Готовы ли мы к «гражданскому обществу»?

Готовы ли мы к «гражданскому обществу»?

В Санкт-Петербурге 17-19 апреля 2003г. состоится уже III Российский научно-общественный форум «Формирование гражданского общества». @ На этот раз форум посвящен одной из никак не желающих решаться проблем – взаимоотношениям государства и гражданского обществе в деле реформы местного самоуправления в России. Организатором форума традиционно выступает Санкт-Петербургский государственный университет, поддержку оказывают Администрация президента РФ и обе палаты российского Федерального собрания.
В повестке дня Форума заявлены экспертные комитеты по следующим направлениям:
- Гражданское общество, самоуправление и государство в историческом времени. (Секция: Ценности демократического общества, формирование гражданской структуры и местное самоуправление).
- Природная рента и ее использование в интересах граждан России: федеральный закон и местное самоуправление. (Секция: Качество жизни населения, муниципальная политика и эффективность деятельности органов местного самоуправления).
- Формирование молодежных гражданских организаций и их взаимодействие с местным самоуправлением. (Секция: Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти. Что изменится в результате реформы?).
Отдавая должное последовательности и активности ректора и преподавательского коллектива Санкт-Петербургского университета, вновь и вновь заставляющих политиков и ученых, государственных мужей и собственных студентов размышлять над самой проблемой «гражданственности», над сложными правилами взаимодействия в триаде человек-общество-государство, не могу не отметить два малоприятных момента.
Еще с конца перестроечных времен, а особенно активно с начала 90-х годов, часто по «подсказке» зарубежных консультантов, у нас многие и многие занялись «проблемами гражданского общества в России». Назову только некоторые виды и формы таких занятий: действуют Институт проблем гражданского общества, Академия «Гражданское общество» и Межрегиональный фонд «За гражданское общество»; Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) вместе с зарубежными благотворительными фондами и даже посольствами зарубежных стран в России проводит постоянно конкурсы «Гражданское общество»; создан Общероссийский союз общественных объединений, работающих в интересах детей России «Гражданское общество – детям России»; организуются конференции типа: «Зеленое движение и гражданское общество»; существуют Школы Гражданского общества, например, в Новосибирске; действуют специальные интернетовские сайты и т.п.
Казалось бы, за более чем 10 лет этой разносторонней деятельности должны были привиться в обществе, особенно в молодой его части, такие фундаментальные ценности «гражданского общества», «гражданственности» как человеческое достоинство, ответственность, самодеятельность, инициатива, самоуправление. Но если и есть подвижки в этом направлении – они мизерны.
Мы радостно движемся не к «гражданскому обществу», готовому к равноправным партнерским отношениям с государством, к разумному распределению между государством и собой ответственности за себя и за страну, к жесткому и юридически грамотному отстаиванию личных и общественных прав и интересов перед лицом государственных институтов и т.д.
Мы движемся к «массовому обществу» - размытому, плохо структурированному, не умеющему объединиться даже в рамках корпораций для отстаивания своих интересов, исповедующему «войну всех со всеми», а потому – легко манипулируемому столь нелюбимыми нами властями всех рангов и мастей.
Отсюда и трудности со становлением местного самоуправления. Неужели кто-то всерьез верит, что вся суть вопроса в «нераспределенности функций» и отсутствии средств на местах? А если вновь отодвинутый практически на осеннюю думскую сессию (а значит, скорее всего, на 2004 год) пакет законов по реформе федеративных отношений и местного самоуправления (наработки комиссии Д.Козака) будет все-таки принят, у нас что немедленно появится «местное самоуправление»? Кто будет «самоуправлять»? Очередные чиновники? Готовы ли мы сами, каждый в своем доме, дворе, поселке, микрорайоне и т.д. взять власть в свои руки, выдавая чиновникам лишь задания по материально-финансовому и иногда организационному обеспечению наших собственных начинаний?
А готовы ли мы на предстоящих выборах действительно ВЫБИРАТЬ, а потом еще и спрашивать с избранников не словесные отчеты, а конкретные дела?
Если нет, то все разговоры о «гражданском обществе» – это просто красивая и пока еще модная оболочка, которой мы прикрываем свое неумение и, главное, нежелание становиться ГРАЖДАНАМИ.
Для справки. Как объясняют разработчики действующей у нас Конституции, при подготовке Конституции РФ 1993 г. предлагалось включить в нее раздел “Гражданское общество”. Это означало бы, однако, подчинить складывающиеся в сложный переходный период новые общественные отношения заранее предустановленной регламентированной схеме. Отказавшись от такого подхода, Конституция вместе с тем закрепила в первых двух главах (“Основы конституционного строя” и “Права и свободы человека и гражданина”) основные условия и предпосылки, необходимые для формирования новой экономической системы и гражданского общества в целом: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод, в том числе обеспечивающих свободу экономической деятельности, свободу труда, активность различного рода общественных объединений, государственное покровительство семье и другим нуждающимся в таком покровительстве институтам гражданского общества.
Так что в нашей Конституции понятия «гражданское общество» просто нет!

Л.Вартазарова
Оценить статью
(0)