Раскол не до конца?

Раскол не до конца?

На одном из самых коротких современных саммитов – брюссельском, лидеры четырех стран Евросоюза - Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга @ - призвали к созданию единого командного @ центра по вопросам европейской обороны, который будет координировать деятельность сил быстрого реагирования Евросоюза. Объединяет участников саммита негативное отношение к закончившейся военной операции США в Ираке и стремление противопоставить американскому диктату в Европе собственную политическую волю.
"С целью улучшения средств командования и управления, которые имеются в распоряжении Евросоюза и НАТО, министры обороны наших четырех стран предпримут необходимые шаги по созданию не позднее 2004 года штаб-квартиры многонациональных сил реагирования для проведения совместных операций. Она создается на базе существующих командных центров сил реагирования", - говорится в совместном заявлении. В нем также содержится призыв ко всем членам ЕС, в том числе и к недавно присоединившимся, войти в состав участников сил быстрого реагирования. Принятое решение, имеющее, по словам президента Франции Жака Ширака, "фундаментальный характер стратегического трансатлантического партнерства", отличается от первоначально высказанной Бельгией идеи о создании командного центра без участия НАТО. Однако и в смягченном виде оно, безусловно, раздражает США и Великобританию, которые неоднократно высказывались против какого-либо дублирования функций Североатлантического альянса. Заявление же министра иностранных дел Франции Доминика де Вильпена, призвавшего к созданию сильной Европы, которая сможет выступать единым фронтом по важным вопросам и быть противовесом Соединенным Штатам, прозвучало весьма однозначно.
В то же время, четыре страны-участницы саммита подчеркнули, что проведенная встреча не являлась антиамериканской. Однако неучастие в этой встрече европейских стран, поддержавших войну, прежде всего, Великобритании, породило у наблюдателей предположения о том, что этот саммит может лишь углубить раскол в Европе. Многие из них сходятся во мнении, что значимая европейская оборонительная политика сможет появиться лишь при участии Великобритании.
Как отмечает ВВС, брюссельский саммит не посетили верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана и представители Греции, которая сейчас президентствует в Евросоюзе. А премьер-министр Великобритании Тони Блэр, комментируя его итоги, заявил: "Ни мы, ни остальная Европа, не примем того, что может подорвать основы НАТО или противоречить основным принципам европейской безопасности, которые мы выработали". Аналогичные точки зрения высказали руководители Италии, Испании и Нидерландов.
С критикой брюссельской встречи выступила и германская оппозиция, назвав ее "саммитом тех, кто проиграл войну на дипломатическом фронте". Петер Хинце, эксперт фракции ХДС/ХСС по вопросам европейской политики, заявил в интервью Deutsche Welle: "Я считаю, что этот саммит проблематичен потому, что на него не приглашены все те, кто готов участвовать в совместном обсуждении, а представляет собой лишь небольшой клуб противников Америки. Поэтому я за то, чтобы вместо него была бы созвана большая встреча всех друзей НАТО, кто готов участвовать в совместной дискуссии на европейском уровне по поводу того, как можно улучшить политику в области безопасности и обороны ЕС."
По мнению оппозиции, Германии следует не заключать новые альянсы, а обсуждать политику безопасности совместно со всеми странами ЕС, при том так, чтобы не вызвать впечатления, будто бы ЕС хочет использовать свою политику в области обороны, чтобы создать конкуренцию НАТО.
Федеральное правительство Германии отвергло эти обвинения. "Это открытый процесс, что неоднократно подчеркивал федеральный канцлер, он не направлен против кого-либо. Напротив, его цель в том, чтобы укрепить европейскую составляющую в рамках трансатлантического альянса и Евросоюза", - заявил министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.
Министерства обороны четырех стран намерены создать Штаб многонациональных вооруженных сил не позднее 2004 года, в его составе будет 60 тысяч человек. Первая военная миссия ЕС началась в марте, когда Евросоюз принял из рук НАТО ответственность за миротворческую операцию в Македонии.
Оценить статью
(0)