Несмотря на прохладную погоду июня, период подготовки к избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы 2003 года @ продолжает оставаться горячим. Это вполне объяснимо: особую остроту будущей выборной кампании придало заявление президента В.Путина о возможном формировании правительства на основе парламентского большинства, сделанное им при оглашении ежегодного Послания Федеральному собранию. Поэтому задача создания такого большинства в новой Госдуме стала едва ли не основной для Кремля и основных игроков на российской политической сцене.
Сегодня, по мнению экспертов, состав нижней палаты парламента является почти оптимальным для прохождения правительственных законопроектов. При этом также сведены к минимуму конфликты между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Вместе с тем формирование правительства думским большинством фактически означает переход от президентской к парламентарной республике. В этом случае политическая раздробленность Госдумы или отсутствие там твердого большинства могут привести к частой смене правительства. А образование коалиций из фракций и депутатских групп, при прохождении каких-либо конкретных законопроектов, и их исчезновение внутри Госдумы могут происходить чаще, чем при президентской республике. Вывод напрашивается сам: сокращение количества фракций становится не только выгодным, но и необходимым. Решить задачу сформирования большинства в новой Госдуме политтехнологи Кремля, похоже, надеются с помощью партии «Единая Россия», заранее отдавая ей пальму первенства в борьбе за голоса избирателей. Для этого «единороссам» Кремль подтягивает значительные административные и материальные ресурсы, способные превратить демократическую процедуру выборов в политический моноспектакль.
Свой прогноз для политических партий, способных преодолеть заветный пятипроцентный барьер и провести своих представителей в новую Госдуму, по сути являющийся «разнарядкой», дал главный идеолог выборного законодательства председатель Центризбиркома А.Вешняков. Он предположил, что в выборах смогут участвовать не более 20 политических партий, а пятипроцентный барьер смогут преодолеть три – пять из них. Судя по результатам социологического опроса, проведённого ВЦИОМ в мае, основными победителями в думской избирательной гонке предполагаются КПРФ (28%) и «Единая Россия» (21%). За оставшиеся призовых два–три места (по Вешнякову) будут бороться другие 18 претендентов.
На решение задачи сокращения числа фракций и депутатских групп направлена и та часть рассматриваемого сейчас в Госдуме закона о выборах депутатов ГД РФ, которая посвящена избранию по одномандатным округам. В выборной кампании, после вступления нового закона в силу, вероятно, будет участвовать больше партийных кандидатов в одномандатных избирательных округах, чем было до сих пор, так как им, в отличие от беспартийных кандидатов, не придется собирать подписи или вносить избирательный залог, что высвободит ресурсы для ведения кампании. Это должно привести к тому, что количество фракций, способных влиять на законотворческий процесс, будет соответствовать числу объединений, прошедших в Думу по спискам.
Технологично выстроенная и проведённая кремлёвскими политтехнологами парламентская избирательная кампания в текущем году может иметь серьёзные политические «подводные камни». Если исходить из предполагаемых результатов думской выборной кампании, публикуемых известными социологическими центрами, то стремление Кремля сформировать думское большинство может превратить новую Госдуму в нелегитимный орган госвласти. Три–пять избирательных объединений, победивших на выборах, будут представлять интересы лишь около 50 процентов избирателей из их общего числа, пришедших к избирательным урнам. Для примера: на выборах депутатов Госдумы в 1995 году процент голосов, отданных избирателями за партии и объединения, не преодолевшие пятипроцентный рубеж, составил 45% от общего числа проголосовавших. В 1999 г. количество таких голосов сократилось до 13%. При этом в Госдумах 1995 и 1999 г.г. число депутатских фракций и объединений составляло шесть–восемь.
Вновь начинают звучать призывы к избирателям голосовать «против всех». Их идеолог известный политолог В.Гущин объявил о сформировании инициативной группы по созданию общественного движения «Против всех». Практика прошедших федеральных избирательных кампаний показывает, что за кандидата «против всех» голосуют 3–4% избирателей. Что может быть существенным довеском к тем процентам голосов избирателей, которые получат избирательные объединения, не преодолевшие пятипроцентный барьер.
Прогнозы прогнозами, а последнее слово, которое определит облик новой Госдумы, остаётся за избирателями. Мы спросили мнение посетителей нашего интернет–сайта «iamik.ru» о характере предстоящей парламентской избирательной кампании. На сайте был помещён вопрос для голосования: «Как Вы считаете, по какому принципу будет сформирован новый состав Государственной Думы?». Результаты голосования, на наш взгляд, довольно любопытны. Почти треть проголосовавших, 27%, считают, что «Думу сформируют олигархи, выступая основными спонсорами предстоящей избирательной кампании». Пятая часть - 20% - считают, что «от моего мнения всё равно ничего не зависит». Сторонники партии «Единая Россия» составляют 14% от числа проголосовавших. Они считают, что «Единая Россия» получит парламентское большинство – «эту цель Кремль реализует с помощью финансового и административного ресурса». Ещё 12% считают, что «решающее значение будет иметь мнение Администрации президента РФ». 11% проголосовавших высказывают мнение, что Дума будет сформирована «по принципу договорённости между Кремлём, правительством, губернаторами, предпринимателями и политическими лидерами». Видимо, подготовленные в политическом анализе, 12% проголосовавших считают, что «поскольку интересы всех участников политического процесса согласовать трудно, скорее всего, в Думу пройдут не менее 5–6 партий. И только 4% участников голосования считают, что «всё будет по-честному».
Мы не претендуем на эксклюзивность результатов голосования, но они подтверждают данные других социологических центров о том, что избиратели не верят в честные выборы. Сколько бы ни призывали к ним деятели СПС и других политических партий.
А.Солодов
Сегодня, по мнению экспертов, состав нижней палаты парламента является почти оптимальным для прохождения правительственных законопроектов. При этом также сведены к минимуму конфликты между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Вместе с тем формирование правительства думским большинством фактически означает переход от президентской к парламентарной республике. В этом случае политическая раздробленность Госдумы или отсутствие там твердого большинства могут привести к частой смене правительства. А образование коалиций из фракций и депутатских групп, при прохождении каких-либо конкретных законопроектов, и их исчезновение внутри Госдумы могут происходить чаще, чем при президентской республике. Вывод напрашивается сам: сокращение количества фракций становится не только выгодным, но и необходимым. Решить задачу сформирования большинства в новой Госдуме политтехнологи Кремля, похоже, надеются с помощью партии «Единая Россия», заранее отдавая ей пальму первенства в борьбе за голоса избирателей. Для этого «единороссам» Кремль подтягивает значительные административные и материальные ресурсы, способные превратить демократическую процедуру выборов в политический моноспектакль.
Свой прогноз для политических партий, способных преодолеть заветный пятипроцентный барьер и провести своих представителей в новую Госдуму, по сути являющийся «разнарядкой», дал главный идеолог выборного законодательства председатель Центризбиркома А.Вешняков. Он предположил, что в выборах смогут участвовать не более 20 политических партий, а пятипроцентный барьер смогут преодолеть три – пять из них. Судя по результатам социологического опроса, проведённого ВЦИОМ в мае, основными победителями в думской избирательной гонке предполагаются КПРФ (28%) и «Единая Россия» (21%). За оставшиеся призовых два–три места (по Вешнякову) будут бороться другие 18 претендентов.
На решение задачи сокращения числа фракций и депутатских групп направлена и та часть рассматриваемого сейчас в Госдуме закона о выборах депутатов ГД РФ, которая посвящена избранию по одномандатным округам. В выборной кампании, после вступления нового закона в силу, вероятно, будет участвовать больше партийных кандидатов в одномандатных избирательных округах, чем было до сих пор, так как им, в отличие от беспартийных кандидатов, не придется собирать подписи или вносить избирательный залог, что высвободит ресурсы для ведения кампании. Это должно привести к тому, что количество фракций, способных влиять на законотворческий процесс, будет соответствовать числу объединений, прошедших в Думу по спискам.
Технологично выстроенная и проведённая кремлёвскими политтехнологами парламентская избирательная кампания в текущем году может иметь серьёзные политические «подводные камни». Если исходить из предполагаемых результатов думской выборной кампании, публикуемых известными социологическими центрами, то стремление Кремля сформировать думское большинство может превратить новую Госдуму в нелегитимный орган госвласти. Три–пять избирательных объединений, победивших на выборах, будут представлять интересы лишь около 50 процентов избирателей из их общего числа, пришедших к избирательным урнам. Для примера: на выборах депутатов Госдумы в 1995 году процент голосов, отданных избирателями за партии и объединения, не преодолевшие пятипроцентный рубеж, составил 45% от общего числа проголосовавших. В 1999 г. количество таких голосов сократилось до 13%. При этом в Госдумах 1995 и 1999 г.г. число депутатских фракций и объединений составляло шесть–восемь.
Вновь начинают звучать призывы к избирателям голосовать «против всех». Их идеолог известный политолог В.Гущин объявил о сформировании инициативной группы по созданию общественного движения «Против всех». Практика прошедших федеральных избирательных кампаний показывает, что за кандидата «против всех» голосуют 3–4% избирателей. Что может быть существенным довеском к тем процентам голосов избирателей, которые получат избирательные объединения, не преодолевшие пятипроцентный барьер.
Прогнозы прогнозами, а последнее слово, которое определит облик новой Госдумы, остаётся за избирателями. Мы спросили мнение посетителей нашего интернет–сайта «iamik.ru» о характере предстоящей парламентской избирательной кампании. На сайте был помещён вопрос для голосования: «Как Вы считаете, по какому принципу будет сформирован новый состав Государственной Думы?». Результаты голосования, на наш взгляд, довольно любопытны. Почти треть проголосовавших, 27%, считают, что «Думу сформируют олигархи, выступая основными спонсорами предстоящей избирательной кампании». Пятая часть - 20% - считают, что «от моего мнения всё равно ничего не зависит». Сторонники партии «Единая Россия» составляют 14% от числа проголосовавших. Они считают, что «Единая Россия» получит парламентское большинство – «эту цель Кремль реализует с помощью финансового и административного ресурса». Ещё 12% считают, что «решающее значение будет иметь мнение Администрации президента РФ». 11% проголосовавших высказывают мнение, что Дума будет сформирована «по принципу договорённости между Кремлём, правительством, губернаторами, предпринимателями и политическими лидерами». Видимо, подготовленные в политическом анализе, 12% проголосовавших считают, что «поскольку интересы всех участников политического процесса согласовать трудно, скорее всего, в Думу пройдут не менее 5–6 партий. И только 4% участников голосования считают, что «всё будет по-честному».
Мы не претендуем на эксклюзивность результатов голосования, но они подтверждают данные других социологических центров о том, что избиратели не верят в честные выборы. Сколько бы ни призывали к ним деятели СПС и других политических партий.
А.Солодов