О правах и свободах под бомбами

О правах и свободах под бомбами

Не успели представители следственной бригады, расследующей теракт в чеченском селе Знаменское 12 мая, в результате которого погибли 59 человек и 200 были ранены, высказать мудрую мысль о том, @ что этот теракт по сценарию очень похож на взрыв в Саудовской Аравии, где также был взорван автомобиль, начиненный взрывчаткой, за рулем которого находились шахиды-смертники, на основании чего можно сделать вывод, что оба теракта разрабатывались в одном международном центре терроризма, как в Чеченской республике вновь раздался взрыв.
14 мая в селении Илисхан-Юрт Гудермесского района во время религиозного праздника подорвала себя женщина-камикадзе. Вместе с ней распрощались с жизнью по меньшей мере 14 человек и около 100 были ранены. Взрыв произошел в нескольких метрах от присутствовавшего на празднике называющего себя и.о. президента главы администрации Чечни Ахмада Кадырова, что позволяет предположить, что теракт был направлен против него.
Сам Кадыров после серии майских терактов, правда, уже не настаивает на том, что в республике установился мир и порядок. Однако имена заказчиков последних терактов называет без запинки – А.Масхадов, Ш.Басаев. Организатором теракта в Знаменском следственные органы называют некоего Валида - гражданина Саудовской Аравии, который в свое время сменил на посту координатора преступной деятельности на территории Чечни уничтоженного Хаттаба и ныне связан с «Аль-Каидой». До «Аль-Каиды» же, как известно, не могут добраться даже вооруженные до зубов американцы. Таким образом, предотвращение терактов в Чечне становится делом совершенно безнадежным. А утверждение министра РФ по делам Чечни Станислава Ильясова о том, что в Чечне нет войны, а есть борьба против международного терроризма, звучит и вовсе риторически. На этом фоне рассуждения многих нынешних чеченских руководителей о судьбоносной роли прошедшего в республике референдума выглядят довольно блекло. Например, спецпредставитель президента России по правам человека в Чеченской республике Абдул-Хаким Султыгов, выступая 13 мая в Берлине на "круглом столе" на тему "Россия: чеченский вопрос - история и современность", назвал прошедший референдум "восстановлением прав и свобод чеченского народа впервые на протяжении всей его истории". Пока же, судя по последним событиям, чеченские власти, и, прежде всего, Кадыров, не могут гарантировать главное человеческое право – на жизнь. О каком «праве народа решать свою судьбу» после этого можно говорить?
Очень показательный опрос провела в начале мая социологическая служба "Валидата". Согласно его результатам, около 50% респондентов считают, что федеральная власть почти ничего не делает для улучшения обстановки в Чечне (!). По мнению 35% опрошенных, госчиновники пытаются в лучшую сторону изменить ситуацию в республике.
Что же касается недавно прошедшего референдум по конституции, то, как показал опрос, он слабо повлиял на отношение населения Чечни к ситуации в республике. 52% респондентов заявили, что в последнее время чеченская действительность почти не изменилась. 32% считают, что положение нормализуется.
Накануне референдума социологи выяснили, что около 70% населения республики считали, что Чечня должна быть в составе России. Наибольшее число сторонников вхождения в Россию наблюдалось среди старшей возрастной группы, наименьшее – среди молодежи. В то же время, по результатам проведенного опроса, в среднем каждый пятый житель республики назвал себя сторонником суверенитета. Эта цифра, конечно, серьезной угрозы не представляет, однако вполне очевидно свидетельствует о том, что к единому мнению относительно будущего государственного устройства республики чеченский народ вряд ли придет. А значит, конфликты и противостояние будут продолжаться.
Особая тема – чеченские беженцы. В ходе проведенного организацией "Врачи без границ" в конце апреля опроса 3209 семей общей численностью в 16 499 человек, проживающих в палаточных лагерях и у родственников и знакомых в Ингушетии, 98% из них заявили, что не намерены возвращаться в Чечню. 93% признались, что опасаются за свою безопасность - их тревожат возможность ареста, продолжающееся вооруженное противостояние между федеральными войсками и чеченскими боевиками; многим неясно, где они стали бы жить, если бы захотели вернуться. В отчете правозащитников говорится: "Очевидно, что люди возвращаются в Чечню против их воли, подчинившись гигантскому давлению и не имея выбора". В ответ на обвинения "Врачей без границ" российских властей в сильном давлении на чеченских беженцев с целью заставить их вернуться в Чечню Султыгов заявил, что данные опроса были сфальсифицированы. Однако факты говорят сами за себя - по данным Комиссариата ООН по делам беженцев, в лагерях чеченских беженцев в Ингушетии сегодня проживают около 91,7 тыс. человек. В январе их было 102 тыс.
В день взрыва в Знаменском президент В.Путин подписал распоряжение об образовании специальной рабочей группы, которая займется подготовкой договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чечней. Его целью по иронии судьбы определено «укрепление общественного согласия в Чеченской Республике». Срок, выделенный рабочей группе для подготовки проекта договора, - до 1 октября 2003 г. А там и выборы президента Чечни не за горой – они пройдут одновременно либо с федеральными парламентскими, либо с президентскими…
Кадыров, мечтающий избавиться от приставки и.о. и считающий себя главным претендентом на этот пост, хотел бы избираться в марте будущего года – вместе с Путиным. Так ему проще и дешевле. Однако не получит ли Москва в результате новый очаг сепаратизма, эксперты спрогнозировать затрудняются. Позиции остальных претендентов – а их, по экспертным оценкам, может быть до 40 человек, выяснить еще сложнее. Хотя уже сейчас очевидно – противники действующей чеченской власти, а оппонентов у Кадырова много, наверняка выставят своих кандидатов на президентский пост и постараются воспользоваться удобной возможностью для того, чтобы изменить ситуацию в республике.
Оценить статью
(0)