Губит людей не пиво

Губит людей не пиво

Страшный слух пронесся по стране – водка подорожает. Такое злодейство готовит Минсельхоз, являющийся учредителем ФГУП "Росспиртпром", объединяющего около 100 спиртовых и ликеро-водочных предприятий. Являясь крупнейшим производителем @ спирта и водки в стране (60% и 40% от общих объемов соответственно), ФГУП имеет сегодня морально устаревшее оборудование, которое Минсельхоз собирается модернизировать, запретив при этом строительство новых ликеро-водочных заводов. Такой подход министр Алексей Гордеев называет "закручиванием гаек" и намерен отразить его в готовящейся концепции регулирования алкогольного рынка.
Регулировать оборот спирта будет Минсельхоз, раздавая квоты на его производство и использование. Для частных компаний это означает автоматическое увеличение себестоимости производства, для государства – рост коррупции в Минсельхозе, так как квоты будут раздавать чиновники этого ведомства. Кроме того, возрастет теневое производство водки.
Как повлияют предстоящие изменения на российском алкогольном рынке на процесс потребления алкоголя? История последних лет показывает, что с увеличением цены на алкоголь, в первую очередь, на крепкие напитки, пьющих людей меньше не становится. Просто они переходят на употребление более дешевых и менее качественных напитков – самогона и всевозможных суррогатов, подчас опасных для жизни.
В настоящий момент объем фальсифицированной водки на российском рынке, по различным оценкам, доходит до 40%. Очевидно, что если государственная водка станет вдвое дороже, то фальсифицированной на рынке появится вдвое больше. Спрос рождает предложение, а пить россияне не бросят.
В потребительскую корзину наших сограждан водка, конечно, не входит, однако является для многих россиян продуктом если не ежедневного потребления, то по крайней мере регулярного. Согласно февральскому опросу фонда «Общественное мнение», еженедельно выпивают до ста грамм водки 13% россиян, от ста грамм до полулитра – 17%. Некоторые респонденты на этом не останавливаются и выпивают в течение недели до трех литров водки (3%).
Что же касается пристрастия наших сограждан к алкоголю в целом, то 77% совершеннолетних россиян выпивают регулярно или изредка. Довольно часто употребляют спиртные напитки 10% населения (3% – практически каждый день, 7% – два–три раза в неделю), еще 13% – пьют два раза в неделю. Менее четверти россиян употребляет алкогольные напитки довольно редко: 24% – два–три раза в месяц, 30% – только несколько раз в год. Вообще не берут в рот спиртного 21% респондентов.
Заметный акцент последнего времени – усиливающаяся тенденция перехода с более крепких на более легкие напитки. В настоящий момент, согласно данным ФОМ, сторонников водки и пива в нашей стране примерно поровну - 38% против 40%. Пьют вино 31% опрошенных. Достаточно дорогие крепкие напитки – такие как коньяк, бренди, виски и ром – только 7% респондентов. Самодельные алкогольные напитки более популярны: самогон пьют 11% респондентов, а наливки и домашние вина – 10%. До ста граммов самогона в неделю выпивают 7% респондентов, такая же доля пьет до полулитра. До трех литров этого напитка потребляют за неделю 2% опрошенных. Очевидно, что в случае удорожания водки это соотношение изменится в сторону увеличения потребления самогона.
В значительной степени употребление алкогольных напитков зависит от возраста. Молодые россияне (от 18 до 35 лет) пьют немного чаще, чем люди среднего возраста (36 – 50 лет), однако отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам – пиву и вину. Водка стоит у молодежи только на третьем месте. Представители средней и особенно старшей (за 50 лет) возрастных групп, напротив, традиционно предпочитают водку. Реже всего пьют спиртное пожилые люди (34% – вообще не пьют), в то время как среди тех, кому нет пятидесяти, полностью отказались от алкоголя только 13%.
Потребление алкоголя мужчинами и женщинами также имеет различия. Женщин, которые пьют спиртное два–три раза в неделю и чаще, всего 3%, в то время как мужчин – 18%. Никогда не употребляют алкоголь 29% женщин и 13% мужчин. Значительная часть россиянок (41%) пьет спиртные напитки лишь несколько раз в год. Кроме того, женщины не только меньше пьют, но и, как правило, отдают предпочтение менее крепким напиткам. Мужчины любят водку, на втором месте у них стоит пиво, они гораздо чаще, чем женщины, предпочитают самогон, и несколько чаще употребляют коньяк и другие "элитные" напитки. Традиционные женские пристрастия – вино, в том числе домашнего приготовления. Около 25% россиянок любят пиво и водку. Уровень образования также влияет на выбор напитков. Среди людей с высшим образованием разных возрастов примерно одинаково часто встречаются те, кто пьет пиво, вино и водку. Однако чаще всего предпочтение в этой группе отдается вину и коньяку (а также бренди, виски и рому). Люди со средним и средним специальным образованием чаще всего любят пиво. Менее образованные граждане (образование среднее и ниже среднего) чаще других употребляют самогон.
Среди других факторов, влияющих на потребление алкоголя, можно выделить уровень денежных доходов. Более богатые люди пьют несколько чаще бедных, однако, эта разница не настолько велика, чтобы предположить, что отсутствие денег не позволяет людям выпивать. Выход всегда находится – это самогон, домашние вина или суррогаты.
По мнению большинства респондентов, за последние два–три года россияне стали пить больше (58%), хотя цены на водку постоянно увеличиваются. Особенно часто об этом говорят малообеспеченные люди, сельские жители и те, у кого нет среднего образования. Только 6% россиян считают, что народ стал пить меньше. По мнению 30% респондентов, в России пьют столько же, сколько раньше. Так чаще считают представители младшей возрастной группы (от 18 до 35 лет), люди с относительно высоким уровнем доходов и жители мегаполисов. Эти данные свидетельствуют о социальном расслоении, когда наименее приспособленные к современной ситуации – спиваются. Существуют и заметные региональные различия. Жители Северо-Западного федерального округа чаще отмечают, что люди стали пить меньше, в то время как на Урале и Дальнем Востоке многие говорят о росте употребления спиртного.
Проблема алкоголизма непосредственно коснулась многих российских семей. Так, 6% респондентов говорят, что среди их родных и близких есть хронические алкоголики. Еще 18% признались, что в их ближайшем окружении есть сильно пьющие люди. Но большинство россиян считает, что их близкие соблюдают меру (?), употребляя спиртное. Утверждают, что их родные пьют только изредка, 31% респондентов, еще 35% считают близких умеренно пьющими. Наконец, 24% уверяют, что их родные и близкие вообще не употребляют алкогольных напитков.
Оценить статью
(0)