На заседании московского правительства 14 января глава УФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров заявил,@ что один из лидеров чеченских боевиков Шамиль Басаев угрожает провести в Москве крупный теракт. По его словам, за последние два месяца московское Управление ФСБ получило от Интерпола около 20 серьезных предупреждений о возможных терактах в столице, о которых заявил сам Басаев. Исходя из этой информации, начальник московского УФСБ предложил на государственном уровне поставить вопрос о введении регистрации приезжих в Москве и включить метрополитен в перечень объектов повышенной опасности.
Мэр столицы Юрий Лужков это предложение с готовностью поддержал. Более того, на заседании он представил разработанную московским правительством программу борьбы с преступностью в столице на 2003-2005 годы. Этот документ, в частности, предполагает проведение комплексных проверок предприятий оборонных отраслей и объектов повышенной опасности для ликвидации возможности проведения там диверсионных и террористических актов, хищений взрывчатых, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов и патогенных микроорганизмов. В перечень объектов повышенной опасности московское правительство помимо метрополитена предлагает включить гидротехнические сооружения канала имени Москвы, а также аэропорты "Внуково", "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2", "Домодедово" и городской аэровокзал.
В программе содержится 7 крупных разделов, на реализацию которых планируется израсходовать из городского бюджета 9 млрд. 370 млн. рублей. Основные направления действий - преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией, противодействие организованной преступности, повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений. Идеологический аспект программы - проведение комплекса мероприятий по пресечению деятельности экстремистских организаций, пропагандирующих идеи насилия, фашизма, социальной, национальной и расовой розни.
Оценивая ситуацию в российской столице, мэр Москвы Юрий Лужков с сожалением констатировал, что "город пока не является безопасным", акцентируя внимание на росте преступности в жилых домах. Прежнее руководство Министерства внутренних дел, убежден мэр, развалило систему московской милиции, после чего ГУВД "перестало выполнять задачи по укреплению правопорядка, а занялось политикой". Сам Лужков поддерживает усилия нынешнего руководителя московской милиции генерал-лейтенанта Владимира Пронина по ужесточению учетно-регистрационной дисциплины и борьбе с сокрытиями преступлений. "Я считаю этот курс абсолютно правильным", - заявил Ю.Лужков, призывая всех участников заседания совместными усилиями добиться в обозримом будущем коренного перелома в борьбе с преступностью.
Подчеркивая, что около 40% преступлений в Москве совершается иногородними гражданами, которые нигде не регистрируются, Юрий Лужков предложил ужесточить контроль за приезжими в столице с помощью налоговых органов, участковых уполномоченных милиционеров и дворников. В рамках федерального законодательства, считает мэр, можно было бы организовать контроль со стороны фискальных служб за уплатой налогов гражданами, которые сдают квартиры приезжим. Информацию об иногородних можно было бы получать через участковых уполномоченных милиционеров и дворников, что, по мнению Лужкова, позволило бы не только наладить учет приезжих, но и увеличить доходы бюджета. В этой связи он предложил восстановить для Москвы и Санкт-Петербурга процедуру обязательной регистрации приезжих, напомнив, что в столице разрешительная регистрация была отменена.
(По данным председателя комитета по миграционной политике правительства Москвы Сергея Смидовича, в Москве нелегально живет около 1 млн. мигрантов, в основном граждане РФ и жители ближнего и дальнего зарубежья. В число москвичей, которых, согласно последней переписи населения, сегодня в столице проживает 10,4 миллиона человек, нелегальные мигранты не попали).
"Если государство хочет добиться снижения уровня преступности, нужно навести порядок на границах и в сфере регистрации", - констатировал Лужков по итогам заседания. Государство же, по его словам, не только "препятствует Москве обеспечивать ее интересы в области регистрации", но и предпринимает «серьезные попытки разрушить вертикаль власти в Москве». Мэр не уточнил, с чьей стороны предпринимаются подобные шаги, однако заверил: «Если эти попытки полностью или частично будут реализованы, мы не получим никаких результатов в борьбе с преступностью», притом что «только сильная местная власть может решить проблему безопасности в столице».
По итогам заседания принято решение принять за основу представленную на заседании программу, выделив на доработку ряда пунктов две недели.
Кого конкретно имел в виду московский мэр, говоря о том, что государство предпринимает серьезные попытки разрушить вертикаль власти? Может быть, речь идет о позиции МНС и Минтруда, давно предлагающих заменить регистрацию по месту жительства регистрацией в налоговой инспекции, доказывая, что эта практика, существующая во многих государствах, в том числе в США, намного демократичнее и отвечает экономическим нуждам государства.
Отмены прописки в Москве давно добивается еще один политический оппонент Юрия Лужкова - полномочный представитель президента в Центральном округе Георгий Полтавченко, обещавший решить этот вопрос в российской столице еще в прошлом году.
Еще одна возможная причина - 15 января Государственная дума начинает рассматривать законопроекты "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Автор законопроектов – замглавы президентской администрации Дмитрий Козак - ожидает серьезного противодействия реформе со стороны региональных руководителей. Вопросов, по которым позиции федеральных и местных властей расходятся, - много, в том числе функциональное разграничение полномочий в области обеспечения безопасности субъекта федерации. Козак предлагает полномочия, обеспечивающие безопасность страны, передать на уровень федеральной власти. При этом муниципальная милиция, обеспечивающая эту самую безопасность, будет подчиняться, в том числе и финансово, местным властям. Парадокс очевиден.
Однако, возможно, что причины недовольства Лужкова кроятся в другом. Не исключено, что мэр, воспользовавшись моментом, таким образом хотел намекнуть президенту на необходимость поставить точки над «i» в разрешении споров о том, по чьей вине погибли заложники на Дубровке. В ближайшие дни Тверской суд Москвы будет рассматривать многомиллионные иски родственников погибших заложников к столичному правительству о компенсации морального и материального ущерба. Власти столицы себя виновными не признают, заявлял, что обеспечением безопасности занимаются правоохранительные органы, руководитель которых Б.Грызлов сразу после теракта признал, что в столице существовала разветвленная террористическая сеть.
Мэр столицы Юрий Лужков это предложение с готовностью поддержал. Более того, на заседании он представил разработанную московским правительством программу борьбы с преступностью в столице на 2003-2005 годы. Этот документ, в частности, предполагает проведение комплексных проверок предприятий оборонных отраслей и объектов повышенной опасности для ликвидации возможности проведения там диверсионных и террористических актов, хищений взрывчатых, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов и патогенных микроорганизмов. В перечень объектов повышенной опасности московское правительство помимо метрополитена предлагает включить гидротехнические сооружения канала имени Москвы, а также аэропорты "Внуково", "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2", "Домодедово" и городской аэровокзал.
В программе содержится 7 крупных разделов, на реализацию которых планируется израсходовать из городского бюджета 9 млрд. 370 млн. рублей. Основные направления действий - преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией, противодействие организованной преступности, повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений. Идеологический аспект программы - проведение комплекса мероприятий по пресечению деятельности экстремистских организаций, пропагандирующих идеи насилия, фашизма, социальной, национальной и расовой розни.
Оценивая ситуацию в российской столице, мэр Москвы Юрий Лужков с сожалением констатировал, что "город пока не является безопасным", акцентируя внимание на росте преступности в жилых домах. Прежнее руководство Министерства внутренних дел, убежден мэр, развалило систему московской милиции, после чего ГУВД "перестало выполнять задачи по укреплению правопорядка, а занялось политикой". Сам Лужков поддерживает усилия нынешнего руководителя московской милиции генерал-лейтенанта Владимира Пронина по ужесточению учетно-регистрационной дисциплины и борьбе с сокрытиями преступлений. "Я считаю этот курс абсолютно правильным", - заявил Ю.Лужков, призывая всех участников заседания совместными усилиями добиться в обозримом будущем коренного перелома в борьбе с преступностью.
Подчеркивая, что около 40% преступлений в Москве совершается иногородними гражданами, которые нигде не регистрируются, Юрий Лужков предложил ужесточить контроль за приезжими в столице с помощью налоговых органов, участковых уполномоченных милиционеров и дворников. В рамках федерального законодательства, считает мэр, можно было бы организовать контроль со стороны фискальных служб за уплатой налогов гражданами, которые сдают квартиры приезжим. Информацию об иногородних можно было бы получать через участковых уполномоченных милиционеров и дворников, что, по мнению Лужкова, позволило бы не только наладить учет приезжих, но и увеличить доходы бюджета. В этой связи он предложил восстановить для Москвы и Санкт-Петербурга процедуру обязательной регистрации приезжих, напомнив, что в столице разрешительная регистрация была отменена.
(По данным председателя комитета по миграционной политике правительства Москвы Сергея Смидовича, в Москве нелегально живет около 1 млн. мигрантов, в основном граждане РФ и жители ближнего и дальнего зарубежья. В число москвичей, которых, согласно последней переписи населения, сегодня в столице проживает 10,4 миллиона человек, нелегальные мигранты не попали).
"Если государство хочет добиться снижения уровня преступности, нужно навести порядок на границах и в сфере регистрации", - констатировал Лужков по итогам заседания. Государство же, по его словам, не только "препятствует Москве обеспечивать ее интересы в области регистрации", но и предпринимает «серьезные попытки разрушить вертикаль власти в Москве». Мэр не уточнил, с чьей стороны предпринимаются подобные шаги, однако заверил: «Если эти попытки полностью или частично будут реализованы, мы не получим никаких результатов в борьбе с преступностью», притом что «только сильная местная власть может решить проблему безопасности в столице».
По итогам заседания принято решение принять за основу представленную на заседании программу, выделив на доработку ряда пунктов две недели.
Кого конкретно имел в виду московский мэр, говоря о том, что государство предпринимает серьезные попытки разрушить вертикаль власти? Может быть, речь идет о позиции МНС и Минтруда, давно предлагающих заменить регистрацию по месту жительства регистрацией в налоговой инспекции, доказывая, что эта практика, существующая во многих государствах, в том числе в США, намного демократичнее и отвечает экономическим нуждам государства.
Отмены прописки в Москве давно добивается еще один политический оппонент Юрия Лужкова - полномочный представитель президента в Центральном округе Георгий Полтавченко, обещавший решить этот вопрос в российской столице еще в прошлом году.
Еще одна возможная причина - 15 января Государственная дума начинает рассматривать законопроекты "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Автор законопроектов – замглавы президентской администрации Дмитрий Козак - ожидает серьезного противодействия реформе со стороны региональных руководителей. Вопросов, по которым позиции федеральных и местных властей расходятся, - много, в том числе функциональное разграничение полномочий в области обеспечения безопасности субъекта федерации. Козак предлагает полномочия, обеспечивающие безопасность страны, передать на уровень федеральной власти. При этом муниципальная милиция, обеспечивающая эту самую безопасность, будет подчиняться, в том числе и финансово, местным властям. Парадокс очевиден.
Однако, возможно, что причины недовольства Лужкова кроятся в другом. Не исключено, что мэр, воспользовавшись моментом, таким образом хотел намекнуть президенту на необходимость поставить точки над «i» в разрешении споров о том, по чьей вине погибли заложники на Дубровке. В ближайшие дни Тверской суд Москвы будет рассматривать многомиллионные иски родственников погибших заложников к столичному правительству о компенсации морального и материального ущерба. Власти столицы себя виновными не признают, заявлял, что обеспечением безопасности занимаются правоохранительные органы, руководитель которых Б.Грызлов сразу после теракта признал, что в столице существовала разветвленная террористическая сеть.