Все - на борьбу с терроризмом

Все - на борьбу с терроризмом

Как известно, в России главными субъектами спора о том, какие преступления надо считать относящимися к терроризму, @ а какие нет, являются МВД и ФСБ. Свежий пример - пресс-служба Управления ФСБ сообщила, что студент-химик Игорь Федорович, устроивший вечером 4 февраля взрыв в центре Москвы, является членом террористической группы "Авангард красной молодежи". В настоящее время студент находится на Петровке, 38, с ним проводятся следственные действия. По данному факту органами милиции возбуждено уголовное дело по ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств).
Одновременно Главное управление внутренних дел Москвы опровергло информацию о том, что инцидент на Устьинском мосту был попыткой теракта. Как заявили в Управлении информации ГУВД, "это была акция протеста, предпринятая гражданином Федоровичем". Он угрожал взорвать себя на Большом Устинском мосту на реке Яуза в случае невыполнения выдвинутых им требований. В частности, "самоубийца" протестовал против повышения цен на бензин и тарифов на общественном транспорте. На поясе у Федоровича была прикреплена самодельная бомба, которая состояла из 1,5-литровой пластмассовой бутылки, полностью заполненной опасным веществом - денитроэтиленглюколем. Однако после переговоров Федорович "сдался сотрудникам правоохранительных органов без каких-либо условий", отметили в ГУВД. Со слов задержанного, он является членом движения "Авангард красной молодежи". В настоящее время информация о том, что Федорович принадлежит к движению "Авангард красной молодежи", проверяется оперативными службами милиции. Как подчеркнул представитель ГУВД, "эта организация нам хорошо знакома, и одним из условий их акций разного рода протеста является отсутствие человеческих жертв". Именно поэтому, подчеркнули в ГУВД, члены этой организации для своих акций выбирают безлюдные места.
Были между двумя ведомствами и более серьезные «разночтения». Наиболее запомнившиеся из них – заявления, последовавшие через несколько дней после освобождения заложников на Дубровке, о якобы пойманных в Москве пособниках террористов, о находившейся в числе заложников женщине, которая помогала террористам, и т.д. Опровержения, которые следовали за сенсационными заявлениями, звучали куда скромнее. Кроме того, рапортовало о пойманных пособниках террористов ФСБ, а опровергало эту информацию МВД или прокуратура.
Главным достижением в борьбе с терроризмом в 2002 году директор ФСБ Н.Патрушев считает пресечение деятельности одного из лидеров международного терроризма Хаттаба. Помимо этого, были убиты главари бандитов - Абу Дарр-Фарис, Абу Бакар, Абу-Саяф, Рахимов, Ибрагимов и другие. Об успехах своего ведомства Патрушев рассказал 15 декабря 2002 г. на встрече с руководителями ведущих российских СМИ. Тогда же он сообщил, что в рамках расследования уголовных дел установлены лица, совершившие взрывы жилых домов в Москве и в Волгодонске. Они объявлены в федеральный или международный розыск, а главный подозреваемый - Адам Деккушев – задержан. Что вышло из этого расследования потом – все помнят…
Статистических данных, конкретно показывающих, сколько и когда ФСБ поймала террористов, немного. По данным ЦОС ФСБ от 4 сентября 2002 г., в период с начала 1999 по май 2002 гг. на территории страны произошло 2014 взрывов, в том числе 359 - с признаками террористических актов. В результате взрывов 1088 человек погибли, свыше 1500 получили ранения различной степени тяжести. По фактам взрывов было возбуждено 729 уголовных дел. В ходе их расследования раскрыто 369 преступлений, осуждены или находятся под следствием более 600 человек. Из 729 возбужденных уголовных дел 27 находились и находятся в производстве ФСБ, 253 - прокуратуры, 449 - МВД. Из 27 дел, находившихся в производстве ФСБ, 23 преступления раскрыты полностью. Из 359 уголовных дел, возбужденных по статье 205 Уголовного кодекса РФ (терроризм), после проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий 98 были переквалифицированы по менее тяжким статьям УК.
Более поздние данные в открытой печати отсутствуют.
5 февраля в деле борьбы с терроризмом произошли существенные подвижки. Генеральная прокуратура РФ объявила о начале процедуры признания террористическими 15 организаций. Список тех, кто наносит наибольший ущерб безопасности Российской Федерации, подготовила ФСБ России. В число таких организаций входят:
1. "Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" (Чечня, руководитель - Басаев);
2. "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" (Чечня, руководители - Басаев, Удугов);
3. "База" («Аль-Каида», Афганистан, руководитель Усама бен-Ладен);
4. "Асбат аль-Ансар" (Ливан);
5. "Священная война" ("Аль-Джихад", "Holy War", Египет);
6. «Исламская группа» ("Аль-Гамаа аль-Исламия", Египет);
7. "Братья-мусульмане" ("Аль-Ихван аль-Муслимун", "Muslim Brotherhood", международная);
8. «Партия исламского возрождения» ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Islamic Salvation Party", международная);
9. «Лашкар-и Тайба» (Пакистан);
10. "Исламская группа" ("Джамаат-и Ислами", Пакистан);
11. «Движение Талибан» (Афганистан);
12. "Исламская партия Туркестана";
13. "Общество социальных реформ" ("Джамият алв-Ислах аль Иджтиман", "Social Reform Society", Кувейт);
14. "Общество возрождения исламского наследия" ("Джамият Ихья ат-Турас аль-Ислами", "Islamic Heritage Revival Society", Кувейт);
15. "Дом двух святынь" ("Аль-Харамейн", Саудовская Аравия).
Обращение ФСБ было рассмотрено на коллегии Генеральной прокуратуры России 4 февраля, которая приняла решение в соответствии с федеральным законом "О борьбе с терроризмом" начать процедуру признания упомянутых организаций террористическими.

P.S. Вечером 4 февраля В.Имамов – капитан судна "Омский-144", идущего под российским флагом по маршруту Самсун - Таганрог с 12 членами экипажа на борту, – вышел на связь с дежурным центра регулирования движения судов в Керчи. Капитан сообщил, что на борту находятся террористы, которые от него что-то требуют, и попросил, чтобы на борт прибыли вооруженные пограничники. Украинские пограничники сообщили об инциденте своим коллегам из Северо-Кавказского направления погранвойск России. На судно прибыли две группы – российских и украинских пограничников. Они выяснили, что капитан находится в состоянии психического расстройства, поскольку он три месяца не сходил на берег. И никаких террористов на борту суда нет.
Оценить статью
(0)