ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Пожалейте премьера, он такой хороший

Пожалейте премьера, он такой хороший

Выступая перед депутатами Госдумы 11 июня, премьер-министр РФ Михаил Касьянов с гордостью заявил, что @ реальные доходы @ населения России в первом квартале 2003 года выросли на 15,7%. Таким образом, правительству удалось обеспечить выход по реальным доходам на докризисный уровень. Знает ли премьер, что о том, что докризисный уровень по денежным доходам граждан достигнут, глава Госкомстата Владимир Соколин заявлял еще полгода назад, а еще раньше утверждало Минэкономразвития. Недавно же Госкомстат опубликовал настолько противоречивые данные о состоянии уровня жизни и доходов населения, что сразу становится ясно – каждый считает по-своему.
Итак, парадокс номер 1. Денежные доходы населения выросли за 1 квартал на 15,7%, одновременно за этот же период почти на 20% увеличилось число людей, живущих за чертой бедности – их стало на 6,3 млн. человек больше. По данным Госкомстата, доходы на одного человека ниже величины прожиточного минимума имеют сегодня 37,2 млн. россиян, то есть более четверти населения (26,1%). Однако российский прожиточный минимум до уровня, определенного МОТ как граница бедности (бедным считается тот, у кого денежные доходы в день составляют менее $2), явно не дотягивает. Из этого следует, что по международным меркам в России гораздо больше бедняков (то есть людей с ежемесячным доходом менее $60), чем хотелось бы думать правительству, определившему минимальную зарплату бюджетникам в 600 рублей.
Конкретные показатели за 1 квартал таковы: продукты в среднем подорожали на 10%, стоимость услуг выросла на 12%. Суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 мая 2003 г. составила 31783 млн. руб., что, по сравнению с 1 мая 2002 г., меньше всего на 0,6% (!). При этом задолженность из-за отсутствия собственных средств у организаций составила 28020 млн. руб., что на 101 млн. руб. (0,4%) больше, чем по состоянию на 1 мая 2002 г. В отраслях социальной сферы просроченная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из федерального бюджета увеличилась в 10 регионах (!). Из общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета в отрасли "наука и научное обслуживание" 76% приходится на организации Санкт-Петербурга (45,6 млн. руб.), Москвы (31,2 млн. руб.), Свердловской области (19,8 млн. руб.), Воронежской области (13,5 млн. руб.), Красноярского края (9,5 млн. руб.), Московской области (9,0 млн. руб.). Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы увеличилась в 26 субъектах РФ. Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в отраслях социальной сферы имеют Республика Саха (Якутия), Амурская, Кировская, Волгоградская, Иркутская, Камчатская области - от 123 млн. до 285 млн. руб.
Еще один высказанный премьером тезис: устойчивость ситуации в стране не вызывает у правительства России никаких сомнений. Даже внешние факторы, такие, как цены на нефть или изменение курса валют, неспособны поколебать сформированного запаса прочности. При этом сокращаются масштабы оттока капитала из России, особо подчеркнул М.Касьянов. Если в первом квартале прошлого года из страны уходило порядка $1млрд. в месяц, то в апреле текущего года, по его словам, зафиксирован чистый приток капитала.
В приведенных премьером данных можно усомниться по одной простой причине: постоянного несовпадения информации правительства с данными ЦБ. Так, по оценке кабинета, объем оттока капитала в 2002 году составлял $11 млрд., по оценке Центробанка РФ – $21 млрд. При этом, в опубликованной ЦБ РФ оценке платежного баланса России за 2002 г. отмечалось, что наряду с сокращением официального оттока капитала из страны бегство капитала продолжало возрастать, несмотря на заявления правительства об обратном. Это свидетельствует о неэффективности мер правительства по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности России, сделал вывод Центробанк. По мнению экспертов, вряд ли за несколько месяцев ситуация могла кардинально измениться.
Кстати, об инвестициях. Как заявил в своем выступлении М.Касьянов, объем иностранных инвестиций в российскую экономику с начала этого года составил $6,3 млрд., увеличившись по сравнению с прошлым годом почти на две трети. Объем внутренних инвестиций в экономику страны в первом квартале с.г. увеличился почти на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе рост инвестиций в апреле составил 12,8%. Однако в том, что инвестиционный дождь заливает Россию, также можно усомниться, хотя бы опираясь на данные того же Центробанка, согласно которым по итогам 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составил порядка $3 млрд., что оказалось на 24,6% ниже, чем в 2001 г. ($3,98 млрд.) и на 32,3% меньше по сравнению с 2000 г. ($4,43 млрд.) (!). Премьер хочет нас заставить поверить в чудеса, так в экономике их не бывает. Просто все по-разному считают.
Отметил премьер и успехи российской банковской сферы. По его словам, в первом квартале снизилась скорость обращения денег, что позволило существенно насытить экономику деньгами. В то же время доля денежных расходов в экономике достигла 86,5%, увеличившись с начала года на 5%. Снижение процентных ставок по кредитам увеличивает объемы кредитования в экономике: по словам Касьянова, в прошлом году кредитование предприятий увеличилось на треть. Еще одно достижение - в 1 квартале текущего года объем банковских вкладов физических лиц увеличился на 10%, причем опережающими темпами росли рублевые депозиты, прежде всего долгосрочные. При падающем курсе доллара такую тенденцию вряд ли можно назвать нелогичной, однако, судя по словам премьера, он относит ее к доказательствам стабильности банковской сферы.
Однако и тут у Касьянова есть оппоненты. Руководитель отдела финансовых организаций и рынков управления по вопросам денежно-кредитной и валютной политики МВФ Арне Петерсен считает, что банковская структура России не обладает достаточной прозрачностью и качественным корпоративным управлением. Последнее исследование МВФ по России, опубликованное 30 мая, показало, что в финансовом секторе существуют слабые места, в частности, происходит недостаточно хороший рост капитала, выявлены определенные проблемы с участием в банковском секторе частных банков, что послужило поводом для рекомендаций фонда закрыть нежизнеспособные банки и впредь не выдавать им лицензии. Кроме того, отчетность банков, подготовленная по российским стандартам, показывает, что в целом банки хорошо капитализированы, но качество капитала вызывает вопросы, а отчетность плохо отражает риски потери обеспечения ссуд. Выступая на XII Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, Петерсен представил данные стресс-теста, целью которого являлось испытать сегодняшние статистические показатели российской банковской системы в условиях кризиса, аналогичного августовскому 1998 года. Проведя исследование, эксперты убедились в том, что банковская система РФ сохраняет уязвимость, которая способна проявиться, как только цены на российские энергоносители, прежде всего нефть, упадут. Не слишком оптимистичный вывод.
Еще один настораживающий аспект в выступлении премьера перед депутатами – М.Касьянов заявил, что правительство России примет окончательное решение о предельном росте тарифов на услуги естественных монополий в 2004 г. в августе. При этом недавно принятое правительством решение о предельном росте тарифов на газ в 2004 г. на 20%, на электроэнергию на 16% и на железнодорожные перевозки на 12% – он назвал "не окончательным", обещая еще раз вернуться к этому вопросу.
Какое решение последует в августе? По оценке экспертов, правительство намерено еще более увеличить планку предельного роста тарифов, удовлетворив требования отраслевых монополистов. Однако уже сегодня тарифная составляющая обуславливает не менее трети роста инфляции. И если рост тарифов продолжится, напряженности в социальной сфере избежать не удастся, несмотря на достижение населением «докризисного уровня» благосостояния.
Оптимистичных заявлений на другие темы было также много. Например, что за первый квартал текущего года прирост ВВП составил 6,6%, на основании чего можно спрогнозировать годовой прирост ВВП, как минимум, не меньше прошлогоднего. Также премьер отметил, что с начала года экспорт предприятий перерабатывающего сектора вырос на 4,5%, и правительство намерено закрепить эту положительную тенденцию. Кроме того, по его словам, в бюджете 2004 года запланировано выделение $500 млн. на поддержку российского промышленного экспорта, а самой оптимальной для экономики России ценой на нефть является $20 за баррель. А еще премьер пообещал, что с переходом армии на контрактную основу будет исключена даже теоретическая возможность военнослужащим срочной службы оказаться в "горячей точке".
Правда, вместо прошлогодних победных реляций насчет рекордных урожаев прозвучало предупреждение о готовности правительства запустить механизм зерновых интервенций в случае, если цены на хлеб в стране выйдут за допустимые пределы. Однако что считать допустимым, премьер не уточнил. В этой связи вспоминается, как вице-премьер А.Кудрин два года назад в одном из интервью сказал, что буханка хлеба стоит 24 рубля…
В завершениe пребывания в нижней палате Михаил Касьянов прокомментировал предложение лидера СПС Бориса Немцова о том, чтобы "президент стал премьер-министром" и чтобы "правительство возглавил человек с уровнем доверия выше 70%". Комментарий был очень похож на заранее предусмотренный сценарием, так как, во-первых, Касьянов выступил против того, чтобы президент РФ стал премьер-министром, то есть, показал себя твердым приверженцем российской Конституции, пояснив, что речь идет о "вопросе принципиального характера - о российской государственности, о политическом строе". Во-вторых, Касьянов указал на "абсолютную необходимость" того, чтобы президент и правительство работали "в полном согласии", подчеркнув, что последние три года так и происходит, причем не только в тандеме премьер - президент, но и в альянсе правительства с Государственной думой и Советом Федерации. При этом он выразил надежду, что дружба и согласие сохранится и при работе с Думой и Советом Федерации будущего президента и будущего правительства.
Раз так все хорошо, то, может быть, назначенную на 18 июня расправу левой и правой оппозиции с премьером отменить? Зачем нарушать гармонию…
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту