Не успел президент В.Путин заявить, что «второго Хасавюрта не будет», и подписать указ о проведении в Чеченской республике @ референдума, как вокруг Чечни разразился скандал. Депутаты Государственной думы 18 декабря единогласно (262 голосами "за") проголосовали за то, чтобы предложить президенту В.Путину ввести в республике режим чрезвычайного положения. В проекте заявления Госдумы "О мерах по нормализации обстановки в Чеченской Республике", который был внесен комиссией Госдумы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской республике, также предлагается продолжить вывод из Чечни федеральных войск и частей МВД. Парламентарии считают, что чрезвычайное положение будет только способствовать правовой защите мирного населения, а также усилит контроль над российскими военными.
Также депутаты предлагают ввести в Чечне "единое военное и гражданское управление" и создать в структуре правительства РФ министерство по делам Чеченской республики, придав его руководителю статус вице-премьера. Кроме того, 2003 год в России предложено объявить годом мира, национального согласия и восстановления Чечни. "Данный документ может быть утвержден либо указом президента РФ, либо федеральным законом", считают авторы законопроекта.
Согласно российскому законодательству, режим чрезвычайного положения вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Таким образом, руководствуясь пунктом а), режим ЧП можно было вводить многократно хоть во время первой чеченской войны, хоть второй. Хотя власти, как известно, слово «война» не любят, предпочитая все то, что творится в Чечне, называть контртеррористической операцией.
Вопрос о введении режима ЧП в республике поднимался неоднократно, однако в гораздо более острых ситуациях, чем сегодняшняя, которая, по словам помощника президента Сергея Ястржембского, характеризуется тем, что «на территории Чечни полностью сформировано судебно-правовое поле». Кстати, сразу после принятия депутатами решения он выступил против идеи введения в Чеченской республике режима чрезвычайного положения и также подчеркнул, что в предшествующие годы обстановка подчас бывала гораздо более сложной и "несопоставимой с нынешней".
Комментируя ситуацию в Чечне, Ястржембский сделал очень неожиданное заявление – он сказал, что для налаживания конституционного процесса в Чечне возможен диалог с теми, кто находится в оппозиции к администрации Ахмата Кадырова, и сепаратистами, отказавшимися от террористических методов борьбы. "Мне представляется, что на данном этапе, когда начинается работа по запуску конституционного процесса, нужно в максимальной степени привлекать к нему тех людей, которые находятся в той или иной степени в оппозиции как к администрации Кадырова, так и, может быть, к федеральной власти… Скажем, бывшие депутаты бывшего парламента Ичкерии - это люди, к которым безусловно прислушивается определенная часть общественного мнения. Их надо задействовать в этот процесс", - сказал Ястржембский. Он также назвал возможным диалог с определенной частью чеченских сепаратистов: "Надо искать пути к тем представителям сепаратистов, в том числе, которые находятся в лесу, которые дистанцировались от террористических методов борьбы. Если необходима новая амнистия, может быть, подумать о новой амнистии".
Можно себе представить, каково было слышать такие слова главе администрации республики Ахмату Кадырову, который за последние дни сделал все, чтобы поставить весь политический процесс в Чечне под личный контроль.
Сам Кадыров выразил недовольство действиями депутатов. Он заявил, что "возмущен тем, что этот вопрос подняли в Госдуме именно в тот момент, когда в республике начались политические процессы", напоминая о решении провести референдум по принятию Конституции республики.
По иронии судьбы именно 18 декабря в республике начался сбор подписей избирателей в поддержку проведения референдума по принятию Конституции Чечни. Инициативной группе по подготовке и проведению референдума предстоит в течение месяца собрать 12 тыс. подписей. После того как будет собрано необходимое количество подписей, избирком определит точную дату проведения референдума, за ходом которого, по словам председателя Центризбиркома ЧР Абдул-Керима Арсаханова, смогут наблюдать представители международных гуманитарных и правозащитных организаций, работающих в Чечне.
Кстати, 18 декабря полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев на коллегии территориальных подразделений федеральных органов власти в Ростове-на-Дону заявил, что органы федеральной власти не смогли наладить жесткий контроль за использованием финансовых средств в Чечне. По мнению Казанцева, для улучшения социально-экономической ситуации в республике «необходимо предоставить больше прав новому министру по делам Чечни Ильясову». По словам полпреда, договоренность об этом была достигнута в ходе его недавнего разговора с президентом РФ Путиным. Как известно, в начале декабря ФСБ и Счетная палата выявили в Чечне нецелевое использование средств на сумму более 700 млн. рублей. Как тогда заявил глава ФСБ Н.Патрушев, были «выявлены нарушения по расходованию средств федерального бюджета, направляемых на восстановительные работы в Чечне в социальной сфере, - там допускалось сознательное разбазаривание средств».
И, наконец, 18 декабря командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Геннадий Трошев отклонил предложение министра обороны Сергея Иванова возглавить Сибирский военный округ. Трошев резко отрицательно высказался об этой перспективе, заявив, что он хорошо выполняет свою работу, и причин для перевода его на другое место нет. Министерство обороны, в свою очередь, назвало заявление Трошева неуместным. Пресс-секретарь С.Иванова Николай Дерябин заявил, что «основное отличие человека в погонах от гражданского руководителя заключается в том, что он служит там, где ему прикажут, а не там, где он хочет», и подчеркнул, что генерал Геннадий Трошев не имел права предавать гласности предложения министра обороны России, сделанные ему по службе. Комментируя ситуацию, западные аналитики подчеркнули, что спор разгорелся на фоне того, что российскую армию обвиняют в жестокостях, которыми сопровождается чеченская операция. По оценке ВВС, публичный вызов, брошенный высокопоставленным военным чином министру обороны, - «редкое явление, которое указывает на серьезные разногласия».
Также депутаты предлагают ввести в Чечне "единое военное и гражданское управление" и создать в структуре правительства РФ министерство по делам Чеченской республики, придав его руководителю статус вице-премьера. Кроме того, 2003 год в России предложено объявить годом мира, национального согласия и восстановления Чечни. "Данный документ может быть утвержден либо указом президента РФ, либо федеральным законом", считают авторы законопроекта.
Согласно российскому законодательству, режим чрезвычайного положения вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Таким образом, руководствуясь пунктом а), режим ЧП можно было вводить многократно хоть во время первой чеченской войны, хоть второй. Хотя власти, как известно, слово «война» не любят, предпочитая все то, что творится в Чечне, называть контртеррористической операцией.
Вопрос о введении режима ЧП в республике поднимался неоднократно, однако в гораздо более острых ситуациях, чем сегодняшняя, которая, по словам помощника президента Сергея Ястржембского, характеризуется тем, что «на территории Чечни полностью сформировано судебно-правовое поле». Кстати, сразу после принятия депутатами решения он выступил против идеи введения в Чеченской республике режима чрезвычайного положения и также подчеркнул, что в предшествующие годы обстановка подчас бывала гораздо более сложной и "несопоставимой с нынешней".
Комментируя ситуацию в Чечне, Ястржембский сделал очень неожиданное заявление – он сказал, что для налаживания конституционного процесса в Чечне возможен диалог с теми, кто находится в оппозиции к администрации Ахмата Кадырова, и сепаратистами, отказавшимися от террористических методов борьбы. "Мне представляется, что на данном этапе, когда начинается работа по запуску конституционного процесса, нужно в максимальной степени привлекать к нему тех людей, которые находятся в той или иной степени в оппозиции как к администрации Кадырова, так и, может быть, к федеральной власти… Скажем, бывшие депутаты бывшего парламента Ичкерии - это люди, к которым безусловно прислушивается определенная часть общественного мнения. Их надо задействовать в этот процесс", - сказал Ястржембский. Он также назвал возможным диалог с определенной частью чеченских сепаратистов: "Надо искать пути к тем представителям сепаратистов, в том числе, которые находятся в лесу, которые дистанцировались от террористических методов борьбы. Если необходима новая амнистия, может быть, подумать о новой амнистии".
Можно себе представить, каково было слышать такие слова главе администрации республики Ахмату Кадырову, который за последние дни сделал все, чтобы поставить весь политический процесс в Чечне под личный контроль.
Сам Кадыров выразил недовольство действиями депутатов. Он заявил, что "возмущен тем, что этот вопрос подняли в Госдуме именно в тот момент, когда в республике начались политические процессы", напоминая о решении провести референдум по принятию Конституции республики.
По иронии судьбы именно 18 декабря в республике начался сбор подписей избирателей в поддержку проведения референдума по принятию Конституции Чечни. Инициативной группе по подготовке и проведению референдума предстоит в течение месяца собрать 12 тыс. подписей. После того как будет собрано необходимое количество подписей, избирком определит точную дату проведения референдума, за ходом которого, по словам председателя Центризбиркома ЧР Абдул-Керима Арсаханова, смогут наблюдать представители международных гуманитарных и правозащитных организаций, работающих в Чечне.
Кстати, 18 декабря полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев на коллегии территориальных подразделений федеральных органов власти в Ростове-на-Дону заявил, что органы федеральной власти не смогли наладить жесткий контроль за использованием финансовых средств в Чечне. По мнению Казанцева, для улучшения социально-экономической ситуации в республике «необходимо предоставить больше прав новому министру по делам Чечни Ильясову». По словам полпреда, договоренность об этом была достигнута в ходе его недавнего разговора с президентом РФ Путиным. Как известно, в начале декабря ФСБ и Счетная палата выявили в Чечне нецелевое использование средств на сумму более 700 млн. рублей. Как тогда заявил глава ФСБ Н.Патрушев, были «выявлены нарушения по расходованию средств федерального бюджета, направляемых на восстановительные работы в Чечне в социальной сфере, - там допускалось сознательное разбазаривание средств».
И, наконец, 18 декабря командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Геннадий Трошев отклонил предложение министра обороны Сергея Иванова возглавить Сибирский военный округ. Трошев резко отрицательно высказался об этой перспективе, заявив, что он хорошо выполняет свою работу, и причин для перевода его на другое место нет. Министерство обороны, в свою очередь, назвало заявление Трошева неуместным. Пресс-секретарь С.Иванова Николай Дерябин заявил, что «основное отличие человека в погонах от гражданского руководителя заключается в том, что он служит там, где ему прикажут, а не там, где он хочет», и подчеркнул, что генерал Геннадий Трошев не имел права предавать гласности предложения министра обороны России, сделанные ему по службе. Комментируя ситуацию, западные аналитики подчеркнули, что спор разгорелся на фоне того, что российскую армию обвиняют в жестокостях, которыми сопровождается чеченская операция. По оценке ВВС, публичный вызов, брошенный высокопоставленным военным чином министру обороны, - «редкое явление, которое указывает на серьезные разногласия».