24 января в Челябинске под руководством министра промышленности, науки @ и технологий И.Клебанова пройдет очередное совещание по проблеме реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. В работе примут участие руководители оборонных предприятий, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро Уральского федерального округа.
«Цена вопроса» велика и не ограничивается чисто военной сферой. От решения задачи зависит переход России к постиндустриальной экономике ХХI века, а не только роль нашей страны в процессах глобализации и борьбы с международным терроризмом. Пока же, по оценкам, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции снизилась до 0,3%, хотя специалисты считают, что она могла бы составить 8-12%. Наша страна отстает от США по совокупному оборонному потенциалу на 10-12 лет, и если эта тенденция сохранится, то лет через десять разрыв в технологиях между двумя государствами составит целое поколение. То есть Россия окажется неспособной, в случае необходимости, противостоять развитым странам НАТО в военном отношении, в этом качестве она будет рассматриваться американцами как в настоящее время Ирак или Афганистан. Такое развитие событий допустимо в связи с вероятными технологическими прорывами, которые США способны осуществить, в частности, в ходе работ по программе развертывания национальной ПРО. Вместе с тем у России имеются большие потенциальные возможности, чтобы не допустить этого. Только в оборонном комплексе имеются около 1700 предприятий и организаций, около 900 НИИ и КБ, в которых, по оценкам экспертов, по-прежнему сосредоточено около половины национального интеллектуального и технологического потенциала.
В ходе совещания в Челябинске в очередной раз будут вырабатываться меры по реализации федеральной программы вывода ОПК из кризиса на 2002-2006 гг. На характер мероприятия оказывает влияние его проведение через неделю после одобрения правительством государственного оборонного заказа на текущий год, имеющего определенные признаки усиления внимание федеральной власти к оборонной промышленности и НИОКР. Впервые кабинет министров РФ не только увеличил ассигнования на эти цели по сравнению с прошлым годом на 33%, но и пересмотрел некоторые подходы к реализации проектов в данной сфере, в том числе в направлении ужесточения требований к качеству и срокам выполнения работ. Указанные нововведения будут обсуждены участниками. В интересах повышения эффективности использования бюджетных средств размещение заказов предусмотрено осуществлять на конкурсной основе, их исполнение производить исключительно через Федеральное казначейство. К маю Минэкономразвития должно подвести итоги размещения заказов и скорректировать их условия. Дальнейшая корректировка не предусматривается, что должно покончить с практикой последних лет, когда в процессе выполнения заказа в него вносились сотни изменений. В результате не заказчик диктовал условия и получал нужную технику и вооружение, а разработчики и производители выпускали то, что могли. На заседании правительства было отмечено, что в прошлом году государство почти рассчиталось с долгами перед «оборонкой» за 1996-1999 гг., в том числе половину выплатило живыми деньгами. Одновременно были реструктурированы долги предприятий в федеральные и местные фонды. Хотя эти меры не решают всех проблем ОПК, однако ослабляют давление на него, открывают определенные возможности для дальнейшего оздоровления. По оценкам экспертов, для обновления производства (износ основных фондов достигает во многих случаях 75%) требуются огромные суммы (примерно 15 трлн. долларов), которых в бюджете, естественно, нет и не будет, а законодательство не позволяет привлекать крупные иностранные инвестиции. Следовательно, проблему технологического развития производства, его адаптации к условиям мирового рынка высоких технологий участники совещания вновь поставят перед И.Клебановым.
Перспективы создания интегрированных структур ОПК, как одного из основных направлений вывода комплекса из кризиса, будут одной из главных тем, с которой тесно связаны вопросы взаимоотношений противодействующих интеграции акционеров и государства. Предстоит оценить результаты внедрения в УрФО одобренной в конце прошлого года В.Путиным технологии создания корпораций путем объединения организаций «снизу».
Н.Новоселов
«Цена вопроса» велика и не ограничивается чисто военной сферой. От решения задачи зависит переход России к постиндустриальной экономике ХХI века, а не только роль нашей страны в процессах глобализации и борьбы с международным терроризмом. Пока же, по оценкам, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции снизилась до 0,3%, хотя специалисты считают, что она могла бы составить 8-12%. Наша страна отстает от США по совокупному оборонному потенциалу на 10-12 лет, и если эта тенденция сохранится, то лет через десять разрыв в технологиях между двумя государствами составит целое поколение. То есть Россия окажется неспособной, в случае необходимости, противостоять развитым странам НАТО в военном отношении, в этом качестве она будет рассматриваться американцами как в настоящее время Ирак или Афганистан. Такое развитие событий допустимо в связи с вероятными технологическими прорывами, которые США способны осуществить, в частности, в ходе работ по программе развертывания национальной ПРО. Вместе с тем у России имеются большие потенциальные возможности, чтобы не допустить этого. Только в оборонном комплексе имеются около 1700 предприятий и организаций, около 900 НИИ и КБ, в которых, по оценкам экспертов, по-прежнему сосредоточено около половины национального интеллектуального и технологического потенциала.
В ходе совещания в Челябинске в очередной раз будут вырабатываться меры по реализации федеральной программы вывода ОПК из кризиса на 2002-2006 гг. На характер мероприятия оказывает влияние его проведение через неделю после одобрения правительством государственного оборонного заказа на текущий год, имеющего определенные признаки усиления внимание федеральной власти к оборонной промышленности и НИОКР. Впервые кабинет министров РФ не только увеличил ассигнования на эти цели по сравнению с прошлым годом на 33%, но и пересмотрел некоторые подходы к реализации проектов в данной сфере, в том числе в направлении ужесточения требований к качеству и срокам выполнения работ. Указанные нововведения будут обсуждены участниками. В интересах повышения эффективности использования бюджетных средств размещение заказов предусмотрено осуществлять на конкурсной основе, их исполнение производить исключительно через Федеральное казначейство. К маю Минэкономразвития должно подвести итоги размещения заказов и скорректировать их условия. Дальнейшая корректировка не предусматривается, что должно покончить с практикой последних лет, когда в процессе выполнения заказа в него вносились сотни изменений. В результате не заказчик диктовал условия и получал нужную технику и вооружение, а разработчики и производители выпускали то, что могли. На заседании правительства было отмечено, что в прошлом году государство почти рассчиталось с долгами перед «оборонкой» за 1996-1999 гг., в том числе половину выплатило живыми деньгами. Одновременно были реструктурированы долги предприятий в федеральные и местные фонды. Хотя эти меры не решают всех проблем ОПК, однако ослабляют давление на него, открывают определенные возможности для дальнейшего оздоровления. По оценкам экспертов, для обновления производства (износ основных фондов достигает во многих случаях 75%) требуются огромные суммы (примерно 15 трлн. долларов), которых в бюджете, естественно, нет и не будет, а законодательство не позволяет привлекать крупные иностранные инвестиции. Следовательно, проблему технологического развития производства, его адаптации к условиям мирового рынка высоких технологий участники совещания вновь поставят перед И.Клебановым.
Перспективы создания интегрированных структур ОПК, как одного из основных направлений вывода комплекса из кризиса, будут одной из главных тем, с которой тесно связаны вопросы взаимоотношений противодействующих интеграции акционеров и государства. Предстоит оценить результаты внедрения в УрФО одобренной в конце прошлого года В.Путиным технологии создания корпораций путем объединения организаций «снизу».
Н.Новоселов