"М": в России - туалет, в мире

"М": в России - туалет, в мире

Символ американского империализма и образа жизни на колесах (в смысле, вечных разъездах на автомобиле в бешеном ритме жизни), несмотря на всю его кулинарную ущербность и нездоровое содержание, раскидывает свои большие красные буквы М по всему свету. В России за прошлый год открылись 25 новых закусочных Макдоналдс, в этом планируется открыть еще 35. Всего в нашей стране у компании 90 точек общепита в 27 городах, а в мире их насчитывается 30 тысяч, сообщает Rol.on. Самая большая скорость завоевания американскими булками заморских рынков в Китае: если пять лет назад в Поднебесной было всего 184 ресторана, то сейчас - более 500. В Китае Макдоналдс планирует открывать по 100 закусочных ежегодно.
Началось все 15 апреля 1955 года, когда в провинциальном городке американского штата Иллинойс Реймонд Крок - основатель империи, ему было тогда 52 года - открыл свою первую закусочную. Незадолго до этого, Крок, торговавший молочными миксерами, выполнял заказ для одной из забегаловок в городе Сан-Бернадино. Забегаловкой владели братья Мак и Дик Макдоналды. То, что он там увидел, поразило воображение: бумажная посуда, прилавок, к которому клиенты подходили сами делать заказ, меню всего из девяти пунктов и самое главное - необычайно низкие - чуть ли не в два раза, чем в соседних закусочных - цены.
Крок уговорил братьев начать торговать франшизами (разрешениями на право использования технологии и торговой марки). Торговля пошла не очень бойко: за первый год Крок продал всего 18 франшиз. Потенциальных рестораторов отпугивали очень высокие требования, предъявляемые к лицензиату. Крок хотел, чтобы по всей стране покупатели были уверены в том, что они едят гамбургеры одинакового размера, с котлетой из того же количества мяса, прожаренного при одной и той же температуре и в том же количестве масла, независимо от того, где находится закусочная: в Нью-Йорке или в Калифорнии.
Однако к 1960-му году дела наладились - количество Макдоналдсов по стране насчитывало уже 200 заведений. Тогда Реймонд Крок принимает решение выкупить у братьев права на торговую марку. За нее Макдоналды потребовали $2,7 млн. Главному фннансисту компании Гарри Зоннеборну было поручено найти кредиторов, ими выступили несколько известных американских университетов. Говорят, что об их решении инвестировать в Макдоналдс Зоннеборн узнал в туалете, стоя над писсуаром. 5 июля 1966 года Макдоналдс размещает свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, а с 1985 года котировки акций компании учитываются при расчете индекса Dow Jones, отражающего финансовое состояние 30 крупнейших американских корпораций. Так затея с миксерами обернулась для Крока одной из крупнейших мировых корпораций, стоимость которой более $18 млрд.
Для антиглобалистов Макдоналдс - как красная тряпка для быка. Опутавший 30 тысячами закусочных весь мир, Макдоналдс для них является просто олицетворением мирового капитализма. Любые выступления противников идеи глобализации мировой экономики, как правило, заканчиваются разбитыми витринами закусочных этой американской компании. В календаре антиглобалистов существует даже специальный День борьбы с Макдоналдсом, который проходит вот уже почти 20 лет каждое 16 октября. Например, в октябре 2000 года в Риме борцам с глобализацией удалось на целый день парализовать работу всей городской сети Макдоналдсов, насчитывающей 300 закусочных.
В России же самым громким преступлением против американского фастфуда стал взрыв 19 октября 2002 года автомобиля "Таврия", припаркованного на стоянке одной из закусочных на юго-западе Москвы. В результате теракта получили осколочные ранения восемь человек, один из которых впоследствии скончался в реанимации. Чьих рук это дело, чеченских боевиков, активистов Национал-большевистской партии или еще кого - не ясно до сих пор. В свете отношений антиглобалистов и Макдоналдса, вспоминается один курьезный случай. Дело в том, что в силу специфики культурного и экономического развития нашей родины, одной из причин популярности Макдоналдса является наличие в каждой закусочной бесплатного туалета.
Например, в летнее время в вечерние часы в первом российском Макдоналдсе на Пушкинской площади в Москве очередь в туалет, расположенный на втором этаже заведения, уходит своим концом до первого. При этом часть этой очереди составляют посетители близлежащих скверов, а вовсе не гости закусочной. Так вот, менеджер одного из Макдоналдсов бывшего СССР распорядился то ли закрыть ватерклозет, то ли существенно осложнить пользование им халявщикам с улицы. В отместку, халявщики украли пластмассового клоуна Роналда, который встречает гостей возле входа в закусочную. После чего каждый день в адрес менеджера заведения стали поступать "бандероли" с частями тела бедного Роналда, сопровождавшиеся запиской с требованием открыть туалет. С приходом очередной из посылок, в которой было бедро несчастного клоуна, сопротивление менеджера было сломлено и все стало по-прежнему: в окрестных пивнушках заливали, в Макдоналдсе - сливали, а персонал закусочной убирал то, что пролили.
Кстати о персонале... Если вы хоть раз в месяц заглядываете или проходите мимо Макдоналдса, то, наверняка, обратили внимание на объявление, почти постоянно красующееся на дверях заведения: "Идет дополнительный прием на работу. Обращайтесь к менеджеру в зале". Не задумывались - почему? Потому, что Макдоналдс - это гигантский конвейер по переработке не только говядины в резиновые гамбургеры, но и людей в универсальных, покорных и нетребовательных работников по его обслуживанию. Поверив в то, что Макдоналдс - это воплощение великой американской мечты о том, что любая кухарка может стать президентом, молодые люди, захлебываясь энергией и энтузиазмом, идут устраиваться на работу в компанию, но, через некоторое время большинство из них с разочарованием понимает, что "мечта" на самом деле оказалась "мачтой".
Вот, что рассказал один из бывших сотрудников российского Макдоналдса на Пушкинской площади в Москве, проработавший в компании три года: Политика найма компании - ее ноу-хау - завлечь обещаниями карьерного роста молодых работников, желательно не имеющих ни малейшего жизненного опыта и квалификации. Но, отработав несколько месяцев, понимаешь, что интенсивность, темп и дисциплинарные требования в компании экстремально велики, а зарплата издевательски ничтожна. Осознавая, что их, попросту говоря, "кинули", заставили отдать по меньшей мере несколько месяцев своей молодой жизни для того, чтобы обогатить и без того не бедствующую корпорацию, они уходят, освобождая место следующим жертвам".
Но кто-то приспосабливается к бешеному ритму конвейерной работы, постоянному контролю со стороны менеджеров, обезличенности отношений - даже начинает продвигаться по служебной лестнице. Руководство компании гордится, например, тем, что все директора закусочных "выбились в люди" из рядовых сотрудников, работающих у касс или на кухне.
Применительно к российскому Макдоналдсу хорошей иллюстрацией отношений между компанией и ее работниками (Макдоналдс - одна из немногих компаний, всячески противящихся любым проявлениям профсоюзного движения внутри себя), между менеджментом и рядовыми сотрудниками, является "Страница работников ресторана Макдональдс-Пушка".
Оценить статью
(0)