Сумеет ли Россия остановить падение своего влияния в Закавказье?

Сумеет ли Россия остановить падение своего влияния в Закавказье?

Ответ на этот вопрос зависит, в частности, от практических @ результатов запланированных на 16-18 января в Москве российско-армянских переговоров на высшем уровне. В ходе предстоящих встреч президенты В.Путин и Р.Кочарян рассмотрят широкий спектр проблем двустороннего политического, экономического и военного сотрудничества, а также перспективы укрепления взаимодействия двух стран в рамках СНГ и организации Договора о коллективной безопасности, членами которой также являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Естественно, что в региональной тематике главное внимание будет уделено продолжению диалога по урегулированию карабахской проблемы.
Визит президента Армении в Москву не случайно запланирован на важной для обеих стран период. Через месяц (19 февраля) Р.Кочаряну предстоит в ходе выборов нелегкая борьба за право на второй срок возглавить республику, и поддержка Кремля может сыграть большую роль в решении этой задачи. Руководству вступившей в очередной избирательный марафон России, стремительно утрачивающей свои позиции в Закавказье, где наращивается влияние США и стран Евросоюза, также было бы желательно добиться перелома в развитии этой неблагоприятной тенденции.
Таким образом, обе стороны искренне заинтересованы в достижении взаимовыгодных соглашений. Возможности для усиления российского присутствия в Армении, являющейся ключевым нашим союзником в этом важном в геополитическом отношении регионе, имеются, хотя нельзя сказать, что Кремль ими эффективно пользуется. В частности, нельзя не учитывать, что Армения по примеру своих соседей также диверсифицирует свои экономические и военные связи, постепенно перестраивается в сторону развития контактов с Западом. И виной тому не только устремления «коварных американцев и европейцев», но и отсутствие у России внятной и активной закавказской политики. В результате российский капитал был обойден в ходе приватизации самых привлекательных объектов Армении, начала действовать программа американской помощи Еревану на сумму 4,5 млн. долларов.
Кроме того, в последнее время отмечаются отдельные отрицательные моменты в прежде стабильных российско-армянских военно-технических отношениях. Парадоксально, но захват заложников в Москве на Дубровке усилил проамериканские настроения в Ереване. Армения и США объявили о планах сотрудничества при создании центра управления чрезвычайными ситуациями и о привлечении американских инструкторов для подготовки армянских сил спецназначения. Обучение миротворческого батальона вооруженных сил Армении также осуществлялось при содействии США. На армянской территории запланировано провести учения НАТО.
В этой ситуации российское руководство в прошлом году было вынуждено предпринять определенные усилия по активизации двустороннего сотрудничества, о чем свидетельствовали визиты в Ереван секретаря Совета безопасности РФ В.Рушайло, главы Минпромнауки И.Клебанова и, особенно, руководителя президентской администрации А.Волошина, обычно решающего особенно деликатные и не терпящие отлагательства вопросы.
В ходе указанных и многих других контактов была создана основа для предстоящего саммита. В интересах развития экономических связей, в частности, предстоит завершить урегулирование проблемы долга Еревана, по состоянию на конец прошлого года превысившего 100 млн. долларов. При участии И.Клебанова согласован механизм погашения задолженности путем передачи российской стороне акций ряда предприятий и оборонных НИИ. Если этот «эксперимент» пройдет успешно, то опыт расчетов можно будет использовать в решении аналогичных вопросов с другими странами СНГ. Также предполагается обсудить варианты оказания содействия в решении проблемы сокращения дефицита внешнеторгового баланса Армении (в 2001 г. он составил около 540 млн. долларов). В то время как общий объем армянского экспорта едва превысил 340 млн. долларов, импорт только из России достиг 220 млн. долларов, что ведет к увеличению внешнего долга.
Особое внимание на переговорах намечено уделить военному и военно-техническому сотрудничеству. Несмотря на то, что российское военное присутствие в Армении с оперативно-стратегической точки зрения не имеет большого значения, однако даже символическая демонстрация российского флага в регионе, в котором другие государства СНГ (Азербайджан и Грузия) однозначно переориентировались на США и НАТО, играет важную роль. Тем самым Россия подтверждает серьезность намерений не допустить окончательной утраты влияния в Закавказье, что может привести к серьезным проблемам в обеспечении национальной безопасности нашей страны на Южном направлении. Особое значение российские военные объекты в Армении получат после ликвидации баз вооруженных сил РФ в Грузии.
Подготовка к очередной российско-армянской встрече на высшем уровне продемонстрировала настоятельную необходимость выработки Кремлем оптимальной закавказской политики, исходящей из того, что России невозможно добиться прежнего доминирования в регионе, но она, как и прежде, является, пожалуй, главным гарантом мира на пространстве между Черным и Каспийским морями. Несмотря на все издержки и ошибки, наша страна сохранила определенные и весьма существенные политические преимущества по сравнению с Западом, особенно в плане возможностей содействия разрешению армяно-азербайджанского, грузино-абхазского, грузино-осетинского конфликтов, продолжающих дестабилизировать обстановку на Кавказе. В обозримом будущем ни НАТО, ни Европейский союз не способны взять на себя аналогичную роль.

Н.Новоселов
Оценить статью
(0)