Весенняя сессия Государственной думы началась с оглашения стратегических планов. Первый вице-спикер @ нижней палаты парламента Любовь Слиска заявила, что в период весенней сессии 2003 г. депутаты планируют рассмотреть 500 законопроектов, в том числе 100 первоочередных, инициированных правительством РФ и президентом РФ. 77 законопроектов должны быть рассмотрены до конца января.
Пакет злополучных законопроектов по электроэнергетике, по словам Слиски, будет рассмотрен во втором чтении в феврале 2003 года. Первое чтение состоялось в октябре 2002 года, однако второе неоднократно переносилось в связи с несогласием центристских фракций Госдумы с некоторыми правительственными поправками. После последнего переноса второго чтения законопроектов по реформе электроэнергетики в конце декабря капитализация РАО "ЕЭС России" снизилась на $220 млн. Потери государства председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс оценил в $110 млн., заявив, что группа российских бизнесменов за последние месяцы скупила около 10% акций РАО ЕЭС и намеревается "выкупить еще столько же и далее довести пакет акций до 25%".
Как известно, накануне Нового года депутаты отложили рассмотрение не только законопроектов о реформе электроэнергетики, но и законопроектов о реформе ЖКХ. Серия забастовок коммунальщиков и начавшиеся затем морозы, выведшие из строя ряд региональных коммунальных систем, заставили посмотреть на эту проблему с иной стороны. Фракция «Яблоко» предложила депутатам Государственной думы потребовать от правительства незамедлительного начала структурной реформы ЖКХ, предлагая в числе первоочередных мер демонополизацию коммунального комплекса, освобождение на три года от налогов частных предприятий, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, разделение функции заказчика и подрядчика в сфере жилищного хозяйства. Для обеспечения «прозрачности» коммунальных тарифов депутаты фракции предлагают ввести конкурсную систему заказа на поставку коммунальных услуг для государственных и муниципальных нужд, привлекать организации, управляющие и обслуживающие естественные монополии, и ежегодно проверять работу предприятий ЖКХ.
Кроме того, фракция «Яблоко» предлагает временно снизить тарифы на коммунальные услуги гражданам, устанавливающим счетчики, а также тем, кто вступит в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и иные организации собственников жилья и потребителей услуг. Депутатам в экстренном порядке рекомендовано пригласить председателя правительства РФ Михаила Касьянова и председателя Госстроя Николая Кошмана для «разъяснений в связи с катастрофической ситуацией в жилищно-коммунальной сфере, сложившейся во многих регионах России». По мнению депутатов, правительство должно нести ответственность за кризисное положение в этой области хозяйства, так как предлагаемые им меры ведут к увеличению задолженности населения перед жилищно-коммунальными службами.
Еще один предложенный правительством законопроект, вызывающий бурные споры, - "О валютном регулировании и валютном контроле". Проект закона, предоставляющий право физическим лицам-резидентам и нерезидентам беспрепятственно вывозить из России до $10 тысяч без предъявления подтверждающих документов, был принят Госдумой в третьем, заключительном, чтении 23 декабря и затем отклонен Советом Федерации 27 декабря 2002 года. Против внесения одобренных депутатами поправок в валютное законодательство выступило также правительство РФ, предложив депутатам его новую редакцию.
Однако новый текст закона заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев назвал "провокационным для экономики". Законопроект, по словам депутата, отменяет ограничения при совершении валютных операций, за исключением ряда операций. В частности, ограничения могут быть введены в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса российской валюты, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Объявление о введении ограничений, считает Медведев, может нарушить баланс на финансовом и валютном рынках, в то время как этот процесс при валютном регулировании должен происходить поэтапно. В настоящий момент бюджетный комитет Госдумы рекомендовал нижней палате создать согласительную комиссию для доработки законопроекта.
Пакет злополучных законопроектов по электроэнергетике, по словам Слиски, будет рассмотрен во втором чтении в феврале 2003 года. Первое чтение состоялось в октябре 2002 года, однако второе неоднократно переносилось в связи с несогласием центристских фракций Госдумы с некоторыми правительственными поправками. После последнего переноса второго чтения законопроектов по реформе электроэнергетики в конце декабря капитализация РАО "ЕЭС России" снизилась на $220 млн. Потери государства председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс оценил в $110 млн., заявив, что группа российских бизнесменов за последние месяцы скупила около 10% акций РАО ЕЭС и намеревается "выкупить еще столько же и далее довести пакет акций до 25%".
Как известно, накануне Нового года депутаты отложили рассмотрение не только законопроектов о реформе электроэнергетики, но и законопроектов о реформе ЖКХ. Серия забастовок коммунальщиков и начавшиеся затем морозы, выведшие из строя ряд региональных коммунальных систем, заставили посмотреть на эту проблему с иной стороны. Фракция «Яблоко» предложила депутатам Государственной думы потребовать от правительства незамедлительного начала структурной реформы ЖКХ, предлагая в числе первоочередных мер демонополизацию коммунального комплекса, освобождение на три года от налогов частных предприятий, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, разделение функции заказчика и подрядчика в сфере жилищного хозяйства. Для обеспечения «прозрачности» коммунальных тарифов депутаты фракции предлагают ввести конкурсную систему заказа на поставку коммунальных услуг для государственных и муниципальных нужд, привлекать организации, управляющие и обслуживающие естественные монополии, и ежегодно проверять работу предприятий ЖКХ.
Кроме того, фракция «Яблоко» предлагает временно снизить тарифы на коммунальные услуги гражданам, устанавливающим счетчики, а также тем, кто вступит в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и иные организации собственников жилья и потребителей услуг. Депутатам в экстренном порядке рекомендовано пригласить председателя правительства РФ Михаила Касьянова и председателя Госстроя Николая Кошмана для «разъяснений в связи с катастрофической ситуацией в жилищно-коммунальной сфере, сложившейся во многих регионах России». По мнению депутатов, правительство должно нести ответственность за кризисное положение в этой области хозяйства, так как предлагаемые им меры ведут к увеличению задолженности населения перед жилищно-коммунальными службами.
Еще один предложенный правительством законопроект, вызывающий бурные споры, - "О валютном регулировании и валютном контроле". Проект закона, предоставляющий право физическим лицам-резидентам и нерезидентам беспрепятственно вывозить из России до $10 тысяч без предъявления подтверждающих документов, был принят Госдумой в третьем, заключительном, чтении 23 декабря и затем отклонен Советом Федерации 27 декабря 2002 года. Против внесения одобренных депутатами поправок в валютное законодательство выступило также правительство РФ, предложив депутатам его новую редакцию.
Однако новый текст закона заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев назвал "провокационным для экономики". Законопроект, по словам депутата, отменяет ограничения при совершении валютных операций, за исключением ряда операций. В частности, ограничения могут быть введены в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса российской валюты, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Объявление о введении ограничений, считает Медведев, может нарушить баланс на финансовом и валютном рынках, в то время как этот процесс при валютном регулировании должен происходить поэтапно. В настоящий момент бюджетный комитет Госдумы рекомендовал нижней палате создать согласительную комиссию для доработки законопроекта.