Новый текст резолюции по Ираку готов для того, чтобы быть рассмотренным на заседании Совета Безопасности ООН. @ В окончательную редакцию этого документа, как заявил представитель США при ООН Джон Негропонте, внесены серьезные поправки, которые были предложены членами Совбеза в ходе обсуждения нового текста резолюции. Консенсус достигнут по главному вопросу - после падения режима Саддама Хусейна в восстановлении местных органов власти наряду с представителями США и Великобритании будет работать специальный посланник ООН, у которого, как подчеркивает Негропонте, «будет самостоятельное поле деятельности».
Кроме того, Совет Безопасности может вернуться к пересмотру функций международных инспекторов, однако пока США намерены вести поиск иракского ОМУ самостоятельно. Неизменными в проекте остались позиции об организации ООН гуманитарной помощи Ираку и принцип поэтапного снятия режима санкций, однако его сроки продлены с 4 до 6 месяцев. После этого Ирак получит возможность самостоятельно экспортировать добытую нефть, полученные средства будут потрачены на восстановление страны. Согласно тексту новой резолюции, страны-кредиторы не должны требовать от Ирака выплаты долгов до конца 2007 года.
Судя по всему, старания Америки вознаградятся: голосование по новой резолюции может состояться уже в среду, в результате чего этот документ может быть членами Совбеза одобрен. По крайней мере, министр иностранных дел России И.Иванов и канцлер ФРГ Г.Шредер уже заявили о готовности прийти к взаимоприемлемым решениям о принятии новой резолюции.
Тем временем в самих США высокопоставленные чиновники все чаще высказывают недовольство темпами восстановления Ирака и тем, как эта тема освещается средствами массовой информации. По информации Voice of America, в частном порядке официальные лица признают, что ситуация в Ираке не столь удовлетворительна, как ожидалось после окончания войны. За месяц оккупации по стране пронеслась волна грабежей и мародерства. Работа многих коммуникационных служб - таких, как подача электроэнергии и водоснабжение, восстановлена лишь частично. Экономика в застое. Патрик Бэшэм, старший сотрудник Института Катона в Вашингтоне, считает, что администрации Буша следует принять энергичные меры: «Все это делается в основном потому, что для администрации Буша все сообщения прессы из Ирака граничат с унижением. Создается ощущение, что реконструкция в Ираке идет не лучшим образом. И Белый дом решил, что, как минимум, надо произвести перестановки». Речь идет о замене офицера высокого ранга гражданским администратором и смещении ряда других членов гражданского руководства, которые, по замыслу администрации Буша, должны ускорить послевоенное восстановление страны.
Некоторые аналитики возлагают вину за послевоенный хаос на плохое планирование американцами восстановительных работ. По мнению других, ошибка кроется не в планировании, а в том, как осуществляются эти планы. Так, Роберта Коэн из отдела внешней политики научно-исследовательского института Брукингса призналась, что США опасались, что временная оккупация Ирака будет восприниматься как колониальный захват. «А это, - говорит она, - привело к настолько осторожным действиям американцев в Ираке, что они выглядели скорее робкими, нежели убедительными... На мой взгляд, Соединенные Штаты стали очень неохотным оккупантом. Они не проявили должную власть. И все начинают видеть, что в стране творится хаос. Кое-кто из иракцев начинает управлять городами, то есть они делают то, что должны делать оккупационные власти. Стало ясно, что группа руководителей, которую мы туда направили, оказалась не столь эффективной, как ожидалось. Вот чем объясняются все эти перестановки». Однако эксперты отмечают, что назначение гражданским администратором в Ираке на место отставного генерала Джея Гарнера бывшего сотрудника государственного департамента Пола Бремера является всего лишь началом более широких кардинальных перестановок, коснувшихся многих - в основном высокопоставленных - сотрудников гражданской администрации США в Ираке. В числе тех, кто будет смещен, - Барбара Бодин, бывший американский посол, в обязанности которой входило наблюдение за реконструкцией в районе Багдада.
По мнению Коэн, Бремер и его новая команда должны действовать более решительно: «Администрация назначила человека с репутацией, как говорится, «жесткого парня». Если это означает, что он проявит большую готовность пользоваться своей властью, то это, вероятно, очень хорошо». Пол Бремер прибыл в Ирак в понедельник. Ожидается, что его предшественник, генерал Гарнер, вернется в США после передачи дел, которая займет всего лишь одну или две недели.
В то же время произведенные перемены воспринимаются многими как часть более широкого явления - соперничества между военными из Пентагона и дипломатами из госдепа. Военные, выигравшие войну, взяли на себя также и контроль над восстановлением страны. Патрик Бэшем из Института Катона говорит, что назначение Бремера на место генерала Гарнера в некотором роде является попыткой умиротворить оба лагеря. «Я думаю, все дело в том, что министр обороны Доналд Рамсфелд и его заместитель Пол Вулфовиц хотели, чтобы лица, которым они больше всего доверяют и на которых больше всего надеются, заняли должные места, - продолжает Бэшем. - Они сильно рассчитывали на Гарнера, но их надежды не оправдались. И поэтому выбор пал на Бремера, который пользуется доверием как в Пентагоне, так и в государственном департаменте».
Тем временем американский военный контингент в Ираке может быть увеличен – с нынешних 120 тыс. военнослужащих США еще на 15- 20 тыс. На американских военных базах вблизи Ирака и на военных кораблях, находящихся в Персидском заливе, в общей сложности находятся около 310 тыс. солдат, моряков и офицеров. Министерство обороны США, как сообщил Washington ProFile, до сих пор не пришло к выводу, какой военный контингент должен находиться в Ираке. Очевидно, что от решения этого вопроса будут зависеть не только многие восстановительные процессы, но и моральный климат в стране.
Кроме того, Совет Безопасности может вернуться к пересмотру функций международных инспекторов, однако пока США намерены вести поиск иракского ОМУ самостоятельно. Неизменными в проекте остались позиции об организации ООН гуманитарной помощи Ираку и принцип поэтапного снятия режима санкций, однако его сроки продлены с 4 до 6 месяцев. После этого Ирак получит возможность самостоятельно экспортировать добытую нефть, полученные средства будут потрачены на восстановление страны. Согласно тексту новой резолюции, страны-кредиторы не должны требовать от Ирака выплаты долгов до конца 2007 года.
Судя по всему, старания Америки вознаградятся: голосование по новой резолюции может состояться уже в среду, в результате чего этот документ может быть членами Совбеза одобрен. По крайней мере, министр иностранных дел России И.Иванов и канцлер ФРГ Г.Шредер уже заявили о готовности прийти к взаимоприемлемым решениям о принятии новой резолюции.
Тем временем в самих США высокопоставленные чиновники все чаще высказывают недовольство темпами восстановления Ирака и тем, как эта тема освещается средствами массовой информации. По информации Voice of America, в частном порядке официальные лица признают, что ситуация в Ираке не столь удовлетворительна, как ожидалось после окончания войны. За месяц оккупации по стране пронеслась волна грабежей и мародерства. Работа многих коммуникационных служб - таких, как подача электроэнергии и водоснабжение, восстановлена лишь частично. Экономика в застое. Патрик Бэшэм, старший сотрудник Института Катона в Вашингтоне, считает, что администрации Буша следует принять энергичные меры: «Все это делается в основном потому, что для администрации Буша все сообщения прессы из Ирака граничат с унижением. Создается ощущение, что реконструкция в Ираке идет не лучшим образом. И Белый дом решил, что, как минимум, надо произвести перестановки». Речь идет о замене офицера высокого ранга гражданским администратором и смещении ряда других членов гражданского руководства, которые, по замыслу администрации Буша, должны ускорить послевоенное восстановление страны.
Некоторые аналитики возлагают вину за послевоенный хаос на плохое планирование американцами восстановительных работ. По мнению других, ошибка кроется не в планировании, а в том, как осуществляются эти планы. Так, Роберта Коэн из отдела внешней политики научно-исследовательского института Брукингса призналась, что США опасались, что временная оккупация Ирака будет восприниматься как колониальный захват. «А это, - говорит она, - привело к настолько осторожным действиям американцев в Ираке, что они выглядели скорее робкими, нежели убедительными... На мой взгляд, Соединенные Штаты стали очень неохотным оккупантом. Они не проявили должную власть. И все начинают видеть, что в стране творится хаос. Кое-кто из иракцев начинает управлять городами, то есть они делают то, что должны делать оккупационные власти. Стало ясно, что группа руководителей, которую мы туда направили, оказалась не столь эффективной, как ожидалось. Вот чем объясняются все эти перестановки». Однако эксперты отмечают, что назначение гражданским администратором в Ираке на место отставного генерала Джея Гарнера бывшего сотрудника государственного департамента Пола Бремера является всего лишь началом более широких кардинальных перестановок, коснувшихся многих - в основном высокопоставленных - сотрудников гражданской администрации США в Ираке. В числе тех, кто будет смещен, - Барбара Бодин, бывший американский посол, в обязанности которой входило наблюдение за реконструкцией в районе Багдада.
По мнению Коэн, Бремер и его новая команда должны действовать более решительно: «Администрация назначила человека с репутацией, как говорится, «жесткого парня». Если это означает, что он проявит большую готовность пользоваться своей властью, то это, вероятно, очень хорошо». Пол Бремер прибыл в Ирак в понедельник. Ожидается, что его предшественник, генерал Гарнер, вернется в США после передачи дел, которая займет всего лишь одну или две недели.
В то же время произведенные перемены воспринимаются многими как часть более широкого явления - соперничества между военными из Пентагона и дипломатами из госдепа. Военные, выигравшие войну, взяли на себя также и контроль над восстановлением страны. Патрик Бэшем из Института Катона говорит, что назначение Бремера на место генерала Гарнера в некотором роде является попыткой умиротворить оба лагеря. «Я думаю, все дело в том, что министр обороны Доналд Рамсфелд и его заместитель Пол Вулфовиц хотели, чтобы лица, которым они больше всего доверяют и на которых больше всего надеются, заняли должные места, - продолжает Бэшем. - Они сильно рассчитывали на Гарнера, но их надежды не оправдались. И поэтому выбор пал на Бремера, который пользуется доверием как в Пентагоне, так и в государственном департаменте».
Тем временем американский военный контингент в Ираке может быть увеличен – с нынешних 120 тыс. военнослужащих США еще на 15- 20 тыс. На американских военных базах вблизи Ирака и на военных кораблях, находящихся в Персидском заливе, в общей сложности находятся около 310 тыс. солдат, моряков и офицеров. Министерство обороны США, как сообщил Washington ProFile, до сих пор не пришло к выводу, какой военный контингент должен находиться в Ираке. Очевидно, что от решения этого вопроса будут зависеть не только многие восстановительные процессы, но и моральный климат в стране.