Принцесса крови

Дочь великого князя Павла Александровича Романова от маргинального брака, кузина русского самодержца Николая II, Наталья Палей. “Она была восторженно красива”, - сказал бы о ней поэт Игорь Северянин, а современники считали, что “ее внешность таила такую же загадку, как и лицо Греты Гарбо, ею восхищались и ей подражали парижанки”.
Наталье Палей выпала трагическая участь быть всегда в изгнании. Она родилась 5 декабря 1905 года в Булонь-сюр-Сен, в предместье Парижа, где жила ее семья, покинувшая Россию, Николай II не принял брака своего дяди, лишил его всех военных регалий, запретил въезд в Россию. Опала была снята только в 1914 году. А через четыре года их обоих - и дядю, и племянника - ждала одна судьба: “Безумье миром овладело”, - напишет брат Натальи поэт князь Владимир Палей. В то счастливое время, когда они жили в Париже, в спальне матери княгини Ольги Валериановны Палей стоял клавесин Марии Антуанетты из Малого Трианона. Кто знал, что это знак, предвестье “предсмертной тишины”. Большевики казнили и императора, и его августейшего дядю, и князя Владимира Палей, и других членов царской семьи и их близких.
Княгиня Палей вместе с дочерьми (старшей Ириной и младшей Натальей) сумела эмигрировать в Париж.
Наталья Палей разделяла мнение своей сестры великой княгини Марии Павловны, дочери Павла Александровича от первого брака, что “старая Россия прекратила существование и никогда не будет восстановлена”, а потому надо жить, надо работать. И сестры работают в доме “Китмир”, основанном Марией Павловной. Там Наталья познакомится со своим мужем кутюрье Люсьеном Лелонгом. После развода с ним она уезжает в Америку, сотрудничает с Валентиной Саниной, знаменитой русской красавицей и модельером.
1940-й год. Мир в огне Второй мировой войны, а Наталья... Ее метущаяся, неугомонная душа не знает покоя.

Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо...
(И. Северянин)

Немецкий журналист и писатель Вильгельм фон Штернбург увидел в ней “красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело - египетская кошка”. И понял, в такую “можно влюбиться и после Пумы”. Пума... Так звали Марлен Дитрих, а влюбленный - писатель Эрих Мария Ремарк.
Наталья Павловна, прелестная, стройная, загадочная, потеснила в его сердце холодно прекрасную Дитрих. Любовь была длительной (11 лет!) и мучительной. Ремарк называл любимую “лучиком света среди кукол и обезьян”, писал ей нежные письма. Встречи были бурными, страстными и часто заканчивались ссорами. После окончания войны они возвращаются в Европу, селятся в швейцарском доме Ремарка на озере Маджоре. Однако Наталья не приспособлена к “оседлой” жизни. Она постоянно в разъездах, того требует и ее профессия манекенщицы. Наталья так же сложна, как и Марлен, но ее русская загадочность сладостна. Однако Ремарк устает от нее, как устал когда-то от Пумы. А “египетская кошка” не собирается убирать коготочки. Узнав о встрече с Марлен, грозит покинуть его. Увы, покинул он. Встреча с актрисой Полетт Годар в апреле 1951 года решила их судьбу. Прежние экзотические возлюбленные Ремарка не могли подарить тепло и покой. Это стало под силу только Полетт Годар.
Наталья Палей стоически приняла решение Ремарка. Ее красота, сводившая с ума мужчин, постепенно увядала. Как Грето Гарбо, как Марлен Дитрих, она выбрала добровольное заточение в своей нью-йоркской квартире. Даже с сестрой Ириной общалась только по телефону.
Наталью Палей похоронили в 1981 году на кладбище в Нью-Джерси. Ее последними словами были слова аристократки: “Хочу умереть с честью”.

Анна БЕЗЕЛЯНСКАЯ
Оценить статью
(0)