17 марта

Есть нечто символичное в пришедшемся на 17 марта совпадении двух казалось бы несопоставимых событий. @ В Санкт-Петербурге начала работать Седьмая конференция «Модели ООН» - международной программы, возникшей в Гааге в 1968 г. и объединяющей в настоящее время тысячи старшеклассников и учителей из более чем 90 стран мира.
А в Нью-Йорке должно состояться очередное заседание Совета Безопасности ООН по иракскому вопросу, но котором странам-членам Организации Объединенных Наций предстоит дать окончательный ответ на вопрос – как дальше будет развиваться мир, на каких правовых основаниях и по каким правилам будут жить (или умирать?) страны.
Так что президент США Дж.Буш (младший) прав, объявив 17 марта днем, когда «…наступит момент истины для всего мира». Только вот критерий «истинности» у президента державы, претендующей на единовластное правление в мире, и у участников конференции «Модели ООН» судя по всему различны.
И вряд ли кого-то сегодня всерьез может впечатлить трогательная забота о «талантливых людях, богатой культуре и гигантском потенциале» Ирака, высказанная в сочиненном на Азорских островах заявлении Дж.Буша, Т.Блэра и Х.М.Аснара. Не могу не процитировать тронувшие меня до слез слова из этого заявления: «В данных обстоятельствах (имеется в виду «вынужденное» С.Хусейном военное вмешательство – Л.В.) мы возьмем на себя законную обязанность помочь иракскому народу построить новый Ирак в мире с самими собой и своими соседями. Иракские люди заслуживают того, чтобы быть избавленными от опасностей и тирании и самостоятельно определять будущее их страны. Мы видим объединенный Ирак, уважаем его территориальную целостность. Весь иракский народ - смесь арабов-суннитов и шиитов, курдов, туркмен, ассирийцев, халдеев и многих других – должен наслаждаться свободой, процветанием и равноправием в объединенной стране. Мы будем поддерживать стремления иракцев к представительному правительству, которое уважает права человека, и к правлению закона как углового камня демократии. Мы будем работать для того, чтобы предотвратить и компенсировать вред, нанесенный режимом Саддама Хусейна природным богатствам Ирак, и обещаем защищать их как национальное достояние для Ирака и иракцев. Все иракцы должны разделить изобилие, создаваемое их национальной экономикой».
Примеры такой «заботы», проявленной в Югославии и до сих пор проявляемой в Афганистане, еще совсем свежи в нашей памяти.
Но вернемся к «Модели ООН». Участникам этой встречи в Санкт-Петербурге предстоит смоделировать работу Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а также Экономического и Социального советов ООН. Причем по традиции рассматриваются реальные вопросы, стоящие на повестке дня этих органов ООН, поэтому планировалось обсудить ситуацию на Ближнем Востоке, проблемы борьбы с международным терроризмом, охраны природных ресурсов, сокращения ядерных вооружений, борьбы с бедностью. Жизнь добавила к этому перечню Ирак, вернее вопрос о том быть или не быть «миру в стиле ООН».
Так что волею судеб более чем 500 участников Седьмой Санкт-Петербургской конференции «Модели ООН» тоже поставлены перед выбором. Что же послужит камертоном для ребят и их наставников? Они могут выбрать диктат силы и беспардонность «богоизбранных» (по мнению американцев) Соединенных Штатов Америки, решающих свои задачи без оглядки на цену, которую платят те, кого они берутся «осчастливить». А могут руководствоваться словами из Послания Генерального секретаря ООН Кофи Аннана Московской международной модели ООН 2002 года: «На пороге нового тысячелетия перед нами стоит сложная задача – сделать все необходимое для того, чтобы преимуществами глобализации воспользовались все люди, а не немногие избранные. Мы должны построить мир, отвечающий основным человеческим потребностям, избавив людей от нищеты, страха, необходимости борьбы за выживание». И вряд ли в этом случае война будет избрана ребятами в качестве инструмента для решения названных генсеком ООН задач.
Для справки: Гаагская «Модель ООН» аккредитована как неправительственная организация при Департаменте общественной информации Организации Объединенных Наций. Поэтому цели деятельности «модели» соответствуют духу Устава ООН: формирование у школьников чувства ответственности за будущее человечества, совершенствование навыков общения и взаимодействия между молодыми людьми из разных стран, воспитание умения смотреть на мир глазами другого.
В России постоянно действующая школьная «Модель ООН» впервые возникла в г.Иваново, где в 1993 г. прошла первая конференция «Россия и мировое сообщество». Санкт-Петербургская Международная «Модель ООН» – вторая в России программа дополнительного образования для старших школьников. Такие «модели» действуют также в Москве и Ярославле. В США зарегистрировано 165 (по данным на 1999 г.), а в Европе – около 40 подобных организаций.

Л.Вартазарова
Оценить статью
(0)