надолго.   

Илон Маск не случайно делает на Starlink особую ставку. По оценкам аналитиков, самую большую прибыль компании «SpaceX» сулит именно эта система, а не широко разрекламированные пусковые установки для выведения космических аппаратов с помощью бэушных ракет Falcon 9, или использование корабля «Crew Dragon» для доставки астронавтов на МКС. Однако и вложиться в новую систему придется солидно: до 2025 года Илон Маск планирует потратить на Starlink до 10 миллиардов долларов.

Напомним, что, согласно открытым данным, базовая стоимость всей компании «SpaceX» сегодня составляет чуть более 100 миллиардов долларов. Понятно, что только своими силами финансировать создание столь сложной системы у Илона Маска не получится, - тем более, что у него «висят» не только система околоземных спутников Starlink, оцениваемая в 81 миллиард долларов, но и такие дорогостоящие проекты, как пусковой бизнес, съедающий 12 миллиардов долларов в год, и многоразовая транспортная система «Big Falcon Rocket», оцениваемая почти в 10 миллиардов долларов и нацеленная на колонизацию Марса. А потому можно предположить, что Маск попытается добиться софинансирования проекта интернета глобальной спутниковой системы Starlink со стороны Федеральной комиссии по связи США. Возможно, Маск сможет уговорить эту комиссию дать ему деньги под видом субсидии на оснащение Интернетом сельских территорий США. Но и тут Маска подстерегают сложности: во-первых, согласно требованиям Федеральной комиссии по связи, пинг не должен превышать 100 миллисекунд, а скорость — не опускаться ниже 25 мегабит в секунду; а во-вторых, максимум, на что может надеяться Илон Маск от этой комиссии, – растянутые на десять лет 16 миллиардов долларов, которые лишь частично покроют колоссальные расходы «SpaceX» по развитию системы Starlink.

Однако не стоит исключать, что к проекту Маска присоединится NASA. Дело в том, что система Starlink должна состоять из космического и наземного сегментов. И если космический сегмент – это возможность развертывания спутников на низкой околоземной орбите, то наземный сегмент включает в себя центр управления сетью, шлюзовые станции и абонентские терминалы. Если Маск сможет доказать, что его глобальная спутниковая системы Starlink способна заменить всю инфраструктуру Google, наземные волоконно-оптические линии связи, серверы и шлюзовые станции, - тогда он сможет рассчитывать и на «казенные» инвестиции от NASA, то есть, от правительства. Тем более, что исправно работающая система Starlink сможет обеспечить Штатам не только успешные полёты на Марс, но и колонизацию Красной планеты, а также поспособствует строительству первой постоянной базы на Луне.  

- А при чём тут Россия? – спросит внимательный читатель, вспомнив заголовок этого материала.

А при том, что в Россию Starlink могут и не пустить. Во-первых, «Роскосмос» упорно не желает сотрудничать со «SpaceX» в деле развития спутникового интернета, ибо считает  компанию Илона Маска подрядчиком Пентагона. Правда, сам «Роскосмос» почему-то спокойно продает Штатам ракетные двигатели для военных спутников все того же Пентагона. Вторая проблема, - Маску вряд ли удастся добиться от Москвы разрешения на строительство на территории России шлюзовых станций, поскольку «Роскосмос» уже работает здесь с конкурентом «SpaceX», британской компанией «OneWeb», покупающей у России ракеты «Союз-2» для запуска спутников.

Но даже если Илону Маску удастся преодолеть шлагбаум «Роскосмоса», на его пути встанет еще более могущественный противник – ФСБ. Где подозревают, что система спутниковой связи Starlink может носить разведывательный характер, а это нанесет ущерб интересам России, поскольку снизит общий уровень безопасности страны.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту