Институт философии РАН подвел итоги очередного социологического исследования в рамках @ многолетнего мониторинга "Наши ценности и интересы сегодня". Почти полторы тысячи респондентов в 12 регионах ответили на 100 вопросов. Результаты опроса оказались неожиданными даже для самих исследователей: за последние восемьдесят с лишним лет в России, наконец, сменился фундамент общественного сознания. С 1990 года с 43 до 78% выросло количество людей, чей жизненный принцип: «Все зависит от меня и моих близких!». Люди постепенно отходят от мнения, что в России все решает власть. Cамый отрадный результат опроса: почти две трети россиян – оптимисты. Они верят либо в то, что в 2003 году точно ничего не потеряют, а может, даже приобретут. С результатами опроса познакомила «Российская газета».
Впервые Центр изучения социокультурных изменений под руководством члена-корреспондента РАН Николая Лапина свой аналитический доклад, подготовленный в 1990 году (данные потом обновлялись каждые 4 года), передал в отдел науки и пропаганды ЦК КПСС. Как оказалось, с концами, так как тогда ученые так и не смогли его опубликовать. Впрочем, реакция "ответственных за идеологию" была почти предсказуемой: несмотря на перестроечную эйфорию, свыше половины опрошенных указывали на "плохое социальное самочувствие". Массовый же характер "неудовлетворенность жизнью в целом" приобрела в 1994 году - этим ощущением поделились свыше 80% опрошенных. Людей не только пожилых, но и молодых, которые, грубо говоря, не знали, "куды бечь". Аналитики фактически наблюдали катастрофу советского общества и советского человека в частности. Но нет худа без добра.
Зато теперь, как подчеркнул директор ИФРАН академик Вячеслав Степин, в обществе закрепился отказ от патерналистских традиций, где главенствует принцип "моя жизнь зависит от власти, а не от меня", и сдвиг в сторону либеральных ценностей. С 1990 года доля самостоятельных людей, живущих по принципу "все зависит от меня и моих близких", выросла с 43 до 78%. Некоторые респонденты во время интервью честно называли от двух до пяти мест работы. Каждый четвертый говорил, что не просто готов искать "доходное место", а сменить для этого профессию. И хотя две трети опрошенных пока еще считают себя бедными или необеспеченными, но благодаря трудовой мобильности слой обеспеченных и зажиточных, которым хватает на все, кроме дачи или квартиры, с 1998 года вырос от 25 до 30%. Экономическое принуждение, считает профессор Лапин, все же лучше, чем господствовавшее совсем недавно административно-силовое. Потому что ведет к вере в свои возможности, социальной активности, а в конечном итоге - к расцвету экономики. Почти две трети участников опроса - оптимисты. Они верят либо в то, что в 2003 году ничего не потеряют, либо приобретут, то есть станут жить лучше.
В 1990 году ученые Института философии РАН обозначили 11 прав и свобод, которые теперь так или иначе закреплены Конституцией РФ, и попросили ответить людей, насколько важно их строгое соблюдение. Так был составлен своеобразный рейтинг прав человека по-российски. На волне ускорения и гласности в "очень важные" сразу попали 9 позиций из 11. Народу все тогда казалось важным и нужным. Затем образовалась пятерка "самых-самых" (за нее из года в год последовательно голосуют не менее 90% респондентов), которая на сегодня выглядит так: равенство граждан перед законом и судом; право на безопасность и защиту личности; право на собственность; право на труд; право на образование.
Причем одна из признанных опор демократии - свобода объединений, групп и союзов - замыкает список, а право на тайну переписки и телефонных переговоров (6-е место) ценится больше свободы слова (8-е место). Некое противоречие, требующее отдельного изучения, по мнению профессора Лапина, содержит и низкий рейтинг религиозных свобод (9-е место), хотя доверие к Церкви (41%) сейчас не в пример выше, чем к тем же партиям (5,6%, едва-едва, чтобы пройти в Федеральное собрание).
По ощущениям и опыту россиян, чаще всего в стране нарушается право на безопасность и защиту личности. (В минувшем году угрозой N1 называлась преступность - от бытовухи до международного терроризма. И это еще до событий на Дубровке.) Затем право на труд, собственность, равенство перед законом и - свобода слова. Последняя и, как уже отмечалось, не самая весомая в глазах обывателя свобода попала в первую пятерку, скорее всего, потому, что любое посягательство на право публичного высказывания вызывает широкий резонанс в прессе.
Люди, разумеется, за свои права готовы и пытаются бороться. Но тут-то и обнаруживается удручающая закономерность: чем важнее право - тем чаще оно нарушается - тем более интенсивно гражданин пытается его защитить - тем меньших успехов он достигает. Скажем, отстаивая свою безопасность, выступая в защиту своей личности, только три человека из семи добиваются хоть какого-то положительного для себя результата. Речь, конечно, не об элите, а о рядовых россиянах. Тем более элитные слои в данной выборке представлены долями процента - как и в жизни.
Вот почему за последние 12 лет список наших "непреходящих ценностей" впервые возглавила "семья". Ценностью №2 стал "порядок", "общение" заняло третью строчку ценностей. Это, как говорят социологи, интегрирующее ядро, которое объединяет большинство граждан Российской Федерации и, по идее, должно помогать власти выстраивать внутреннюю политику, находить общий язык с обществом. Даже с таким противоречивым, как наше.
После развала СССР большинство россиян традиционно выступает за реформы. Бесспорное завоевание рыночной экономики - высокие цены, но много товаров. Его одобряют более 40% респондентов. Родовая же черта социализма - низкие цены при тотальном дефиците. У такого положения вещей только 33% сторонников. За плановую экономику в ходе последнего опроса проголосовало больше людей, чем за рыночную. Отчетливые антиреформаторские настроения у возрастной группы старше 45 лет (то есть по мере вытеснения с рынка высокооплачиваемого труда и приближения мизерной пенсии). Так что далеко не все еще увязывают изобилие с конкретным способом хозяйствования.
Так или иначе, но преимущества многоукладной экономики россияне все-таки оценили. Сегодня в частном секторе работают 15% опрошенных. А хотели бы там работать 84%! Имея возможность выбирать несколько сфер труда, примерно по 50% респондентов высказались за государственный или смешанный сектор (с акционерной, кооперативной или другой негосударственной собственностью).
По мнению авторов доклада, хаос 90-х годов минувшего столетия в целом миновал. В стране наконец преодолена аномия, или несоответствие между официально декларируемыми нормами и реальным поведением граждан. Закрепляется новый социальный порядок, при котором западные либеральные ценности сочетаются с традиционными для того или иного этноса - некий российский либерализм восточно-европейского типа с ощутимым влиянием православной культуры, персонификацией власти. Недаром рейтинг доверия президенту РФ бьет все рекорды - две трети опрошенных.
И при этом 80% россиян не чувствуют себя защищенными от преступности, 78% - от экологических угроз, 73% - от бедности, 70% - от произвола чиновников. В таких условиях большинство готовы поступиться свободами ради физических, социальных и юридических гарантий. От того, насколько удастся решить эту фундаментальную проблему демократического общества - противоречия между свободой и безопасностью, - будет зависеть, удержится ли Россия в рамках самой демократии, считают социологи Института философии РАН.
Впервые Центр изучения социокультурных изменений под руководством члена-корреспондента РАН Николая Лапина свой аналитический доклад, подготовленный в 1990 году (данные потом обновлялись каждые 4 года), передал в отдел науки и пропаганды ЦК КПСС. Как оказалось, с концами, так как тогда ученые так и не смогли его опубликовать. Впрочем, реакция "ответственных за идеологию" была почти предсказуемой: несмотря на перестроечную эйфорию, свыше половины опрошенных указывали на "плохое социальное самочувствие". Массовый же характер "неудовлетворенность жизнью в целом" приобрела в 1994 году - этим ощущением поделились свыше 80% опрошенных. Людей не только пожилых, но и молодых, которые, грубо говоря, не знали, "куды бечь". Аналитики фактически наблюдали катастрофу советского общества и советского человека в частности. Но нет худа без добра.
Зато теперь, как подчеркнул директор ИФРАН академик Вячеслав Степин, в обществе закрепился отказ от патерналистских традиций, где главенствует принцип "моя жизнь зависит от власти, а не от меня", и сдвиг в сторону либеральных ценностей. С 1990 года доля самостоятельных людей, живущих по принципу "все зависит от меня и моих близких", выросла с 43 до 78%. Некоторые респонденты во время интервью честно называли от двух до пяти мест работы. Каждый четвертый говорил, что не просто готов искать "доходное место", а сменить для этого профессию. И хотя две трети опрошенных пока еще считают себя бедными или необеспеченными, но благодаря трудовой мобильности слой обеспеченных и зажиточных, которым хватает на все, кроме дачи или квартиры, с 1998 года вырос от 25 до 30%. Экономическое принуждение, считает профессор Лапин, все же лучше, чем господствовавшее совсем недавно административно-силовое. Потому что ведет к вере в свои возможности, социальной активности, а в конечном итоге - к расцвету экономики. Почти две трети участников опроса - оптимисты. Они верят либо в то, что в 2003 году ничего не потеряют, либо приобретут, то есть станут жить лучше.
В 1990 году ученые Института философии РАН обозначили 11 прав и свобод, которые теперь так или иначе закреплены Конституцией РФ, и попросили ответить людей, насколько важно их строгое соблюдение. Так был составлен своеобразный рейтинг прав человека по-российски. На волне ускорения и гласности в "очень важные" сразу попали 9 позиций из 11. Народу все тогда казалось важным и нужным. Затем образовалась пятерка "самых-самых" (за нее из года в год последовательно голосуют не менее 90% респондентов), которая на сегодня выглядит так: равенство граждан перед законом и судом; право на безопасность и защиту личности; право на собственность; право на труд; право на образование.
Причем одна из признанных опор демократии - свобода объединений, групп и союзов - замыкает список, а право на тайну переписки и телефонных переговоров (6-е место) ценится больше свободы слова (8-е место). Некое противоречие, требующее отдельного изучения, по мнению профессора Лапина, содержит и низкий рейтинг религиозных свобод (9-е место), хотя доверие к Церкви (41%) сейчас не в пример выше, чем к тем же партиям (5,6%, едва-едва, чтобы пройти в Федеральное собрание).
По ощущениям и опыту россиян, чаще всего в стране нарушается право на безопасность и защиту личности. (В минувшем году угрозой N1 называлась преступность - от бытовухи до международного терроризма. И это еще до событий на Дубровке.) Затем право на труд, собственность, равенство перед законом и - свобода слова. Последняя и, как уже отмечалось, не самая весомая в глазах обывателя свобода попала в первую пятерку, скорее всего, потому, что любое посягательство на право публичного высказывания вызывает широкий резонанс в прессе.
Люди, разумеется, за свои права готовы и пытаются бороться. Но тут-то и обнаруживается удручающая закономерность: чем важнее право - тем чаще оно нарушается - тем более интенсивно гражданин пытается его защитить - тем меньших успехов он достигает. Скажем, отстаивая свою безопасность, выступая в защиту своей личности, только три человека из семи добиваются хоть какого-то положительного для себя результата. Речь, конечно, не об элите, а о рядовых россиянах. Тем более элитные слои в данной выборке представлены долями процента - как и в жизни.
Вот почему за последние 12 лет список наших "непреходящих ценностей" впервые возглавила "семья". Ценностью №2 стал "порядок", "общение" заняло третью строчку ценностей. Это, как говорят социологи, интегрирующее ядро, которое объединяет большинство граждан Российской Федерации и, по идее, должно помогать власти выстраивать внутреннюю политику, находить общий язык с обществом. Даже с таким противоречивым, как наше.
После развала СССР большинство россиян традиционно выступает за реформы. Бесспорное завоевание рыночной экономики - высокие цены, но много товаров. Его одобряют более 40% респондентов. Родовая же черта социализма - низкие цены при тотальном дефиците. У такого положения вещей только 33% сторонников. За плановую экономику в ходе последнего опроса проголосовало больше людей, чем за рыночную. Отчетливые антиреформаторские настроения у возрастной группы старше 45 лет (то есть по мере вытеснения с рынка высокооплачиваемого труда и приближения мизерной пенсии). Так что далеко не все еще увязывают изобилие с конкретным способом хозяйствования.
Так или иначе, но преимущества многоукладной экономики россияне все-таки оценили. Сегодня в частном секторе работают 15% опрошенных. А хотели бы там работать 84%! Имея возможность выбирать несколько сфер труда, примерно по 50% респондентов высказались за государственный или смешанный сектор (с акционерной, кооперативной или другой негосударственной собственностью).
По мнению авторов доклада, хаос 90-х годов минувшего столетия в целом миновал. В стране наконец преодолена аномия, или несоответствие между официально декларируемыми нормами и реальным поведением граждан. Закрепляется новый социальный порядок, при котором западные либеральные ценности сочетаются с традиционными для того или иного этноса - некий российский либерализм восточно-европейского типа с ощутимым влиянием православной культуры, персонификацией власти. Недаром рейтинг доверия президенту РФ бьет все рекорды - две трети опрошенных.
И при этом 80% россиян не чувствуют себя защищенными от преступности, 78% - от экологических угроз, 73% - от бедности, 70% - от произвола чиновников. В таких условиях большинство готовы поступиться свободами ради физических, социальных и юридических гарантий. От того, насколько удастся решить эту фундаментальную проблему демократического общества - противоречия между свободой и безопасностью, - будет зависеть, удержится ли Россия в рамках самой демократии, считают социологи Института философии РАН.