За последние годы в России накоплен большой опыт проведения политических кампаний, в организации @ которых несомненным специалистом является @ Кремль. Это качество он в очередной раз блестяще продемонстрировал в ходе организации референдума по конституции Чечни. В интересах решения главной задачи указанного мероприятия федеральный центр предпринял беспрецедентные усилия и добился отличного результата как с точки зрения обеспечения высокой явки избирателей (около 85%), так и в плане положительного ответа подавляющим большинством из них (95%) на три вынесенных на плебисцит вопроса, включая одобрение проекта конституции. Кстати, мы и не сомневались в успехе этой добротно подготовленной PR-операции, в основе которой была правильная оценка настроений чеченского общества, фактически поставленного перед дилеммой – или участие в референдуме с надеждой на мир, или неучастие, и вновь война, обстрелы, зачистки, хаос.
Об огромной важности мероприятия свидетельствует оценка В.Путиным референдума, который, по его мнению, «закрыл последнюю серьезную проблему, связанную с территориальной целостностью России». Действительно, Чечня фактически согласилась остаться в составе РФ, так как в первой статье проекта республиканской конституции констатируется, что республика является неотъемлемой частью Федерации.
Одно это стоит дорогого, особенно за несколько дней до выступления президента с очередным Посланием Федеральному собранию и за год до очередных выборов главы государства. Не меньше довольно результатами волеизъявления руководство Чечни во главе с А.Кадыровым, который после опубликования официальных итогов референдума (с этого момента новая конституция вступает в силу) становится и.о. президента республики. Тогда же фактически начинается кампания по подготовке к выборам президента Чечни (в декабре с.г.) и выстраивание комбинаций к выборам парламента (в марте 2004 г.).
Вместе с тем, признавая большое значение сделанного шага по пути налаживания нормальной жизни в мятежном субъекте Федерации, не следует забывать, что впереди более сложные времена, и нельзя допустить, чтобы третья за последние годы конституция Чечни не повторила судьбу предыдущих. Хотя принято утверждать, что восстановление социально-экономической сферы региона – дело самих чеченцев, однако это не совсем так или совсем не так. Прежние программы решения этой проблемы были провалены, в том числе и по вине центра, до последнего времени как в рамках всей страны, так и в отдельных регионах не продемонстрировавшего особых успехов в данной области деятельности.
Царившая в ходе референдума атмосфера свидетельствовала о том, что чеченцы, многие из которых не читали конституцию, вместе с тем чрезвычайно серьезно отнеслись к самой идее перехода к невоенному варианту урегулирования кризиса. Поэтому они ожидают безусловного и оперативного выполнения Кремлем данных накануне 23 марта многочисленных обещаний. Главными из них являются: выплата компенсаций за утраченное имущество, амнистия, ликвидация блокпостов, поэтапный вывод войск, предоставление республике автономии. Готовящийся стать президентом Чечни А.Кадыров более всего заинтересован в получении республикой особого экономического статуса в составе РФ. Глава чеченской администрации считает даже, что такой вариант взаимоотношений уже в мае может быть выработан и включен в договор о разграничении полномочий между центром и субъектом Федерации. Главным в этом плане, по мнению А.Кадырова, является наделение администрации Чечни правом распоряжаться доходами от нефти, а также получение налоговых и других льгот. Вряд ли в Москве разделяют оптимизм чеченских руководителей, мечтающих о скорых широких экономических полномочиях.
Кстати, пока федеральная власть демонстрирует желание решать чеченскую проблему. Президент В.Путин, в частности, озаботился ходом восстановления Чечни и организацией контроля за расходованием средств, выделяемых на указанные цели. При этом на правительство М.Касьянова возложена персональная ответственность за выполнение соответствующей программы, а каждому министерству и ведомству социального блока поручено составить собственный план участия в восстановительных мероприятиях. Однако пока не просматривается перспектива предотвращения разворовывания денег. Эту задачу до сих пор решить не удалось, а в новых условиях, с получением республикой официального статуса, она станет еще более сложной.
Не менее трудной для Кремля проблемой на ближайшие 8,5 месяцев, вероятно, станет выбор такой кандидатуры будущего главы Чечни, которая не разрушит продемонстрированное в день референдума хрупкое единство нации. Как известно, все прежние попытки найти такую персону провалились. Ни один из чеченских лидеров последних лет не сумел объединить клановое общество. Неоднозначно отношение в республике и в Кремле и к нынешнему главе администрации, в свое время успешно воевавшему против федерального центра. Хотя он и продемонстрировал лояльность В.Путину, но нет гарантии того, что в определенной ситуации вновь не поменяет своих взглядов. Среди чеченцев у А.Кадырова много врагов, считающих его предателем или, напротив, скрытым бандитом. В целом наблюдатели не исключают в предвыборный период обострения борьбы между чеченским кланами, почти каждый из которых будет выдвигать своего кандидата. По оценкам, их количество может достичь сорока. Почти непременным считается участие в борьбе У.Джабраилова, А.Аслаханова, М.Сайдуллаева, Б.Гантамирова и даже Г.Трошева как «русской альтернативы». А так как главными средствами решения серьезных вопросов в Чечне за последние годы стали автомат и взрывчатка, то политические противоречия вполне могут перерасти в военные. Следовательно, до настоящего мира в республике еще далеко не только в связи хозяйственной разрухой и сохранением боевиков, скрывающихся в горах, но и из-за вероятного обострения отношений между группировками, включившимися в борьбу за власть и ресурсы.
Н.Новоселов
Одно это стоит дорогого, особенно за несколько дней до выступления президента с очередным Посланием Федеральному собранию и за год до очередных выборов главы государства. Не меньше довольно результатами волеизъявления руководство Чечни во главе с А.Кадыровым, который после опубликования официальных итогов референдума (с этого момента новая конституция вступает в силу) становится и.о. президента республики. Тогда же фактически начинается кампания по подготовке к выборам президента Чечни (в декабре с.г.) и выстраивание комбинаций к выборам парламента (в марте 2004 г.).
Вместе с тем, признавая большое значение сделанного шага по пути налаживания нормальной жизни в мятежном субъекте Федерации, не следует забывать, что впереди более сложные времена, и нельзя допустить, чтобы третья за последние годы конституция Чечни не повторила судьбу предыдущих. Хотя принято утверждать, что восстановление социально-экономической сферы региона – дело самих чеченцев, однако это не совсем так или совсем не так. Прежние программы решения этой проблемы были провалены, в том числе и по вине центра, до последнего времени как в рамках всей страны, так и в отдельных регионах не продемонстрировавшего особых успехов в данной области деятельности.
Царившая в ходе референдума атмосфера свидетельствовала о том, что чеченцы, многие из которых не читали конституцию, вместе с тем чрезвычайно серьезно отнеслись к самой идее перехода к невоенному варианту урегулирования кризиса. Поэтому они ожидают безусловного и оперативного выполнения Кремлем данных накануне 23 марта многочисленных обещаний. Главными из них являются: выплата компенсаций за утраченное имущество, амнистия, ликвидация блокпостов, поэтапный вывод войск, предоставление республике автономии. Готовящийся стать президентом Чечни А.Кадыров более всего заинтересован в получении республикой особого экономического статуса в составе РФ. Глава чеченской администрации считает даже, что такой вариант взаимоотношений уже в мае может быть выработан и включен в договор о разграничении полномочий между центром и субъектом Федерации. Главным в этом плане, по мнению А.Кадырова, является наделение администрации Чечни правом распоряжаться доходами от нефти, а также получение налоговых и других льгот. Вряд ли в Москве разделяют оптимизм чеченских руководителей, мечтающих о скорых широких экономических полномочиях.
Кстати, пока федеральная власть демонстрирует желание решать чеченскую проблему. Президент В.Путин, в частности, озаботился ходом восстановления Чечни и организацией контроля за расходованием средств, выделяемых на указанные цели. При этом на правительство М.Касьянова возложена персональная ответственность за выполнение соответствующей программы, а каждому министерству и ведомству социального блока поручено составить собственный план участия в восстановительных мероприятиях. Однако пока не просматривается перспектива предотвращения разворовывания денег. Эту задачу до сих пор решить не удалось, а в новых условиях, с получением республикой официального статуса, она станет еще более сложной.
Не менее трудной для Кремля проблемой на ближайшие 8,5 месяцев, вероятно, станет выбор такой кандидатуры будущего главы Чечни, которая не разрушит продемонстрированное в день референдума хрупкое единство нации. Как известно, все прежние попытки найти такую персону провалились. Ни один из чеченских лидеров последних лет не сумел объединить клановое общество. Неоднозначно отношение в республике и в Кремле и к нынешнему главе администрации, в свое время успешно воевавшему против федерального центра. Хотя он и продемонстрировал лояльность В.Путину, но нет гарантии того, что в определенной ситуации вновь не поменяет своих взглядов. Среди чеченцев у А.Кадырова много врагов, считающих его предателем или, напротив, скрытым бандитом. В целом наблюдатели не исключают в предвыборный период обострения борьбы между чеченским кланами, почти каждый из которых будет выдвигать своего кандидата. По оценкам, их количество может достичь сорока. Почти непременным считается участие в борьбе У.Джабраилова, А.Аслаханова, М.Сайдуллаева, Б.Гантамирова и даже Г.Трошева как «русской альтернативы». А так как главными средствами решения серьезных вопросов в Чечне за последние годы стали автомат и взрывчатка, то политические противоречия вполне могут перерасти в военные. Следовательно, до настоящего мира в республике еще далеко не только в связи хозяйственной разрухой и сохранением боевиков, скрывающихся в горах, но и из-за вероятного обострения отношений между группировками, включившимися в борьбу за власть и ресурсы.
Н.Новоселов