ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Будет ли ООН играть центральную роль в восстановлении Ирака?

Будет ли ООН играть центральную роль в восстановлении Ирака?

Стремление легитимизировать вторжение в Ирак вопреки Совету Безопасности и приступить к реализации иракской нефти побудило США @ призвать ООН немедленно снять экономические санкции с Багдада и возобновить программу «Нефть в обмен на продовольствие».
В самом начале 90-х годов прошлого столетия СБ ООН принял ряд резолюций, осуждающих иракскую аннексию Кувейта и обязывающих Ирак разоружиться под контролем инспекторов ООН. Во исполнение этих решений к Ираку были применены санкции ООН, ограничивающие его политические, экономические и военные права. Однако С.Хусейн эти резолюции не выполнил. Более того, с 1998 года он их полностью саботировал, а инспекторов ООН выгнал из страны. Благодаря решительной позиции США инспекции ООН в Ираке возобновились только в конце прошлого года. Однако СБ ООН не смог предотвратить военные действия США и их союзников против Ирака. Современное международное право оказалось бессильным.
Комментируя требования об отмене санкций против Ирака, пресс-секретарь Белого дома А.Флейшер заявил, что, поскольку именно «США и коалиция взяли на себя ответственность за уничтожение иракского оружия массового поражения», то Совету Безопасности ООН теперь не обязательно отменять санкции против Багдада только после того, как будет подтверждено отсутствие ОМП на территории этой страны. «Белый дом убежден, что, поскольку С.Хусейн ушел в историю, в историю должны уйти и санкции против Ирака», считает пресс-секретарь. В настоящее время войска коалиции уже ведут поиск оружия массового поражения, заявил А.Флейшер, а потому возвращение инспекторов ООН в Ирак является излишним.
Снять экономические санкции с Ирака призвал ООН и президент США Дж.Буш, по заявлению которого, это поможет «восстановить нормальные экономические отношения этой страны с глобальной экономикой».
На самом деле, отмена санкций позволит США установить легальный контроль над иракской нефтью и избежать крупномасштабной гуманитарной катастрофы, инициированной войной против Ирака.
Между тем только Совет Безопасности может отменить санкции, которые он ввел против Багдада около 13 лет тому назад. И это позволит России, Франции, Германии и др. странам обеспечить «центральную роль ООН» в процессе постконфликтного урегулирования в Ираке и сохранить свои права на ранее заключенные контракты и восстановительные работы в этой стране. К тому же, в соответствии с принятой в прошлом году резолюцией 1441, санкции могут быть сняты лишь после того, как ООН убедится в отсутствии у Ирака оружия массового уничтожения. А заключение по этому вопросу как раз и должны сделать инспекторы ООН во главе с Х.Бликсом после завершения своей работы в Ираке.
И это важно еще и потому, что Х.Бликс ставит под сомнение наличие ОМУ в Ираке и правдивость ранее представленных Вашингтоном в ООН разведывательных сведений, якобы подтверждающих их возможное производство.
В то же время посол США в РФ А.Вершбоу, выступая на пресс-конференции в Москве 16 апреля с.г., высказался в адрес СБ ООН - «Неудачно проявляет себя в решении иракского кризиса» и выразил надежду, что эти страны (включая Россию) извлекут соответствующий уроки из этого опыта, и что впоследствии обеспечат возвращение единства в эту организацию. По его мнению, роль ООН в послевоенном Ираке будет заключаться в основном в предоставлении гуманитарной помощи Ираку, а в более долгосрочной перспективе в создании условий для проведения всеобщих выборов.
Между тем о важности решения иракской проблемы для мирового сообщества говорит тот факт, что этот вопрос в середине апреля рассматривался в ООН всеми государствами, пожелавшими принять участие в ее обсуждении. Выступили представители почти 70 стран. В настоящее время рассматривается вопрос о созыве Генассамблеи с той же повесткой дня.
Совет Безопасности, который начал рассмотрение американских предложений 22 апреля с.г., санкций в отношении Ирака пока не отменил, а программу «Нефть в обмен на продовольствие» продлил лишь до 3 июня с.г.
По заявлению министра иностранных дел РФ И.Иванова, в СБ ООН сейчас «рассматривается возможность временной приостановки санкций в отношении товаров, которые могут быть использованы в интересах решения гуманитарных проблем в Ираке». Он также сообщил, что подавляющее большинство государств разделяет такой подход, поэтому «сейчас важно выйти на соответствующее решение». Что касается вопроса о полной отмене санкций, то, по словам министра, он должен «решаться самостоятельно – на основании тех резолюций СБ ООН, которые были приняты ранее».
Несмотря на требование всех 15 членов Совета Безопасности о том, чтобы инспекторы ООН присоединились к американским экспертам по разоружению, США эту позицию проигнорировали. А Пентагон бесцеремонно заявил: обойдемся своими инспекциями, американскими. Великобритания, Франция, Германия и Испания еще накануне саммита Евросоюза в Афинах 16-17 апреля с.г. неожиданно для многих согласовали «единый подход» к проблеме Ирака, оставив в стороне бесплодные споры о легитимности военной операции. Более того, «четверка» предложила проект совместного заявления, в котором подчеркивается, что ООН должна играть центральную роль в восстановлении Ирака.
Несмотря на жесткий подход США, согласных лишь на «важную роль» ООН, Великобритания продолжает придерживаться заявленной позиции. Что касается Франции, то, видимо, не выдержав напора и угроз США, она решила смягчить свою позицию по иракской проблеме. В частности, представитель Франции предложил, чтобы инспекторам ООН было дано разрешение работать вместе с американскими поисковыми группами, сформированными из сотрудников ЦРУ, Пентагона и ФБР. Кроме того, он призвал приостановить действие экологических санкций в отношении Багдада, а также предложил временно сохранить под контролем ООН программу «Нефть в обмен на продовольствие».
Представитель России при ООН С.Лавров повторил прежние требования Москвы о том, чтобы инспекторы ООН представили отчет относительноОМУ: «Позвольте инспекторам вернуться в Ирак и увидеть все самим. После этого санкции будут сняты».
Изложенные выше мнения пока лишь отражают позиции большинства постоянных членов СБ. Однако окончательно все прояснится только после того, как станет известным текст проекта резолюции, который США внесут в СБ ООН. Даже при благоприятном для США процессе формирования снятия санкций потребует не менее 3-4 месяцев. Безусловно, ограничение обсуждений в ООН вопросами оказания лишь гуманитарной помощи иракскому гражданскому населению, на чем настаивают США, на деле ведет к самоустранению организации от решения более широкой проблемы. В частности, для России и ряда других стран было бы целесообразно создание в Ираке переходного правительства, которое опиралось бы на международную администрацию, имеющую мандат Совета Безопасности ООН. Однако воплощение такого пожелания в жизнь в ближайшее время вряд ли возможно, поскольку уже сейчас официальные лица США заявляют о перспективе длительного пребывания американских вооруженных сил в Ираке.
Первые итоги обсуждения возможностей урегулирования иракской проблемы показали, что в СБ ООН все еще сохраняются серьезные разногласия не только по принципиальным вопросам, но и о роли и месте самой организации в урегулировании подобных кризисных ситуаций. Особенно принципиальное значение придается США вопросу об участии международных инспекторов в поиске средств ОМУ в Ираке. Как уже отмечалось выше, США категорически настаивают на том, что поиск ОМУ в Ираке должен проводиться исключительно силами американцев. Более того, официальные лица США уверены в том, что они обязательно найдут такое оружие. И в этом утверждении есть определенный резон, если учесть, что нынешний шеф Пентагона Д.Рамсфелд 20 декабря 1983 года во время своего визита в Багдад и личной встречи с С.Хусейном согласовал поставки в Ирак из США штаммов сибирской язвы, бубонной чумы, бактерий, вызывающих газовую гангрену и ботулизм, а также инсектицидов. При этом в Госдепе, в ЦРУ и в Белом доме совершенно не интересовались, хотя и наверняка предполагали, как будет использовать Саддам американскую продукцию. Это вселяет уверенность в положительном исходе поиска ОМУ в Ираке. Тем более что это так необходимо США для доказательства мировому сообществу легитимности и обязательности военных действий против Ирака.
С учетом вышеизложенного весьма любопытно высказывание одного из самых влиятельных и успешных политических консультантов Америки Дика Морриса. Он, в частности, заявил, что ООН устарела и после иракской войны она мертва. «Глобальные вопросы теперь решаются не в ООН, а в Овальном кабинете Белого дома. Мы приглашаем Россию, равно как и Тони Блэра, вместо того чтобы зацикливаться на Европе, роль которой в мире будет угасать, посмотреть широким взглядом на мир… У вас вообще есть сомнение, что мы найдем в Ираке оружие массового поражения? Что мы найдем там секретные лаборатории? Что мы докажем, что Хусейн был на пороге создания ядерного оружия? Мы все найдем и все докажем. Оправдание этой войны станет подавляющим и очевидным».
Скорее всего, будет так, как считает Д.Моррис: и оружие массового поражения найдут в Ираке, и главные решения по его восстановлению будут приниматься не в ООН, а в Овальном кабинете Белого дома.

Д.Рудян
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту