Минфин против регионов: очередной раунд

Минфин против регионов: очередной раунд

Кто заботится о народе больше – Минфин, местные власти или депутаты? Ответ на этот вопрос можно будет получить 6 июня, когда @ в Государственной думе планируется рассмотреть в первом чтении пакет законопроектов о налоговой реформе, внесенный кабинетом министров. Самые жаркие споры вызвало предложение Минфина отменить с 1 января 2004 года налог с продаж, обеспечивающий, например, в Москве более 10% доходов города. Протестуя против минфиновских новшеств, Мосгордума 28 мая приняла обращение к президенту РФ "О проведении налоговой реформы в Российской Федерации в 2003-2005 годах", в котором подчеркивается, что налоговая реформа осуществляется в значительной степени за счет бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, а суммарные потери бюджета города Москвы, связанные с налоговой реформой, уже составляют более 100 млрд. руб. При этом адекватной компенсации на реализацию важнейших городских программ и выполнение Москвой столичных функций бюджет города не получает. “В связи с тем, что снижение налоговых доходов бюджетов субъектов РФ не сопровождается соответствующим изменением объема функций, возложенных на региональные и местные органы власти законодательством РФ, Мосгордума просит о внесении в Госдуму проекта закона, предусматривающего сохранение налога с продаж в качестве одного из важнейших региональных бюджетообразующих налогов, или направление в бюджеты субъектов Федерации доли налога на добавленную стоимость в объемах, компенсирующих доходы, выпадающие после отмены налога с продаж», - говорится в обращении к президенту, которое 28 мая подписал мэр Москвы Юрий Лужков.
Комментируя ситуацию, замминистра финансов С.Шаталов пообещал обсудить с московским руководством вопрос о финансировании столичных функций Москвы из федерального бюджета. В частности, пояснил он, федеральное финансирование столичных функций может быть рассмотрено в качестве одной из форм компенсации выпадающих доходов Москвы при отмене налога с продаж с 1 января 2004 года. Шаталов признал, что потери Москвы от отмены этого налога будут самыми большими среди всех регионов в связи с тем, что на долю столицы приходится 36% всех поступлений этого налога, поэтому чем закончатся его консультации с московским мэром Юрием Лужковым по этому вопросу, предсказать трудно. Недобор, который, по оценкам Минфина, составит 55-60 млрд. рублей, будет восполнен за счет реформирования налога на имущество, передачи регионам из федерального бюджета налога на малый бизнес и еще 25% акциза на ГСМ. Однако, как заявил Ю.Лужков, после отмены территориальных дорожных фондов Кудрин обещал возместить Москве потерянные 38 млрд. рублей, однако вернул лишь 15 млрд.
2 июня пройдет заседание по этому вопросу трехсторонней комиссии, в которую войдут представители правительства, Госдумы и Совета Федерации. Как заявил в этой связи Шаталов, нам хотелось бы сохранить решение об отмене налога с продаж неизменным". Вице-премьер, министр финансов А.Кудрин также выразил надежду, что Дума 6 июня примет закон об отмене налога с продаж в первом чтении.
Однако налог с продаж – это еще не все. Отдельный подарок Минфин приготовил нефтедобывающим регионам. Министерство финансов направило в правительство РФ перечень изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, которые повторяют предложения так называемой «комиссии Козака», год назад предложившей президенту РФ В.Путину закрепить за федеральным бюджетом 100% рентных платежей. Однако тогда поправки не прошли: регионам при внесении изменений в Налоговый кодекс удалось отстоять большую часть платежей за недра: если раньше автономные округа – ЯНАО и ХМАО - получали 30%, то после принятия поправок только 20%, если Тюменская область получала 20%, сейчас только 6,5%. Однако теперь нефтегазодобывающим регионам Минфин хочет оставить лишь 8% от налога на добычу нефти и забрать у них весь налог на добычу газа. То есть зачислять в федеральный бюджет 100% налога на добычу природного газа, 92% налога на добычу углеводородного сырья (кроме газа) – нефти, 100% роялти при СРП по газу и 92% роялти при СРП по нефти.
На Ямале подсчитали, что такие нововведения приведут к потере 15,6 млрд. рублей только в следующем году, сообщил экспертный канал «УралПолит.Ru». Не удивительно, что территории уже начали лоббистскую кампанию, направленную против поправок Минфина РФ. Как заявил губернатор ХМАО Александр Филипенко, перспектива развития Ханты-Мансийского автономного округа зависит теперь от решения руководства страны и от конъюнктуры мировых цен на нефть, которые прогнозируются в следующем году на уровне $18-19 за баррель – согласно оптимистическому прогнозу, или упадут до $13-14, что грозит серьезными последствиями как округу, так и стране. Чрезвычайно низкая стоимость барреля нефти сделает нерентабельной разработку значительного количества месторождений. «Надо уповать на то, что мировое сообщество и OПЕК обеспечат пороги цен на нефть, которые дадут округу нормально жить», - констатировал губернатор ХМАО.
По расчетам администрации Ямала, в связи с планируемым на федеральном уровне изменением налогового и бюджетного законодательства консолидированный бюджет ЯНАО также понесет значительные потери в сумме 15611 млн. рублей, что составит 40% доходов окружного бюджета. Учитывая, что налог на добычу полезных ископаемых в полном объеме относится на себестоимость продукции (работ, услуг), планируемое увеличение ставки по данному налогу приведет и к потере налога на прибыль организаций, поступающего в консолидированный бюджет автономного округа, в сумме 9881,64 млн. рублей.
В администрации Ямало-Ненецкого АО считают, что планируемая централизация налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в федеральный бюджет - беспрецедентный в мировой практике случай изъятия доходов у ресурсодобывающего региона, который обеспечивает 54% от всего объема первичных энергоресурсов страны. Власти округа подчеркивают, что такой поворот приведет к несбалансированности бюджетной системы Ямала, свертыванию финансирования долгосрочных программ, невыполнению ранее принятых бюджетных обязательств округа, сокращению расходов социального характера.
Как говорится в аналитической записке, подготовленной в администрации ЯМАО: «Сокращение бюджета региона, расположенного в Арктической зоне, не позволит осуществить своевременную подготовку к зиме объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, завоз топлива и продовольствия в районы с ограниченными сроками навигации, и приведет к росту социальной напряженности на территории автономного округа». Губернатор ХМАО Александр Филипенко считает, что федеральную концепцию «выравнивания» положения субъектов РФ надо проводить не за счет добывающих территорий, а путем стимулирования развития экономики сверхдепрессивных территорий.
Однако и это еще не все. 27 мая премьер-министр М.Касьянов поручил Минфину, МНС и МАПу оперативно разработать меры по исправлению сложившегося в I квартале 2003 г. дисбаланса в сборе акцизов на нефтепродукты в регионах РФ. На совещании был заслушан доклад министра РФ по налогам и сборам Г.Букаева о практике применения новой формы уплаты акциза на нефтепродукты, введенной с 1 января 2003 г., и результатах сбора этого акциза. В докладе было отмечено, что уровень поступлений данных платежей соответствует плановому, но при этом отмечаются серьезные региональные различия в его сборе.
Чтобы исправить ситуацию, Минфин предлагает в 2004 году увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых с 340 до 357 рублей за тонну нефти и газового конденсата, отказавшись при этом от существующей адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в пользу специфической ставки, размер которой Минфин предлагает установить на уровне 193 рубля за 1000 куб. метров природного газа.
Администрация Ямала в ответ заявила, что введение с 2004 года фиксированной ставки налога на добычу газа вместо адвалорной вызовет серьезные последствия для независимых производителей газа и пагубно скажется на стабильности обеспечения данным сырьем промышленности страны. В настоящее время на долю независимых производителей газа в Ямало-Ненецком автономном округе - основном газодобывающем регионе страны - приходится около 13% всей добычи газа. По прогнозам, в течение ближайшего десятилетия эта доля вырастет до 25%. Независимые производители разрабатывают наиболее сложные месторождения, а также месторождения, содержащие запасы так называемого «жирного» газа.
Комментируя ситуацию, эксперты отмечают, что до настоящего времени сухой отбензиненный газ был освобожден от акциза при продаже на внутреннем рынке России, что позволило начать разработку газоконденсатных месторождений, находящихся в сложных геологических условиях, и постоянно наращивать долю сухого отбензиненного газа в газовом балансе страны. Предлагаемая правительством РФ специфическая ставка на газоконденсат в размере 357 рублей за 1 тонну и на сухой отбензиненный газ в размере 193 рубля за 1000 кубометров приведет к увеличению НДПИ по газоконденсату на 25%, по сухому отбензиненному газу - в три раза. Это увеличит его себестоимость в среднем в 2,5 раза и вызовет соответствующий рост цены, указывается в аналитической записке администрации ЯНАО, в условиях, когда, с одной стороны, доступ к реализации на экспорт закрыт, а с другой - реализация на внутреннем рынке нерентабельна, независимые производители газа будут поставлены в условия, когда добывать газ из принадлежащих им месторождений будет невыгодно. Как следствие, сократится объем поставок газа в Единую систему газоснабжения России, что представляет угрозу энергетической и экономической безопасности государства.
Впрочем, с этими поправками не согласны не только независимые производители газа и власти Ямала, но и глава «Газпрома» Алексей Миллер. На состоявшейся в Москве встрече Ю.Неелов и А.Миллер пришли к выводу, что внесение таких радикальных изменений в налоговое законодательство требует более тщательной проработки и обоснования. В частности, необходимо учитывать влияние этих изменений на финансовое положение газодобывающих предприятий, а также на инвестиционную привлекательность газовой отрасли и экономическое положение регионов, в которых идет добыча нефти и газа. Учитывая все последствия, просчитанные при внесении поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, в администрации ЯНАО выработали свои предложения для сохранения социально-экономической стабильности в округе, сообщает «УралПолит.Ru».
Во-первых, предлагается сохранить действующий норматив зачисления в консолидированный бюджет округа налога на добычу полезных ископаемых по природному газу; во-вторых, - применить дифференцированный подход к установлению ставок налога на добычу полезных ископаемых по газу, в-третьих, предлагаемые изменения в законодательство вводить только после обеспечения беспрепятственного доступа независимых производителей к экспорту сырья. 28 мая Дума ЯМАО уже направила обращение в адрес президента РФ В.Путина, правительству РФ и Госдуме, в котором просит не вносить данные изменения в бюджетное и налоговое законодательство.
Оценить статью
(0)